Зачем нужен компьютер в образовании? В чем новизна электронных образовательных продуктов? Как они влияют на педагогические технологии? Каковы ключевые параметры компьютеров и сетей для электронного контента? Как заинтересовать педагогов и учащихся в применении компьютерных технологий обучения?
Ответы на все эти вопросы даны в книге Александра ОСИНА «Мультимедиа в образовании: контекст информатизации», которая готовится к печати в московском издательстве – агентство «Издательский сервис». Основная цель книги – не детали разработки мультимедиа продуктов, которые достаточно хорошо изложены в отечественной и зарубежной литературе, а общее исследование методологии создания и применения, концепции развития образовательных электронных изданий и ресурсов.
Информатизация образования представляется автору в виде пирамиды, основанием которой служат новые электронные образовательные продукты. Боковые грани – подготовка кадров, компьютеры с телекоммуникациями и, конечно, внедрение результатов. Замечательным свойством пирамиды является то, что каждая грань непосредственно примыкает к трем другим. И именно высокая связность направлений информатизации – залог ее успеха.
Сегодняшние представления об информатизации образования часто сродни ощущениям людей, которые пришли в библиотеку, не умея читать. Один знает три буквы, другой – десять, остальным окружающее представляется морем иероглифов.
В книге А. В. Осина выясняется, что букв всего около трех десятков. Из них складывается совсем небольшое количество ключевых слов. А затем из этих слов составляются полезные предложения. Книга написана для тех, кто хочет научиться «читать» в век информационных технологий. С этой книги может начать школьный учитель или преподаватель вуза, у которого слово «информатизация» вызывает и интерес, и опасение. Но, пожалуй, целевая аудитория – «лица, принимающие решения» – руководители органов образования и организаторы исследований и разработок в различных направлениях информатизации.
Сегодня мы начинаем публикацию некоторых глав книги Александра Васильевича Осина «Мультимедиа в образовании: контекст информатизации».
Образование и компьютер
«Компьютеризация», «информатизация образования», «компьютерные технологии обучения» – эти термины сегодня, пожалуй, самые употребляемые в педагогическом сообществе. Информатизация образования вступает на качественно новый уровень: решается задача массового использования компьютерных технологий в общем и профессиональном образовании. По существу, это означает, что время пилотных проектов, разных подходов и диаметральных мнений, исходящих из фрагментного опыта, закончилось. Самое время задать вопрос: «А зачем вообще компьютер в образовании?» С какой стати он врывается в традиционное образовательное пространство, включающее и старую добрую книгу, и мудрого терпеливого учителя, и добросовестного, в меру ленивого ученика?
Вполне вероятно, некоторые педагоги представляют себе дело так: прогресс цивилизации, люди изобрели и широко используют компьютер, теперь надо его изучать, как явление природы. На самом деле все ровно наоборот.
Уже достаточно много лет весь мир говорит об «информационном взрыве», огромной скорости обновления знаний, непрерывном появлении новых профессий, необходимости постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Все это действительно так. Тогда возникает два принципиальных вопроса. Как адаптировать к такой ситуации школу, техникум, вуз, если и без того проблема перегрузки школьников, студентов и преподавателей стоит очень остро? Второй вопрос – как организовать массовое послевузовское образование (послешкольное или другое «после» – после учебы в образовательном учреждении), непрерывное, нужное человеку в течение всей активной жизни? Другими словами, нужно поддерживать весь комплекс образовательных услуг для детей и взрослых, в школе и дома, возможно, в каких-то еще «Пунктах образования» типа библиотеки или Интернет-кафе с педагогической поддержкой. Сегодня этот комплекс называют «открытое образование».
Первое, что приходит в голову при рассмотрении такого вороха проблем, – где взять учителей? Идеально – каждому ученику по наставнику (а лучше – несколько, разных профилей). Это невозможно. Даже сегодняшняя классно-урочная система требует слишком большого количества преподавателей.
Как часто бывает, решение проблемы подскажет исторический опыт. Вспомним средние века – появление книгопечатания во многом способствовало созданию первых университетов. С этого времени можно говорить о массовом образовании, об образовании как отрасли. Причина, конечно, в том, что книга определила сектор самостоятельной учебной работы как неотъемлемую часть учебного процесса.
Если справедливо утверждение о спиральном ходе исторического развития, то, похоже, компьютер появился «в нужное время и в нужном месте». Ведь именно это интеллектуальное устройство способно совершить очередной прорыв в области самостоятельного обучения. Преподаватель при этом, конечно же, нужен, но функции его несколько изменяются. Кстати, об отмене книги тоже никто пока, к счастью, не говорит. Она, как и учитель, вечна хотя бы потому, что необыкновенно удобна всегда и везде.
Итак, доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы. Когда-то книга совершила переворот в образовании, превратив его в отрасль мирового хозяйства. Компьютер призван совершить следующий скачок – разрешить кризис образования, требующего постоянного увеличения количества педагогов при разрастании их нетворческих функций.
Известно, что самостоятельная учебная работа эффективна только в активно- деятельностной форме. Каждый из нас хорошо знает, как трудно заставить себя читать незнакомый текст, добывая таким образом новую информацию. Даже если новые знания преподносят в иных, казалось бы, готовых формах, проблема остается. Пример угасающего учебного телевидения со всей очевидностью показывает бесполезность пассивного наблюдения потока вещаемой информации.
Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс, – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение сектора самостоятельной учебной работы.
По существу, за термином «активно-деятельностная форма» (АДФ) стоит хорошо знакомый каждому принцип обучения. Общеизвестные понятия «опыт работы», «обучение на практике» обычно характеризуют твердые знания, умения, навыки. Базисом для таких оценок является представление о производственной, активно-деятельностной природе получения такого прагматичного образования. Приведем частные примеры.
Предположим, вы изучаете программирование. Не секрет, что упорное чтение учебников в данной предметной области дает немного. До тех пор, пока вы не начнете писать и отлаживать хотя бы самые простые программы, учебник по программированию, как пирамида Хеопса – солидно до священного ужаса, но для жизни бесполезно. Понять все тонкости и нюансы иероглифов алгоритмического языка можно только в практике их применения, когда вы начнете ими оперировать, т.е. активно действовать.
Следующая ступень – совершенствование собственного искусства программирования. Самый быстрый и эффективный способ получить ответы на массу мелких и «хитрых» вопросов – обратиться за консультацией к более опытному коллеге. Известно, что программист быстрее всего растет именно в хорошем профессиональном окружении. Постоянные контакты с коллегами также являются вариативом активно-деятельностной формы обучения.
Другой пример – из повседневного быта. Вы купили новый бытовой прибор, например телевизор или СВЧ-печь. Каждый из нас приступал к изучению новинки, читая инструкцию по применению. Дело это непростое, и нужны определенные усилия для того, чтобы дочитать текст до конца. Однако умение обращаться с прибором не приходит с последней страницей инструкции. Появляется оно тогда, когда мы начинаем действовать – оперировать с прибором шаг за шагом, опираясь на инструкцию. Такой способ обучения и интереснее, и эффективнее. А если есть человек, который все покажет и расскажет, то эффективность обучения (т.е. скорость и глубина понимания, практичность навыков и умений) возрастает многократно.
В обоих примерах имелись две ступени АДФ. Первая – это изучение «неживых» объектов, когда активен, деятелен обучаемый, он инициирует те или иные управляющие воздействия на объект и получает определенные результаты. На второй ступени обучаемый общается с людьми. Инициатива его, но в ответ он может получить больше, чем запрашивал, быстрее и в разных формах, одна из которых будет ему понятной. Здесь можно уже говорить об инициативе, активности, деятельности другой стороны. Этот случай – типичный интерактив.
Таким образом, мы видим, что активно-деятельностная форма обучения и интерактив – неразрывно связанные, в ряде случаев тождественные понятия.
Новые педагогические инструменты
Отправной точкой, аксиомами при анализе возможностей компьютерных технологий обучения являются два очевидных соображения:
Компьютер не заменяет преподавателя и в обозримом будущем заменить не сможет.
Действительно, интеллектуальное техническое средство в известной степени моделирует деятельность преподавателя. Но эта модель далека от мощной «экспертной системы» специалиста-предметника, тем более она не претендует на роль педагога-воспитателя. Компьютер способен исполнять некоторые функции, ранее присущие только преподавателю: анализировать действия обучаемого и выдавать подсказку, задавать вопросы и оценивать ответ, отвечать на вопросы, раскрывая те или иные темы предметной области, в том числе – вариативно. Конечно, круг вопросов и тем, число вариаций определены заранее. Специалист же может ответить (почти) на любой вопрос, в том числе и неудачно сформулированный. Причем ответ будет дан в формулировке, соответствующей возможностям ученика, с учетом многих внешних обстоятельств и факторов его личности. Справедливо было бы отметить, что разработки подобных возможностей ведутся и в информатике, в частности в направлении, называемом «экспертные системы». Видны и более простые шаги совершенствования, например вариативное представление информации не составляет принципиальной трудности. Однако вряд ли в обозримом будущем возможности педагога и компьютера будут хотя бы сравнимы.
Электронное издание не должно дублировать книгу, напротив, ЭИ должно быть нацелено на задачи, которые полиграфические издания не решают.
Подчеркнем, что ЭИ не должно именно дублировать. Когда книги попросту нет, крайне полезен и электронный текст. Применение компьютера для воспроизведения текстовых образовательных продуктов оправданно, если книга малодоступна (редкая, новая) или такой книги вообще не существует. Достаточно часто требуется множество источников, каждый из которых используется в небольшом объеме и далеко не ежедневно, так что держать под рукой большую библиотеку нецелесообразно. Это дорого, требует много места, продуманной системы поиска в массиве книг и т.д. Собственно, для этого и существуют обычные библиотеки. Компьютер в Сети решает все перечисленные проблемы, дополняя возможности классической библиотеки информационными ресурсами, которых нет в полиграфическом исполнении, устраняя неудобства удаленности хранилища и сводя к минимуму затраты на поиск нужного материала. И уж совсем очевидными преимущества электронного представления становятся в случае, когда информация по предметной области быстро изменяется, например в новых областях знаний и технологий.
Третье соображение – «домашнее»: необходимо в полной мере использовать все возможности информационных и мультимедиатехнологий как для повышения качества образования, так и для решения специфических для стран СНГ проблем педагогических кадров, некомплекта лабораторий, отсутствия культурной среды по объективным географическим и субъективным экономическим причинам.
Продолжение следует
Комментарии