search
main
0

Мудрому достаточно. Почистим, помоем – душа в покое

…Утром, пробираясь к речному берегу, я лавирую между свалками, обхожу кучи мусора. Наконец добираюсь до пляжа. Тут нужна особая осторожность, чтобы не наступить на ржавую консервную банку или бутылочный осколок, присыпанный песком. По мелководью, пока не достигаю глубины, тоже ступаю с оглядкой, чтобы не напороться на какую-нибудь железяку. Когда ложусь на воду и плыву, вздыхаю с облегчением. А зря. Прямо перед носом вдруг всплывает похожий на медузу пузырь.

В общем-то, путь привычный. По пляжу. По реке. По городу. По жизни. Свалки, мусор, отходы, грязь стали неотъемлемой частью среды обитания человека. Вспоминаю свое пребывание в заполярном поселке нефтеразведчиков. На буровой в тундре мы жили в вагончике-балке, в поселке, куда прилетали на выходные, – в сложенной из бруса двухэтажке. Зимой из ее окон в снег летели бутылки, пустые банки, коробки, разбитая посуда, старая одежда, я уже не говорю про объедки. Весной, когда таял снег, оказывалось, что мусорные завалы, окружив дом со всех сторон, уже заглядывали в окна первого этажа. Воздух вокруг был наполнен гнилостными запахами. Никого это не смущало.Может, это и не самая главная (а может, и главная!) беда планеты, но то, что это насущная проблема, которую необходимо решать человечеству, несомненно. Очевидность ее меня потрясла в Индии. Нередко возле очередной закусочной я озирался в поисках места, где можно пристроить остатки трапезы (трудно привыкать к перченой пище) и пустую посуду. Хозяин, заметив мое смятение, делал весьма выразительную отмашку ладонью. Жест мог означать все что угодно, на этот раз: бросай куда угодно – хоть за спину, хоть под ноги. Так и поступают индийские едоки. На горы мусора, которые высятся вдоль магистральных дорог, никто внимания не обращает. Зачем? Есть горные хребты, сотворенные природой, есть горы, сотворенные человеком. Какая разница?! Мусор – это составная суетных будней, терпимая реальность, более того, естество, которого как бы и стыдиться не стоит. Как и бедность – это не порок.С подобным отношением к мусору я не раз сталкивался и у нас. Как-то, выискивая на берегу реки место, где можно порыбачить, встретил местного мужичка, который с ведром направлялся к воде. «И куда эту тару девать?» – спросил я, обозревая кладбище пластиковых бутылок. «Вода заберет», – равнодушно ответил селянин. «Куда заберет?» – тут же сорвался второй вопрос. Риторичность его была очевидна, однако мужичок бодро и со знанием дела выдал: «В другое место». Я тут же представил его, это «другое» место. В Тихом океане плавает «пластмассовый суп» из мусора, смытого с пляжей, сброшенного с морских судов и нефтяных платформ. Площадь «пластикового моря» уже почти вдвое превышает площадь континентальной части США и продолжает увеличиваться. Вода, конечно, по мере сил очищает, забирает мусор, но, во-первых, сил этих становится все меньше, а во-вторых, забранное никуда не девается, остается на планете. Самая большая в мире свалка – 100 миллионов тонн плавающих на глубине десяти метров пластмассовых отходов – дрейфует в 500 милях от Калифорнийского побережья к Гавайям и Японии. Я наблюдал в Шри-Ланке, как рыбаки, вернувшиеся после рыбалки в океане, целый день вытаскивали из сетей не рыбу, а застрявшие в ячеях пакеты и тряпье.В истории Земли началась новая геологическая эпоха – мусорная. Мусор преображает не только облик планеты, но и человека. Все его сферы жизни сегодня во власти мусора. И власть эта становится все наглее и ненасытнее. Археологи называют культурным слоем то, что им удается найти в мусорных остатках далекого прошлого. Сегодня «мусор» и «культура» во многих местностях уже стали синонимами. Путешествуя по Индостану, я почти возле каждого города встречал «мусорных» людей, которые живут в мусорных отвалах, легко находя вокруг себя и кров, и поживу. Обитатели свалок равнодушны даже как к отправлению естественных нужд, так и к лицезрению этого процесса, нередко прямо рядом со своими убогими жилищами на обочине дороги или даже на самом дорожном полотне. Утром, случалось, я упражнялся в велосипедном слаломе между характерными буроватыми кучками. Это, наверное, подумалось мне, уже рожденная нашим временем еще одна индийская каста. Ее представителей (и даже своеобразных идеологов!) можно встретить на всех континентах. С середины 1990-х годов в Европе и Северной Америке зародилось движение фриганов – людей, которые отрицают современную экономическую систему и лежащую в ее основе жажду потребления, а кров, одежду, домашнюю утварь и пищу находят на свалках и в мусорных контейнерах…В какой мере человек осознает эту мусорную проблему? Как пытается с ней бороться? С первых шагов по планете люди стали задумываться не только о следах, которые оставили, но и о том, как и где они наследили. И конечно же, о том, как избавиться от этого «наследства». Человек живет, обрастая предметами и привычками. Со временем его среда обитания как бы загрязняется, переполняясь многими второстепенными, бесполезными, а то и вовсе вредными вещами. Случается, что он опутывает себя ими настолько, что они становятся причиной подавленного настроения, конфликтов, стрессов. Мытье тела, наведение порядка в жилище, забота о чистоте домашних предметов, уборка мусора во дворе были не только насущной бытовой, но и духовной потребностью, здоровыми и полезными занятиями, отвлекающими от тревожных мыслей, подготовкой себя для очень важного жизненного рывка, большого дела. Чистота в доме и вокруг него – это залог здоровья не только в теле, но и в душе. Это своеобразная психическая защита от дурного влияния ненужных, лишних, а то и вредных вещей. Поганое, как известно, к чистому не пристанет. Поэтому нередко избавление от мусора обставлялось различными ритуалами, даже возводилось в культ. Это нашло отражение в религиозных обрядах различных народов. Омовение, крещение, окуривание, обжигание – все это реальные и символические очистительные процедуры, которым придавалось огромное значение в повседневной жизни. Не зря очищение Гераклом Авгиевых конюшен было приравнено к подвигу. А знаете, где на планете находится ад? Это участок земли под Иерусалимом, куда сбрасывали и периодически сжигали отходы. В Библии он назван геенной огненной. Для христиан геенна стала одним из обозначений ада.Древняя славянская обрядовость, которая проторила дорожку и в наши дни, тоже весьма богата на «люстрационные» (от латинского «lustratio» – «очищение») ритуалы. Чистым, например, называли четверг накануне Пасхи. Этот день был всенародным днем очищения, избавления от грязи в доме, на теле и в душе. В связи с этим интересно происхождение выражения «После дождичка в четверг». В четверг, который был посвящен Перуну, язычники ожидали грозы, очищающей землю и подготавливающей ее к весенним работам. После этого можно было начинать дела, которые давались легко. «Хоч сорочка плохенька, абы биленька», – не уставала повторять бабушка, увещевая меня надеть накануне Пасхи белую рубашку. Сама она в это время усиленно наводила порядок в доме: мыла, чистила, драила, выгребала из дальних закутков мусор. В обязательном порядке подмазывалась печь и белилась хата. На душе становилось светло и празднично еще до воскресенья.Важность соблюдения телесной чистоты, избавления от мусора в своем квартирном мирке как бы сомнению не подлежит. Что же касается мусора за чертой своего непосредственного телесного обитания, то тут нередко дело оканчивается лишь благими пожеланиями, в лучшем случае призывами и лозунгами. И проблема здесь не в технологии уборки мусора и утилизации отходов. Для современной научно-технической мысли это не сложнее школьной арифметической задачки. Проблема в осознании наличия самой проблемы и опасности, которую она несет для всей планеты, а отсюда и превращение решения ее в весьма насущную не только национальную, но и идею всей планеты. И я снова оглядываюсь на обочины дорог, которые пролегли по разным землям и странам. Недавно проехал на велосипеде по Европе. Знаковая фигура на улицах европейских городов – мусорщики. Обычно они одеты в спецовки. И очень ловко и споро (профессионально!) управляются с метлами и совками. А в одном приморском итальянском городишке увидел, как к мусорному ящику подкатила легковушка, оттуда выскочил парень в светлой безрукавке, ловко выдернул из мусорного бака черный пакет, наполненный мусором, и сунул его в багажник. Потом из сумки достал новый пакет и аккуратно заправил его в бак. Не триумфальные арки, не помпезные памятники, не сверкающие витрины, а именно это бросилось в глаза, именно в этом я увидел ценность скучноватого и не беспроблемного, конечно, но, в общем-то, сытого и благопристойного европейского образа жизни. Не только для наших многострадальных славянских земель. Для всей замусоренной человеком сверх меры планеты.Известны памятники трубочисту в Риге, Харькове, Мукачеве, других городах. А есть ли памятники мусорщику? Что-то не слышал. Весьма символично они смотрелись бы на наших площадях и улицах. Уверен, при любом политическом строе, правительстве и президенте никому не пришло бы в голову разрушить, снести каменную или бронзовую фигуру (со статью и силой Геракла!) с веником, метлой, совковой лопатой, пылесосом.Выше, дальше, быстрее, сильнее, богаче, красивее – вот лозунги-призывы, которыми руководствуется в своих действиях человек. А если (пусть не вместо, а рядом, но обязательно одновременно) еще и чище? Если чистоту сделать целью, путеводной звездой, вектором? Может, именно чистота и есть настоящее богатство и сила человека? Еще красота. Да, пожалуй, она в первую очередь. «Простота и чистота – вот где красота», – сказала мне одна полтавская старушка, у которой я в жаркий полдень попросил воды. До сих пор у меня в памяти вкус той воды и вареников с вишней, которыми угостила меня хозяйка, а главное – опрятный вид ее белой хатки, уютного устланного спорышем дворика, усаженного розовыми мальвами палисадника.Проснулся утром – убери свою планету. В этом назидании Маленького принца надежда на ровный и чистый путь впереди.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте