Одна из главных задач создателей ЭИР для образования – максимальная эффективность нового продукта. Ясное понимание возможностей компьютера дает в руки аппарат для методического анализа и формирования требований к электронным изданиям. По существу, компьютер дает нам:
интерактив,
мультимедиа,
моделинг,
коммуникативность,
производительность.
Интерактив в переводе с английского означает всего лишь взаимодействие. Однако именно взаимодействие (путем согласия или борьбы) с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования. Понятно, что в образовательном процессе роль интерактива трудно переоценить. Здесь компьютер предоставляет поистине революционные возможности.
Иногда понятие интерактива заменяют термином «диалог», а интерактивный режим работы с компьютером называют диалоговым. Пожалуй, это не совсем точно – лингвистическое понятие обмена информацией несколько более узкое, чем понятие интерактива. Например, два боксера на ринге редко беседуют во время боя, но их взаимодействие, безусловно, можно назвать интерактивом. Ровно так же пользователь не только передает компьютеру информацию в символьном или звуковом представлении. Все более отчетливо просматривается тенденция расширения сектора взаимодействия, связанного с вазомоторными реакциями, показаниями различных датчиков, отражающих состояние пользователя. Особенно ясно это направление просматривается по мере внедрения технических средств виртуальной реальности.
Дадим формулировку интерактива с точки зрения использования его в качестве педагогического инструмента. Итак, интерактив – это взаимодействие. Чаще всего подразумевают бинарные взаимодействия. По существу, термин означает поочередные «высказывания» (в широком смысле – от выдачи информации до произведенного действия) каждой из сторон. Причем каждое высказывание производится с учетом как предыдущих собственных, так и высказываний другой стороны.
Существенно, что такое определение интерактива снимает некоторые вопросы, связанные с традиционными учебными материалами. Например, после «глубоких размышлений» над сутью термина иногда говорят: «Книга тоже интерактивна». Основанием для таких выводов служат аналогии: оглавление – меню, страница – экран. Такое простое взаимно-однозначное соответствие элементов двух множеств определяет на компьютерном языке «линейную навигацию». Если же проанализировать данное выше определение интерактива, уже в первом приближении очевиден нелинейный характер «движения» по информационному массиву, заложенному в компьютер. Отличие становится еще более явным, когда компьютер продуцирует очередное высказывание, т.е. выдает информацию, изначально не заложенную в память. В этом случае очередное «высказывание» генерируется на основе предыдущих. Сравните: все, что можно взять из книги, изначально и всегда присутствует на ее страницах.
Самый простой и распространенный сегодня пример продуцирования – результаты математического моделирования. Изначально их нет в памяти ПК, эта информация продуцируется на основе исходных данных по алгоритму, заложенному в используемой модели. Более сложные примеры относятся к так называемым экспертным системам, генерирующим ожидаемую информацию на основе анализа множества исходных предпосылок и данных, связь которых с требуемым результатом неочевидна.
Таким образом, сформулированное определение интерактива обладает достаточной общностью и характерными признаками, пригодными для аналитической работы.
Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. во всех известных сегодня формах (multi – много, media – способы, средства). Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания картины, музыки или способов искусственного дыхания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиасреда намного выше по информационной плотности, чем традиционные способы передачи информации. Действительно, одна страница текста, как известно, содержит около 2 Кбайт информации. Преподаватель произносит этот текст примерно в течение 1-2 мин. За ту же минуту полноэкранное видео приносит порядка 1,2 Гбайт информации. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем миллион (Г/К ( 106) раз услышать». Безусловно, к простой арифметике нужно добавить еще массу психофизиологических факторов, тогда мы получим взвешенную оценку. Известно (исследования института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%.
Моделинг в современных условиях понятие достаточно широкое. Прежде всего, это, конечно, моделирование реальных объектов и процессов с целью их исследования. Компьютерное моделирование родилось практически вместе с ЭВМ, и в настоящее время это самостоятельная наука. Вычислительная математика дала основу для построения моделей объектов, процессов, явлений, исследование которых аналитическими методами было очень приблизительно или невозможно. Модели исследовались численными методами с помощью электронных вычислительных машин. Широко используются и модели, в основу которых положены аналитические выражения той или иной степени сложности, целый класс составляют функциональные модели, основанные на принципе «черного ящика», и многие другие. Все это множество объединяется понятием имитационного моделирования.
Сегодня мы предпочитаем использовать термин «компьютер» вместо ЭВМ. И хотя суть от этого не меняется (computer в переводе – «вычислитель»), замена термина в русском языке отражает скорее всего множество отнюдь не вычислительных функций современного компьютера. Примерно так же моделинг объединяет имитационное моделирование и функциональное представление объектов окружающего мира. В последнее время на базе мультимедиатехнологий все чаще используется воссоздание естественной окружающей среды, с тем чтобы приблизить взаимодействие пользователя с компьютерным продуктом к его естественному поведению в реальном мире. Представление внешних объектов и методов взаимодействия с ними пользователя наряду с имитационным моделированием изучаемых процессов и явлений объединяется понятием моделинга.
Польза моделинга для обучения не вызывает сомнений – всем все ясно на интуитивном уровне. Однако стоит заметить, что моделинг – это бесконечное множество возможностей – от простейшей параметризации задач до виртуальной реальности. Важно, что сегодня в образовательных продуктах мы моделируем не только стилизованный, упрощенный до определенного уровня представления предмет изучения. Моделируются естественная окружающая среда и действия пользователя в ней, например, работа в виртуальной лаборатории, посещение музея, экскурсия по городу. Применения этих возможностей нужно настойчиво искать в каждом учебном ЭИР независимо от предметной направленности.
Коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, контроль за состоянием процесса. Все это достигается объединением компьютеров в глобальные и локальные сети. Понятно, что речь идет о контактах удаленных друг от друга субъектов. Более точным был бы термин «телекоммуникативность», но мы не будем использовать это слово в силу явной «придуманности» и труднопроизносимости. Наиболее эффективная форма использования компьютерных сетей – on-line (почти real time), однако сегодня коммуникации on-line возможны далеко не во всех приложениях.
Другая возможность глобальных сетей – доставка (off-line, продолжительное время) цифровых информационных массивов пользователю. При этом массив записывается на некоторый носитель, а затем уже используется в реальном времени.
Разумное использование телекоммуникаций и локальных сетей предоставляет огромные возможности для образования. Однако при этом крайне важна взвешенная оценка методических преимуществ и технических ограничений сетей (особенно глобальных) для выработки оптимальных решений.
Производительность в контексте использования компьютера означает автоматизацию нетворческих, рутинных операций, отнимающих у человека много сил и времени, т.е речь в данном случае идет о производительности труда пользователя. Быстрый поиск необходимой информации по ключевым определениям в базе данных, доступ к уникальным изданиям электронных библиотек и другие операции справочно-информационного характера мы с удовольствием и огромным облегчением перекладываем на плечи компьютера. Экономия времени и сил колоссальна, удобство и эргономичность работы порождают энтузиазм и прилив творческой энергии.
Если перечисленные возможности компьютера рассматривать с точки зрения образования, то это пять новых педагогических инструментов.
Действительно, интерактив позволяет, например, организовать самоаттестацию, т.е. проверить свои знания без участия преподавателя. В истории образования такая возможность появилась впервые.
Коммуникативность решает многие вопросы доставки информации в кратчайшие сроки, позволяет дистанционно управлять учебным процессом, обеспечивает консультации с квалифицированными педагогами, где бы они ни находились. Это также совершенно новые возможности.
Рост производительности труда пользователя компьютера исчисляется в ряде случаев порядками. Достаточно сравнить огромные возможности баз данных, электронных энциклопедий, поисковых машин в интернете со старыми технологиями поиска справочной информации, необходимых книг, статей, и переход количества в качество становится очевидным.
Продолжение. Начало в № 7
Комментарии