search
main
0

Мудрый, добрый, веселый

Папе Карло в мае исполнилось бы 80 лет

Собственно, в кино он пришел из театра. И вырос в театре. Родители Николая играли в труппе Рабоче-крестьянского передвижного театра на Украине. Юноша знал, что тоже станет актером, но все нарушила война. На фронте Гринько служил стрелком-радистом на бомбардировщиках дальнего действия и был комсоргом полка.

После войны его ждали родные театральные подмостки, и он стал помощником режиссера, а со временем – ведущим актером. Начинаются приглашения в кино. Вскоре за Николаем Гринько закрепится слава “молчаливого неприметного богатыря духа”. Тем более неожиданной получилась история на Венецианском фестивале 1961 года, когда фильм А.Алова и В.Наумова “Мир входящему” получил “Золотого льва”: американские критики пребывали в недоумении – откуда у русских такой блистательный эксцентричный американец в фильме? Американцем был Николай Гринько, чья роль солдата-союзника стала украшением картины.

С 1964 года он полностью переходит в кино. Его герои – партизаны и крестьяне, начальники и подчиненные, русские и иностранцы, ученые, монахи, учителя, отцы и деды. “Будучи по природе человеком мягким, застенчивым, немного замкнутым, Гринько способен к самым неожиданным метаморфозам. Если работа его захватывает, актер мгновенно преображается”, – говорит о нем режиссер Г.Полока.

“Я не люблю актеров, играющих в каждом фильме себя. Я люблю актеров, которые стараются уйти подальше от собственного “я” и войти глубоко в суть образа”, – говорил сам Гринько. Его талант требовал работы в фильмах, где главным принципом были глубина, сила выразительности при внешней сдержанности. И вполне логично, что такого человека пригласил Андрей Тарковский, у которого Гринько сыграл во всех “русских” фильмах свои самые лучшие роли. Особое место среди них занимает работа в фильме “Андрей Рублев” (1965-1971) – роль Даниила Черного, монаха-иконописца, сподвижника Андрея Рублева. Актер довольно быстро привык к требовательности и необычным методам работы Тарковского, отзываясь о них с уважением: “Ничего лишнего, мешающего, не работающего на общую задачу”. Герои Тарковского – одинокие художники, страдающие от несовершенства мира и находящие опору в воспоминаниях о детстве, в мечтах о Доме, который у режиссера приобретает смысл мироздания в миниатюре. И вот здесь появляется образ отца – буквального, приемного, духовного – в исполнении Николая Гринько. Полковник в “Ивановом детстве”, отец Криса Кельвина в “Солярисе”, добрый начальник в “Зеркале”, духовный наставник Рублева Даниил Черный – все его герои являют собой олицетворение терпеливого и благородного отцовства. Не случайно актер А.Солоницын, игравший Рублева, в шутку прозвал старшего коллегу “батька Гринько”.

Умение быть достоверным, как в жизни (главное требование кино), помогало созданию ролей в картинах о войне, простых с виду, близких к хронике. В этой “простоте” таились большие трудности: не сфальшивить, не переиграть, жить в кадре и передать состояние эпохи – суровой, горькой и страстной (“Иваново детство” Тарковского, “Двадцать дней без войны” А.Германа).

К 1969 году у Гринько накопился большой опыт работы в кино. Но никто не поверил, что он сумеет сыграть…Антона Чехова. С.Юткевич пригласил актера на роль знаменитого писателя в картину “Сюжет для небольшого рассказа” и с радостью нашел в Николае Григорьевиче качества, близкие его герою: такт, редкую душевную чуткость, внимательность, сильную волю, лаконизм. Гринько сыграл – и сыграл так, что кажется, будто видишь настоящего Антона Павловича Чехова – то пронзительно грустного, то пленительно веселого.

60-70-е годы стали временем творческого расцвета Николая Гринько. Сама атмосфера в кинематографе способствовала этому. Позже начался “застой”, и остались редкие, но значительные роли у мастеров и множество эпизодических ролей в малоизвестных картинах. На помощь пришла еще одна грань актерского дарования Гринько: огромное чувство юмора, любовь к импровизации и отличная, почти балетная пластика. Все это как нельзя более подходило к ролям в детском кино. Старый знакомый Р.Быков, с которым Гринько играл еще в “Андрее Рублеве”, пригласил друга на постановку “Автомобиль, скрипка и собака Клякса” (1975-й) и потом: “Работать и играть с ним – огромная радость”. То же самое мог сказать и режиссер Л.Нечаев, который в том же 75-м году выпустил знаменитые “Приключения Буратино”. Гринько превосходно умел перевоплощаться в ребенка, оставаясь при этом “большим”. Гринько сыграл профессора Громова в “Приключениях Электроника” (1979) – фильме, который очень любят и сегодня. Его герои – мудрые, добрые, строгие и умеющие рассмешить – приходят к нам с детства и воспитывают нас примером терпения, всепонимания и справедливости. Это самое важное и самое трогательное в творчестве чудесного актера Николая Гринько – лучшего папы Карло.

Ольга ТРОФИМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте