search
main
0

Мудрый друг, а не шпион. Родительское собрание на тему «Проблемы подросткового возраста»

​Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, происходят процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных семей, имеющих одного ребенка, – все это приводит к отдалению детей от родителей. К тому же у родителей, которые имеют время и желание заниматься детьми, налицо психолого-педагогическая безграмотность.

Воспитание будет иметь успех, если просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Поэтому необходимо создать в классе такую систему воспитательной работы, которая позволила бы развиваться каждой семье, каждому родителю и каждому ребенку.Только взаимодействуя между собой, мы сможем добиться положительных результатов в развитии личности детей.Школа призвана помочь семье в этом. И главная роль отводится учителю. Эффективность моей  воспитательной работы зависит от взаимоотношений с родителями, моего умения сотрудничать с семьей, опираясь на ее помощь и поддержку. Самое главное – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Я стараюсь проявлять большое терпение и такт. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми. Считаю своим долгом изучить каждую семью, выяснить роль семейных традиций и праздников, духовных интересов и жду от родителей готовности к сотрудничеству.Сотрудничество учителя с родителями – залог успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. На доске представлена мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах».1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?2. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?Ход собрания1. Информационная частьУчитель: Уважаемые родители! Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о проблемах подросткового возраста. В средних классах влияние родителей начинает падать, что обусловлено психологией подросткового возраста. Обратите внимание на мини-анкету. За время собрания дайте, пожалуйста, ответы на вопросы, и если где-то столкнетесь с несоответствием между желанием и действительностью, то попробуйте найти выход из противоречия и проанализировать, почему оно возникло.Подростковый возраст и его особенностиЦель: ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития.Форма проведения – лекция, беседа, анкетирование.Вот они, главные истины эти:Поздно заметили, поздно учли…Нет, не рождаются трудными дети,Просто им вовремя не помогли.Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выбора, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Его можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня, на котором написано: «Налево пойдешь… направо пойдешь…».  В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток? Подростковый возраст знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют переходным от детства к зрелости.Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми, к самостоятельной жизни. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье. Вот почему так велика роль семейного окружения в обеспечении условий, не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка. В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. То, что было ценно, обесценивается, появляются новые кумиры, взаимоотношения со взрослыми и родителями часто носят протестный характер. В этом возрасте подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. У современного подростка отмечается ярко выраженное стремление к индивидуализации, к утверждению своего «я». Внешне кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованиям и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, уходе от обычной сферы общения. Трудность в том, что подросток не умеет анализировать причины происходящего с ним. У него часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. Он должен быть в своих глазах очень умным, очень красивым, очень смелым, очень способным и т. д. В то же время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность жизнью вообще. Учеба в это время отходит на второй план.Самый главный вопрос подросткового возраста – половое созревание. В это время формируются психосексуальные установки и ориентации. Подросток переживает первую любовь, у него возникают эротические фантазии и переживания. Он меняется настолько, что этот период называют гормональной бурей или эндокринным штормом.  Необходимы такт и терпение взрослых, признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Тогда возникает (или сохраняется) доверие, желание поговорить о трудностях, поделиться радостью, получить совет от близких людей, а не от друзей с улицы. Начинается бурный неравномерный рост, вследствие чего подросток становится диспропорциональным, неуклюжим. Организм ребенка подвергается глубокой перестройке, причем в очень быстром темпе. Бурное физическое развитие сопровождается рядом противоречивых моментов. Часто возникает неприятие своего тела и внешности, тогда дети изнуряют себя диетами, занятиями спортом, просто страдают и замыкаются в себе. Подобные явления не должны вызывать особого беспокойства у родителей, однако знать их и учитывать при организации жизни подростка необходимо. Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать или недооценивать свои качества и свойства. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из-за тех, которые мешают им в дружбе и во взаимоотношениях с другими людьми. Самооценка подростка неустойчива: он склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. Любая мелочь может в корне изменить отношение подростка к себе. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе становится негативным по всем пунктам, правда, такая противоречивая самооценка необходима, для того чтобы развить у него новые, взрослые, критерии личностного развития. Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах – старые разрушены, новые еще не созданы.Это проявляется в пренебрежительном отношении к обучению, плохой успеваемости, браваде, невыполнении обязанностей: ребята не хотят выполнять обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Взрослые порой не замечают или не понимают таких неровностей поведения, их равно обескураживают и непомерный азарт, и необъяснимая усталость. Подобные подростки обычно имеют  большое количество  лишнего времени, но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У большинства отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры. К сожалению, в свободное время преимущественно проявляется асоциальное поведение подростков (проституция, наркомания, токсикомания и т. д.) Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых острых ощущений. Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги» – удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи – распитием спиртных напитков. Один из доступных видов «развлечений» для подростков – драка. Так, почти третья часть (29%) подростков признаются, что дерутся, потому что делать нечего, энергию девать некуда, жить скучно. Объясняя впоследствии свои поступки, подростки имеют неправильное  представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости. Меньше всего (15%) подростки занимаются изучением истории, математики и искусства, кино- и фотолюбительством. На всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков. 27% подростков не отрицают своего участия в избиении инакомыслящих, то есть имеющих другие интересы. Один из элементов микросреды, формирующий личность, – семья. При этом решающим является не ее состав – полная, неполная, распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. В совместных занятиях не только родителям открывается характер сына или дочери, но и дети лучше узнают своих родителей. Подростку необходима совместная деятельность с взрослыми. К сожалению, в наше время растет число неблагополучных семей, в которых существуют полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие к судьбе подростка. Так и появляются дети с отклонениями в поведении. Но даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста. Только 15% родителей написали, что знают о своем ребенке все. Лишь 6% родителей поощряют занятия своих детей в кружках, секциях, клубах, 3% знакомят детей, по их мнению, с интересными ребятами.Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье:- гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей до семейной тирании;- гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;- ситуация, создающая кумира семьи, – постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;- ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям. 2. Практическая частьУчитель: Уважаемые родители! Давайте выявим пути решения проблемы.Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Максимальное сокращение периода его свободного времени – времени праздного существования и безделья. Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. Снижению проявления агрессии помогут посещение спортивной школы, ежедневная гимнастика дома с использованием гантелей, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами). Физкультура может стать общим и радостным для каждого члена семьи занятием. Важно не предъявлять подростку завышенные требования, не подтвержденные его способностями. Нужно честно указывать на его удачи и неудачи (причем удачи объясняйте его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой). Не захваливайте подростка, объясняя его неудачи случайностью, так как это формирует у ребенка неадекватность. Увлечение искусством, совместное посещение кино и театра, обсуждение литературных новинок, помощь в конструировании – это далеко не полный перечень тех сфер, в которых взрослый может быть вместе с подростком. Рекомендации для родителей    Будьте всегда чуткими к делам своих детей.    Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.    Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.    Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.    Научите преодолевать трудности.    Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки.    Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии  и красоте, в самоактуализации.    Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало вас, когда вы сами были в их возрасте.    Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию. Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами).     Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.    Советуйте следить за своей внешностью.    Ни в коем  случае не запрещайте отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек.    Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона.Помните: недоверие оскорбляет!    Наблюдайте за тем, какие книги читает ваш ребенок, какие фильмы смотрит.    Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим мудрым другом и только потом любящей(-им) мамой (папой)! Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.Анкета «Хорошие ли вы родители?»На вопросы этого теста нужно отвечать «да», «нет», «не знаю». 1. На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.2. Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.3. Ваши интуиция и опыт – лучшие советчики в воспитании ребенка.4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.5. Вас обижает негативное мнение о вашем ребенке других людей.6. Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.8. Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют вас. 9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.10. Вы можете удержаться от покупки интересной для ребенка вещи (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка – физическое наказание (ремень).12. Ваш ребенок именно такой, о каком вы мечтали.13. Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.14. Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.15. У вас конфликты с собственным ребенком. А сейчас давайте подведем итоги нашей анкеты.Подсчет результатовЗа каждый ответ «да» на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также «нет» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 получаете по 10 очков. За каждые «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.100-150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребенка. 50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать – это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.0-49 очков. Кажется, нужно больше сочувствовать вашему ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте. Может, вы найдете кого-то, кто вам поможет в этом. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка. 4. Заключительная частьУ нас всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся 1. Родителям нужны поддержка, помощь и добрый совет. Создайте необходимые условия для общения. 2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз. 3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать,  это вызывает раздражение и негативную реакцию. 4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. 5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали. 6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. 7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность. 8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее. 9. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика. Татьяна КОНКИНА, классный руководитель 7-го «А» класса, учитель английского языка Маганской средней школы Республики Саха (Якутия), победитель VI Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте