Почему дети не читают? Как они потеряли интерес к литературе? Сможет ли сказка вернуть им эту любовь?
Сказка занимает большое место в чтении младших школьников. Педагог, организуя занятие по литературному чтению, может использовать различные формы работы со сказкой. Это могут быть чтение, пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов и неудач, чтение по ролям, театрализованное исполнение, проведение конкурса и многое другое. Прочувствовав на себе образ сказочных героев, при инсценировке сказки ребята лучше понимают проблемы персонажей.
Сказка создает атмосферу приятных переживаний для маленького читателя, необыкновенное настроение. Школьнику хочется читать волшебный текст, познавать новое, оценивать поступки героев, переживать неудачи и радости полюбившегося персонажа, сказка завораживает читателя, окуная его в мир приключений и волшебных событий.
Русские педагоги издавна указывали на воспитывающее значение сказок и необходимость их использования в образовании младших школьников. Успех сказки заключается в ее непосредственности и простоте, ведь такими же свойствами наделена психика детей. Благодаря использованию сказок педагоги и родители гармонично воспитывают и развивают ребенка – умственно и нравственно. Читая текст, школьник воспринимает соединение удивительного образа и логической мысли, становление ума соответствует переплетению с фантазией и чувством.
Язык сказок поэтичен, мелодичен, наполнен множеством метафор, эпитетов, сравнений, олицетворений и другими средствами художественной выразительности, которые поддаются прочтению еще не сформировавшегося читателя, обогащают словарь ребенка, дают понятие о словах старинного происхождения. Через образы и метафоры сказка воздействует на подсознание маленького читателя. Именно образы помогают ребенку получить больше информации при чтении, чем при разговоре. Лексическая работа над словами произведения поможет обогатить словарный запас младшего школьника. Многие слова ребенок слышит впервые или не знает точного значения. Анализируя язык сказки, можно предлагать разные задания, например заменять устаревшие слова современными, подбирать синонимы к словам, антонимы, объяснять лексическое значение слов.
Тексты сказок дети легко запоминают, ведь они насыщены событиями, которые дети представляют в своем воображении. Зная это, педагог как можно чаще должен спрашивать пересказ текста, чтобы развивать мышление, логику и связную речь младших школьников. Детские книги в своем большинстве имеют крупный шрифт, яркие иллюстрации, что еще больше привлекает маленького школьника к чтению, это педагог может обернуть в свою пользу.
Воспринимая произведение на слух или читая самостоятельно, младший школьник творчески проявляет себя: фантазирует с образами, с местом и описанием событий.
Сказка учит маленького читателя устраивать жизнь по законам красоты и добра. Мудрость сказок представляет собой инструмент социализации. Посредством волшебных историй дети познают окружающий мир, узнают о взаимоотношениях между людьми, учатся справляться с жизненными трудностями, находить решение в разных ситуациях, делать выводы, быть уверенными в силе справедливости и добра.
Работу над интонацией можно организовать чтением текста по ролям, ведь сказка всегда насыщена интересными и необычными персонажами, в этом случае дети проявят не только актерские способности, но и фантазию с творчеством. Лучше прочувствовать замысел сказки поможет ее инсценировка, объединит детей создание группами декораций, костюмов, репетиции. Учителю необходимо научить младших школьников проявлять наблюдательность за особенностями сказки, ее построением, так как это повышает осознанность восприятия детьми, а также способствует запоминанию.
Благодаря разнообразию героев педагог может использовать на занятии прием словесного рисования персонажа, события, что поможет отделить главное от второстепенного. Прием позволит развить воображение детей, лучше представить волшебные события, пейзажи, описание героев.
Еще одной формой работы на уроке является пересказ. Организация пересказа на занятии может быть различной, например, пересказ по иллюстрациям, по картинному плану, по словесному плану, но с использованием речевых особенностей сказки. В первое время ребенку помогут характерные слова и выражения, записанные на доске. Сюжеты всех сказок отличаются четкостью и простотой. Перечитывая сказку и работая над составлением плана, ребята легко делят текст на смысловые части.
Пониманию замысла сказки школьниками поможет указание учителя на специфические особенности построения и написания произведения.
В работе над сказкой о животных дети вместе с педагогом дают характеристику действующим лицам, которая основывается на наблюдении за манерой поведения, внешним обликом зверя, повадками.
В сказках всегда есть четкое разграничение на отрицательного и положительного персонажей. Особенностью сказки является ее оптимизм, ребенок искренне радуется за положительного героя, а трудности персонажа всегда временные. Увлекательность заключается в множестве сюжетных линий, событий, разнообразии героев и непредсказуемости. Еще одна особенность сказки проявляется в занимательности, ведь она пытается развлечь ребенка, отвлекает от забот и хлопот, позволяет побыть в мире образов, сотворенных мыслью. Учитываются также психические особенности младшего школьника, ведь сказка привлекает ребенка с неустойчивым и подвижным вниманием.
Педагог, читая сказку младшим школьникам на занятии литературного чтения, должен следить за тоном, дикцией и окраской своего голоса. Также необходимо уделять внимание эмоциональности. Правильно подобранная интонация облегчает понимание детьми смысла сказки, яркости событий, разнообразия героев.
Сказка может также выступить как метод воспитания. Часто, чтобы скорректировать поведение младшего школьника, повлиять на осознанность последствий, педагог использует сказку как средство убеждения.
Сказка готовит младшего школьника к взрослению. Ведь герои в произведениях растут морально, делают выводы из поступков, событий. Недостаточно прочесть сказку правильно и выразительно, главным является осознанность как качество чтения. В понятие «осознанность» автоматически включается правильность читаемых слов, то есть понимание их значения, постановка ударения и выбор интонации.
Сказки помогают развивать творческое воображение. Успешной организацией урока литературного чтения всегда является та, на которой проявляется творчество младших школьников. Педагоги настаивают не только на использовании сказки как средства обучения, но и на создании ребенком собственных сказок, ведь это развивает логическое мышление, связную речь и воображение. Значение сказки состоит в силе эмоционального воздействия на детей.
Восприятие сказки требует от школьника особых качеств: творческого воображения, развитой наблюдательности, понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Развитию этих качеств будут способствовать планомерная работа педагога над сказкой с детьми, разбор ее особенностей и построения, что в свою очередь будет развивать полноценный навык чтения.
Перед знакомством со сказкой учитель сообщает общие сведения о ней, о ее источниках, жанровых особенностях, ведущих идеях. Педагогу необходимо, не нарушив поэтичности сказки, показать младшим школьникам, что в сказках нереальный и реальный миры сопоставляются, а персонажи делятся на положительных и отрицательных. Школьникам можно предложить на занятиях литературного чтения выполнить различные задания. Например, оценить поступки героев, обратить внимание на особую манеру их описания, народный язык, наличие повторов, присказок, зачинов.
Следует формировать у младших школьников представление о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, но отличаются манерой изложения, временем создания, местом происхождения, авторами. Ребята сравнивают сказки со сходными сюжетами и героями, которые побеждают врагов не силой, а мудростью и смекалкой.
Пересказ позволяет не только хорошо усвоить содержание произведения, но и увидеть особенности его построения, заметить необычные слова, передать диалоги, представить героев и их отношения. Наблюдения над художественными особенностями сказки проводятся в процессе работы с текстом. Для раскрытия образа героя педагогом проводится описание его внешнего вида, поступков, отношений с другими персонажами. Он заставляет учеников вслушиваться, вчитываться, всматриваться в авторский текст, чтобы понять, что хотел сказать автор, и определить свое отношение к героям и всему произведению.
С поступлением ребенка в школу начинается новый период в его жизни. Однако школьника сказка привлекает с той же силой описанием чудес, вызывает эмоциональный подъем. Сказки отвечают запросам ребенка, соответствуют детской психике. Он радостно встречает в сказке веру в чудеса, фантазии, добро и справедливость и волшебные преображения. В сказках ребенок может реализовать свои желания и мечты.
Читая тексты сказок, он учится сопереживать и радоваться окружающим. Целью любой сказки является воспитание в детях человечности. В сказке таится особое очарование для учащихся, каждый ребенок находит в ней что-то свое, ценное для себя. Сказки являются важным средством педагогического влияния и нравственного воспитания ребенка. Образность – это особенность сказок, которая облегчает восприятие, ведь дети еще не способны к абстрактному мышлению. Дополняется образность забавностью сказок. Дидактизм как особенность сказки дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями.
Сказка наиболее близка внутреннему миру младшего школьника. Положительный персонаж и его поступки, как правило, воодушевляют школьника, отрицательный герой и его проступки побуждают избегать подобных действий.
Формируя полноценного читателя, учитель и родители должны понимать, что сама по себе сказка без предварительной работы с ней несет в себе намного меньше познавательных и воспитательных функций. Поэтому, только если научить детей работать с текстом, анализировать его, давать характеристику героям, оценку поступкам персонажей, делать выводы, сказка будет выступать как средство формирования активного читателя.
Школьник снова и снова будет обращаться к сказке, ведь она удовлетворяет его потребности. Во-первых, детям нравится наблюдать за независимостью и самостоятельностью главного героя. Во-вторых, герою удается преодолевать трудности и достигать успеха. В-третьих, герой всегда активен. Именно эти потребности ребенок не всегда может реализовать в реальности, поэтому он обращается к сказкам.
Благодаря сказке ребенок познает ряд моральных норм и правил. И это познание происходит гораздо легче и эффективнее. Правильно организованные занятия с использованием текстов сказок помогут педагогу решить ряд важнейших задач: развивать память, мышление, воображение, внимание, связную речь, прививать любовь к литературе.
Алена АЛЕКСЕЕВА, воспитатель школы №2000
Комментарии