Концептуально новые возможности дает сочетание интерактива, мультимедиа и моделинга. Интеграция этих инструментов порождает новое качество в представлении и познании мира. Постараемся разобраться – что концептуально нового принес компьютер. Наши знания об окружающем мире, представление реальности можно разделить на три основных множества: объекты, процессы, абстракции. Качество знаний напрямую связано с уровнем адекватности представления элементов этих множеств.
На первый взгляд, самым простым для понимания является множество объектов. Их наглядное представление родилось много тысяч лет назад в наскальных рисунках. Следующий, более высокий уровень адекватности, – живопись – (развилась уже в нашу эру). Очередной скачок в приближении к реальности – фотография, затем – голографические трехмерные изображения объектов (появились порядка столетия назад). Это уже практически современность.
Фиксировать, сохранять запись и демонстрировать процессы научились тоже сравнительно недавно. Звукозапись (аналоговый фонограф и магнитофон, цифровой компакт-диск и соответствующие устройства воспроизведения) практически достигла в наше время предела совершенства – стереозвук предельно высокого для человеческого уха качества совсем не редкость. Современные кино и видео довольно точно отображают динамику в видеоряде. В последние годы делаются попытки донести до широкой публики и объемный (стерео) видеоряд.
Абстракция непосредственно связана с человеческим мышлением. Математика и философия, экономика и политика, науки о материи и Вселенной в значительной части опираются на абстрактное мышление. Распространение в обществе элементов этого множества напрямую связано с книгоизданием, причем, похоже, книга еще долго будет основным носителем абстракций.
Итак, адекватность отображения объектов и процессов реального мира росла с развитием цивилизации и в настоящее время находится, по меньшей мере, на пороге совершенства. Чего же не хватает для полной адекватности представления – уровня, который можно назвать виртуальной реальностью? Нужно, чтобы объекты и процессы «ожили» – объектами можно было бы манипулировать, а в процессы вмешиваться, например, с целью изучения. Именно эти возможности отличают для человека реальный мир от его отражения в зрительно-слуховых образах. Переводя сказанное в термины информатики, требуется взаимодействие с объектами и процессами, т.е. интерактив. Ответные реакции объектов и процессов обеспечит моделинг, а внешне адекватное их отражение во всех возможных формах – мультимедиа.
Получается, что с помощью компьютера человечество делает качественный скачок в представлении окружающего мира. Впервые с помощью интерактива, мультимедиа и моделинга мы получаем не описание реальности в символьных абстракциях (книга), не аудио/видеоотражение объектов и процессов, а принципиально полную модель окружающего мира, которую можно характеризовать как адекватное представление и, при совершенстве компонентов, использовать термин «виртуальная реальность».
Конечно, реальность, «данная нам в ощущениях», включает еще запах, вкус, ощущение теплого и холодного, мягкого и твердого, реакции на элементарные механические воздействия и пр. Однако реагировать на движения пользователя компьютер с помощью датчиков уже может, а включение в сферу восприятия виртуальной реальности обоняния и осязания – дело обозримого будущего, эксперименты уже идут.
Очевидно, что новые возможности представления реальности вместе с технологическим прорывом в области телекоммуникаций и повышения производительности пользователя окажут огромное влияние на образование. Именно поэтому интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и производительность мы рассматриваем как новые педагогические инструменты.
ЭИР и педагогические технологии
Важнейшей проблемой информатизации образования является отношение педагогического корпуса к компьютерным технологиям обучения (КТО). Спектр мнений здесь достаточно широк: от полного неприятия до восторженной поддержки. Одни приписывают КТО фантастические возможности и высказывают опасения, что компьютер вытеснит преподавателя из школы и вуза, другие считают компьютер лишней обузой. В этих условиях необходимо отчетливо представлять возможности и роль компьютера в образовательном процессе, потенциал компьютерных технологий обучения и влияние КТО на состав и содержание преподавательской работы.
Начиная рассматривать эти вопросы, стоит напомнить, что компьютер – это не «Х-лучи»: вечером надел шлем, а утром стал специалистом. Известный фильм «Матрица» – пока всего лишь фантастика, в большей мере философская притча, нежели образец педагогических технологий будущего. Сегодня и в обозримом будущем структура образовательного процесса не меняется, она такая же, как и тысячи лет назад. Упрощенно можно представить процесс обучения из трех компонентов.
Получение (передача/прием) информации. Платон, как известно, делал это в основном в устной форме, беседуя с учениками в саду. Современные педагоги читают лекции, проводят уроки, вещая в аудиториях.
С появлением в XV в. книгопечатания малодоступные рукописи уступили место многотиражным полиграфическим изданиям, что в значительной мере индивидуализировало получение информации, определило роль самостоятельной (без преподавателя) работы как неотъемлемой части учебного процесса. Технологии ХХ в. дали технические средства обучения, дополнившие аудиторную лекцию аудиовизуальными иллюстрациями. Кроме того, ТСО существенно расширили возможности самостоятельного, «домашнего», обучения.
Практические занятия. Уже не одну тысячу лет они служат для усвоения информации, трансформируя ее в умения, навыки, прагматические знания. Решая в классе математическую задачу, проводя физический эксперимент, коллективно обсуждая литературное произведение или философскую проблему, мы понимаем, как применять информацию для получения определенного результата.
С появлением книг и учебных лабораторий в практических занятиях, как и в получении информации, быстро развивались формы индивидуальной самостоятельной работы. Тем не менее по-прежнему очевидны ценности коллективного аудиторного практикума, это преимущества «мозгового штурма». Действительно, коллективная образовательная среда под управлением специалиста-предметника дает учащемуся возможность перенять чужой опыт, осветить неочевидные вопросы, быстро устранить собственные ошибки.
Аттестация. Этот компонент до настоящего времени претерпел минимальные изменения. С древнейших времен это проверка знаний в различных формах – от текущего опроса до комплексного экзамена, включающего решение конкретных задач в предметной области.
Итак, первоначально во всех трех компонентах образования превалировала «аудиторная» учебная работа с преподавателем. Появление книги стимулировало развитие самостоятельной учебной работы. Новые технические средства (ТСО, лаборатория) одновременно использовались как в аудиторной, так и в самостоятельной работе. Постоянное расширение возможностей получения информации, развитие новых практикумов отнюдь не ослабили роль педагога, но лишь несколько изменили технологию и акценты в его работе. Например, «домашнее задание» составляет неотъемлемую часть современного учебного процесса. Но включили педагоги этот элемент в технологию своей работы «всего лишь» несколько столетий назад.
Появление компьютера не просто продолжило тенденцию – грань между аудиторной и самостоятельной работой размывается; рождается новая форма – самоаттестация, все компоненты обучения объединяются обратными связями.
Действительно, работа с персональным компьютером (ПК) по определению самостоятельная. Однако нетрудно представить занятия в компьютеризованной аудитории под управлением и с содержательным участием преподавателя. В то же время компьютер – интеллектуальное устройство, он способен выполнять функции, ранее присущие только преподавателю: анализировать действия учащегося, подсказывать, отвечать на вопросы, оценивать усвоение материала. Получается, что и в аудитории, и дома учебный процесс квантуется на малые отрезки, которые с той или иной степенью условности можно относить либо к самостоятельному получению знаний, либо к моменту общения с преподавателем. В перспективе просматриваются методы проектной деятельности учащихся, которые интегрируют самостоятельную работу и работу с преподавателем.
Качественное отличие компьютера – интеллектуальность – позволило организовать самоаттестацию. Важно, что этот новый в образовательном процессе элемент может быть подключен на любом этапе, для оценки любой новой порции знаний (сравните: экзамен в вузе – раз в полгода, опрос на уроке в школе – как «повезет»). Причем сегодня это не просто текстовые тесты, хорошо известные еще со времен
ЕС ЭВМ. Современные компьютерные технологии позволяют проводить аттестацию на предметной базе, визуализируя необходимые объекты и процессы, контролировать не только теоретические знания, но навыки и умения, в том числе междисциплинарные.
Наконец, крайне важно, что на любом этапе обучаемый может легко вернуться к предыдущему компоненту (например, проблемы с практикой или аттестацией – обращение к исходной информации). Известно, что компьютер обеспечивает все известные на сегодня способы представления информации, унифицировав их в цифровом виде. Точно так же он способен объединить на одном носителе поддержку всех компонентов процесса обучения.
Изложенные соображения в основном связаны с традиционной, наиболее распространенной сегодня педагогикой, базирующейся на попредметном разделении картины мира. Известно, что реальные задачи приходится решать, привлекая знания (в том числе и новые) из разных предметных областей. Практическая ценность образования тем выше, чем больше у учащегося умений устанавливать межпредметные связи и в нынешних условиях информационного взрыва – самостоятельно получать новые знания, умения, навыки. Здесь компьютер может стать одним из ключевых инструментов.
Действительно, ровно так же, как ПК объединяет компоненты обучения в данной предметной области, он способен представить комплексную задачу, решение которой потребует обобщенного знания, набора навыков и умений, обеспечивающих достижение практической цели в реальных условиях. Примером могут служить комплексные тренажеры авиадиспетчеров или операторов АЭС, симуляторы условий полета или движения наземных транспортных средств. Здесь обучение происходит с привлечением информации, практических навыков, элементов аттестации из различных предметных областей, интегрированных в виртуальной среде, отображающей фрагмент реального мира.
С точки зрения преподавателя компьютерные технологии не только снимают рутинные проблемы, но и позволяют перейти от вещания к творческой дискуссии с учениками, совместным исследованиям, новым формам обучения, в целом – к более творческой работе.
С точки зрения обучаемого компьютерные технологии значительно индивидуализируют учебный процесс, увеличивают скорость и качество усвоения учебного материала, существенно усиливают практическую ценность, в целом – повышают качество образования.
Замечательные перспективы, разумеется, могут быть реализованы в процессе постепенного продвижения. Причем не только в направлении создания все более совершенных образовательных электронных продуктов. Очевидно, что широкое распространение ЭИР, внедрение компьютерных технологий обучения потребует изменений в технологии работы преподавателя. Представим себе несколько примеров. Оттолкнемся от традиционного построения урока в школе: опрос – коллективное решение задачи – объяснение нового материала (по существу: аттестация – практикум – информация).
Главная проблема промежуточной аттестации в классе – выборочность. О фронтальном опросе приходится только мечтать (нет времени), об индивидуальных рекомендациях каждому ученику – тоже. А теперь представим себе класс, в котором каждый ученик начинает урок с проверки усвоения пройденного за компьютером. Результаты проверки (необязательно только итоги тестирования информационной памяти, возможна и оценка решения разнообразных задач) по локальной сети стекаются на компьютер учителя. Есть возможность определить не только степень усвоения текущей темы, но и проанализировать динамику изучения дисциплины в целом. Прямо в классе или после уроков можно скорректировать методику преподавания либо дать индивидуальные рекомендации и задания отдельным ученикам.
Построение следующего фрагмента аудиторного занятия существенно зависит от предмета. Возьмем, к примеру, математику. Вместо демонстрации решения новой задачи «у доски» можно предложить самостоятельное решение одной для всех или нескольких однотипных задач. Компьютер имеет возможность мониторить действия ученика, выдавая подсказки по этапам действий, формулировки теорем и т.п. Если возникают непреодолимые препятствия (кто-то оказался слабоват: либо ученик, либо авторы электронного продукта), в процесс вмешивается учитель. Преимущества такой технологии очевидны: работают все без исключения – от отличника до «камчадала».
Разумеется, предложенный вариант не является единственным, и уж тем более это не штамп, пригодный для всех дисциплин. Например, на уроке иностранного языка весьма эффективной является коллективная работа. Самый простой диалог «учитель – ученик» полезен и для всех присутствующих в классе. Более сложной, но и более интересной учебной формой является коллективное общение на заданную тему с распределением ролей. Как указывалось выше, коллективная работа, особенно аналитическая («мозговой штурм»), самоценна независимо от уровня информатизации. Но если это так, то крайне разумным было бы развитие форм коллективного творчества, в том числе – с выходом за границы аудитории. Компьютерные технологии обучения позволяют продвигаться и в этом направлении.
Представим себе домашнее задание с компьютерной поддержкой: группа учащихся выходит в глобальную сеть, где для них приготовлена ситуационная обучающая игра, адекватно представляющая, скажем, сцену в аэропорту. Каждый ученик выбирает себе роль, группа общается под управлением анимированного персонажа (служащий аэропорта), совершенствуя навыки иностранного языка. Подобные формы совместной работы удаленных пользователей уже реализуются под общим названием «collaborative work».
Однако вернемся в класс и рассмотрим эволюцию третьего типового фрагмента урока – объяснения нового материала. Изо дня в день учитель делает это, повторяясь или с вариациями, в нескольких классах одного года обучения. Теперь представим себе иной вариант: «Дети, я не стану вам рассказывать про Южную Америку. Надели наушники и поработали с компьютером». Учитывая, что информационная плотность мультимедиа-продукта много выше описания в устном изложении, времени для передачи необходимой информации в аудиовизуальном интерактивном формате потребуется значительно меньше. Тогда сэкономленные минуты можно (и нужно) посвятить обсуждению, ответам на вопросы. По существу, от вещания педагог переходит к дискуссии с подготовленными (пока только в данном сегменте предметной области) специалистами. Выгоды очевидны для обеих сторон, преимущества творческой работы в активно-деятельностной форме неоспоримы.
Понятно, что приведенные примеры не охватывают весь спектр возможностей компьютерных технологий обучения. Нужно прямо сказать, что далеко не все составляющие этого спектра проработаны или хотя бы обозначены. Мы попытались только ориентировать вектор изменения педагогических технологий. На наш взгляд, верная ориентация имеет крайне важное значение: бездумное перенесение традиционных приемов на компьютер не только не даст эффекта, но может навредить образованию. Ярким примером может служить профанация реферативной работы с использованием печально известного (и исключительно хорошо посещаемого) сайта referat.ru. Когда слышишь, что в результате информатизации школьники и студенты будут готовить «мультимедиарефераты», комментарии излишни.
Совсем другое дело, что изменение педагогических технологий невозможно «одним махом». Революции здесь исключены, только постепенно, эволюционным путем мы сможем убедить педагога в безусловной полезности информатизации. Причем согласия с представлениями продвинутых энтузиастов недостаточно, задача заключается в том, чтобы педагогический корпус стал не просто сторонником, но создателем новых педагогических технологий, учебных материалов нового поколения, новой инфраструктуры образования.
Понятно, что преподавателю непросто перестроиться, привыкнуть к мысли, что аудиторные занятия – необязательно традиционная лекция, или что домашнее задание – это коллективный труд. Необычным кажется, что главная ценность во время сессии – конспект лекций – может стать легкодоступным в компьютерной сети, а зачеты можно сдать, не выходя из дома.
Сегодня школьный учитель после эмоционального обсуждения уровня зарплаты чаще всего жалуется на нехватку наглядных пособий, а преподаватель вуза – на слабую лабораторную базу. В этой связи замечательные возможности электронных наглядных пособий и виртуальных лабораторий весьма актуальны. Видимо, разумное решение назревших проблем средствами ЭИР будет естественным первым шагом на пути к новым педагогическим технологиям.
1.7. ЭИР и книга
Уже несколько столетий, произнося слова «учебные материалы», мы мысленно представляем себе полиграфические издания: книги, брошюры, периодику и т.д.
В XX в. монополию книги в образовании попытались нарушить так называемые технические средства обучения. Кинолента, а затем видеокассета, грампластинка и аудиокассета, комплект фотослайдов стали носителями нового представления объектов и процессов окружающего мира. Следующий шаг в этом направлении сделали образовательные электронные издания и ресурсы, которые принесло нам развитие информатики и вычислительной техники на рубеже XX-XXI вв.
Итак, сегодня мы знаем и используем три группы учебных материалов – печатные, аудиовизуальные (группа ТСО) и электронные издания и ресурсы, воспроизводимые на компьютере. Заметим, что книге около 500 лет, ТСО – чуть меньше 50, ЭИР – чуть больше 5 (в России). Попробуем сравнить их, проанализировав достоинства и недостатки.
Книга более чем хорошо известна уже очень многим поколениям, привычна в образовании, работе, досуге. Главное ее преимущество в простоте использования. Не нужно никаких дополнительных средств, чтобы читать за столом, на лужайке или в вагоне метро. Главный недостаток – текстовый вид информации. Он слишком неуклюж для описания многих вещей, например, произведений искусства или последовательности действий. Кто из нас не пытался разобраться в печатных инструкциях, скажем, к стиральной машине? Нужен определенный навык, море упорства и много времени, чтобы одолеть этот текст. В то же время мы добиваемся желаемого всего за несколько минут, если нам кто-то покажет, как обращаться с этим премудрым аппаратом.
Технические средства обучения дают аудиовизуальную информацию. Это значительный плюс. Но имеется и три существенных минуса. Во-первых, ТСО не интерактивны, максимум, что мы можем себе позволить, – посмотреть (послушать) еще раз с начала или с середины. А, например, решая проблему механической стирки с инструктором, мы не раз его остановим, переспросим, зададим вопросы, не предусмотренные детерминированными изданиями (книга, видеокассета). Во-вторых, ТСО достаточно «громоздки» в использовании – аудиодиск «не прочтешь» без плеера, а уж телевизор носить в кармане и вовсе неудобно. Но если и это как-то принять, то выступает третий минус – устройства воспроизведения слишком разнородны. Хорошо оборудованная ТСО аудитория должна включать гору разной техники (вспомните домашние аудио/видео комбайны и прикиньте время морального старения каждого типа звуковой или видеоаппаратуры).
ЭИР тоже требуют аппаратной поддержки – компьютера. И это их значительный минус в сравнении с книгой. Зато во всех других аспектах – плюсы. В 80-х гг. прошлого века компьютер научили работать не только с символьной (буквы, цифры) информацией, но и с аудиовизуальной. По сути, видеоряд и звукоряд научились эффективно кодировать в цифровой форме. В результате любую информацию во всех известных на сегодня видах: текст и числовую таблицу, рисунок и фотографию, анимацию и видео, музыку и речь на физическом уровне удалось сохранить в едином – цифровом коде. Появился термин «мультимедиа» (multi – много, media – способы, средства), означавший возможность иметь на одном носителе содержательный продукт, включающий все возможные формы представления информации и способы ее усвоения. Соответственно и воспроизводился этот продукт на одном, практически одинаковом для всех устройстве – компьютере. Фотоальбом, кинофильм, музыкальное произведение, устный рассказ и, естественно, книга объединились в одном мультимедиапродукте в обрамлении «театральных декораций», с реализацией которых замечательно справляется компьютерная графика.
Крайне важным является то, что объединение текстовых и аудиовизуальных материалов не тривиальное, механическое. Компьютер обеспечивает интерактивный режим работы, и в лучших реализациях образовательных ЭИР с представляемыми на экране объектами можно взаимодействовать, а в процессы – вмешиваться. Если углубиться в суть интерактива, то с подключением мультимедиа и моделинга мы придем к адекватной модели окружающего мира и нашего поведения в нем. Отсюда и появился термин «виртуальная реальность».
Тем не менее лозунг «Книга – источник знаний» по-прежнему актуален. ТСО не удалось серьезно потеснить полиграфические издания в области учебных материалов. А вот с образовательными ЭИР ситуация, похоже, иная. Есть серьезные основания предполагать значительное расширение их доли и влияния на учебный процесс.
Понимание соотношения полиграфических и электронных изданий в образовании эволюционировало на протяжении последних десятилетий.
Простейшим представлением (70-е гг. XX в.) было дополнение книги ее электронной копией на дискете. Предполагалось, что в электронном варианте будут упрощены функции поиска и авторской компоновки нужных фрагментов текста. Однако такой вариант электронной книги не завоевал популярности, решения только одной задачи – повышения производительности пользователя – оказалось недостаточно.
Следующим шагом в понимании роли ЭИ (80-е гг. XX в.) стало представление о дополнении полиграфического учебника электронным продуктом, включающим контрольные вопросы (тесты) и элементарные упражнения с использованием простых математических моделей. Это был шаг в сторону использования новых возможностей учебного процесса, предоставляемых компьютером. Однако тогда еще не имели широкого распространения мультимедиатехнологии и компьютерные телекоммуникации. В итоге преимущества новых педагогических инструментов не были раскрыты в достаточной для массовой популярности мере.
В конце прошлого века (90-е гг.) получили практическое развитие Internet и мультимедиа. Множество новых педагогических инструментов компьютерных технологий обучения стало функционально полным, обеспечивающим необходимое методическое разнообразие. Соответственно начали бурно развиваться самые разные частные применения компьютера в учебных целях. В результате к началу XXI в. сформировались методические предпосылки современного понимания соотношения книги и электронных изданий/ресурсов в образовательном процессе. Попытаемся его сформулировать.
Прежде всего полиграфические и электронные издания сосуществуют в симбиозе, дополняя друг друга. Преимущества книги, не требующей для использования никаких технических средств, усиливаются 500-летней традицией ее применения. Книга привычна и удобна всегда и везде. Когда мы произносим слово «информация», подспудно возникает образ печатного текста.
Однако учебный процесс включает отнюдь не только прием/передачу теоретической информации, но еще и практические занятия в самых различных формах – от решения математических задач до лабораторных экспериментов, и от литературного сочинения до многоплановой исследовательской работы. Необходимым компонентом учебного процесса является также аттестация, традиционно реализуемая педагогом в непосредственном контакте с учеником. В этих компонентах образования книга дает достаточно мало. Ее главный недостаток – плохая передача аудиовизуальных образов и динамических процессов. Следующий за книгой уровень динамики – кино (видео) – также не дает достаточного образовательного результата. По существу, мы получаем улучшенное представление процесса (отражение вместо описания), но не можем исследовать, влиять на сам процесс. Говоря современным языком, кино и книга не интерактивны, не позволяют развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно в этой зоне (практикум, аттестация) наиболее очевидны преимущества компьютера, точнее – преимущества электронных изданий и ресурсов.
Эффективное применение ЭИР распространяется и на получение информации. Действительно, книга описывает окружающий мир в символьно-абстрактной форме. ЭИР способно представить этот мир в виде виртуальной реальности, которую можно самостоятельно исследовать. Но тогда грань между двумя компонентами образования – получением информации и практическими занятиями – стирается. Возможно, выделение компонента «получение информации» характерно только для процесса с использованием книги. Правда, есть еще информация от преподавателя. Однако, если предположить, что изложение типовых информационных блоков исключено, нетрудно представить изменения функций педагога в направлении творческого, интерактивного взаимодействия с учеником. Тогда с точки зрения ученика беседа с преподавателем также будет представлять собой в большей мере практикум.
Итак, книга сегодня вполне адекватна для представления типовых информационных блоков и описательной постановки задач практикума. Электронные издания/ресурсы в значительной мере обеспечивают проведение практических занятий и промежуточной аттестации (в том числе самоаттестации) в активно-деятельностной, наиболее эффективной для образования форме. ЭИР также дополняют книгу в компоненте «информация», обеспечивая более эффективное представление объектов и процессов в аудиовизуальной форме или быстрый доступ к обновляемым текстовым продуктам.
В целом книга и электронное издание принципиально отличаются по существу представления окружающего мира. Если книга – это описание реальности в условных знаках – символах, то ЭИР дает возможность представить собственно реальность. Это становится возможным благодаря мощному интерактиву, мультимедиа и моделингу, привнесенным в образование компьютером.
Степень условности в ЭИР может варьироваться от минимальной (виртуальная реальность, в ощущениях трудно отличимая от материального мира) до максимальной – с использованием тех же, что и в книге, символьных абстракций.
В последнем случае, типичном для старшей возрастной группы пользователей, полезно работают такие присущие ЭИР педагогические инструменты, как коммуникативность и производительность. Причем производительность всех пользователей – и обучаемых, и авторов образовательных электронных изданий/ресурсов.
Итак, соотношение книга/ЭИР выглядит в разных возрастных группах пользователей по-разному.
В младшей группе (общее, начальное профессиональное образование) книгу и электронное издание объединяет только базис – учебный план. Представление информации, возможности реализации компонентов образования различаются, насколько могут вообще различаться описание предмета и собственно предмет.
В старшей группе пользователей (высшее профессиональное, послевузовское образование) имеется существенное сходство – ЭИР значительной мере используют текстовый (описательный) способ представления. Однако здесь их преимущества перед книгой неоспоримы в зоне оперативной, быстроменяющейся, редко используемой информации, имеющей сравнительно малую аудиторию в расчете на один продукт.
Соответственно деятельностная форма обучения на базе компьютера имеет различный характер в разных возрастных группах пользователей. В первом случае мощный интерактив обеспечивает активную работу внутри продукта, адекватно представляющего фрагмент реального мира. Во втором случае активность направлена на поиск и частичное использование множества достаточно простых, преимущественно текстовых продуктов, т.е. исследовательский характер имеет внешняя по отношению к совокупности образовательных продуктов деятельность обучаемого.
Сравнивая роль и возможности ЭИР для различных категорий пользователей, стоит отметить, что границы возрастных групп не являются строго определенными, равно как в обеих группах вполне возможны и полезны отдельные образовательные продукты, обычно характерные для другой группы.
Симбиоз книга/ЭИР, по всей вероятности, также подвержен эволюции. Сегодняшнее состояние характеризуется доминирующим положением книги как средства передачи информации. ЭИР, очевидно, эффективнее в практикуме и аттестации для младшей возрастной группы пользователей и в зоне оперативного доступа к информации – в старшей. Неизбежно постепенное изменение педагогических технологий, обусловленное все более широким использованием электронных изданий и ресурсов.
В первой группе пользователей это, очевидно, повлечет сперва значительное укрепление позиций ЭИР в практических занятиях и аттестации, а затем и в представлении информации в более эффективных, аудиовизуальных интерактивных форматах.
В группе старших пользователей развитие телекоммуникаций повлечет широкое распространение дистанционных форм получения информации и контроля учебного процесса. Кроме того, качественные изменения компьютерных сетей (широкополосный доступ) откроют нишу лабораторных и практических исследовательских проектов на предметной базе, пока малодоступных пользователям сети.
В целом просматривается общая тенденция развития отношений в треугольнике «учитель – ученик – учебные материалы». По мере внедрения ЭИР обучаемый все больше и больше знаний будет получать самостоятельно. Его взаимоотношения с преподавателем будут постепенно переходить от формы «оракул – внемлющий» к дискуссии начинающего специалиста и мэтра предметной области. А если способности позволяют – и к совместной исследовательской деятельности. Образно можно представить, что треугольник «учитель – ученик – учебные материалы» за счет ЭИР будет деформироваться в сторону возрастания роли материалов для самостоятельной работы с одновременным сближением позиций (вершин треугольника) учителя и ученика. Возрастание роли учебных материалов соответствует увеличению высоты треугольника. Однако при любой его высоте текстовые издания сохранят свою значимость, даже если уже и не будут, в технологическом смысле, полиграфическими. Самый простой аргумент в пользу жизнеспособности текста – уникальная возможность представления абстракций.
рис.
Отдельный вопрос – технологическая конвергенция компьютера и книги. Речь идет о технических изменениях носителей текстовых продуктов. Уже существуют плоские гибкие жидкокристаллические экраны, вполне способные заменить бумагу. По существу, это некая страница, воспроизводящая нужный фрагмент любого учебника из комплекта, определенного программой обучения.
С технократической позиции можно рассматривать такое устройство как результат эволюции компьютера. Действительно, те же основные функциональные блоки: процессор, память, система отображения информации. Стоит только напомнить, что современный лифт тоже имеет микропроцессорное управление с памятью и информационным табло, но при этом никто не называет его компьютером.
Аналогично упомянутые гибкие экраны целесообразно рассматривать с точки зрения функционального назначения. В таком ракурсе гибкий экран – очередная ступень технологической эволюции книги.
Рассуждения об отнесении нового устройства к той или иной группе аналогов интересны нам не сами по себе. Основной предмет рассмотрения – образовательные ЭИР реально полезны, если используют новые педагогические инструменты. Тогда электронная копия книги находится вне зоны нашего интереса. Но если упомянутый «экран» будет подключаться к Internet (например, для обновления информации), то работают два из пяти новых инструментов – интерактив (хоть и слабенький) и коммуникативность. А если еще помечтать о широкополосных глобальных сетях, то просматривается возможность перекачки высокопоточных образовательных продуктов, в которых мощный интерактив сочетается с мультимедиа и моделингом. Вот при этих условиях вопрос: «Что это такое?» (книга, компьютер или нечто третье) – становится куда более сложным.
Экстраполяция сегодняшнего понимания ситуации в среде учебных материалов имеет практические резоны – «воспоминания о будущем» позволяют дать более четкие очертания подмножеств этой среды, установить их отличительные признаки и границы функциональных возможностей. Действительно, чем, собственно, отличается «жидкокристаллическая книга» от нынешних текстовых Internet – продуктов? В чем коренное отличие низко- и высокопоточных электронных продуктов? Ключом к пониманию, инструментом анализа этих и многих других вопросов могут послужить результирующие понятия данной главы: объект – процесс – абстракция, описание – отражение – адекватное представление, информация – практикум – аттестация, интерактив – мультимедиа – моделинг – коммуникативность – производительность.
Александр ОСИН
Продолжение. Начало в ИКТ № 7. Продолжение следует
Комментарии