В Косихинском районе Алтайского края немало сельских школ, в каждой – свой микроклимат, свои открытия и традиции. Но есть и нечто общее. Сегодня, как и прежде, сельская школа – это особая атмосфера, особый дух теплоты, дружбы и сотрудничества учителей, детей, родителей.
Тишина, размеренная жизнь, относительная безлюдность – все это наружная, кажущаяся сторона деревенской жизни. На самом деле за внешним спокойствием сокрыты от глаз стороннего наблюдателя огромная работа сельской власти и стремление деревенского люда не только выживать в сложных условиях, но и жить в достаточном комфорте.Минули времена, когда простой поморский паренек Михайло Ломоносов отправился из далекой глубинки в столицу за образованием. Сейчас и сельские школы обзавелись Интернетом, здесь не в диковинку и прочие достижения науки. Конечно же, за последние годы проблем у школы не стало меньше. Тем не менее, сколько творческих начинаний на счету именно сельских педагогов! Сегодня считается, что бренд школы – это конкурентоспособные учитель и ученик. А могут ли они, работающие и обучающиеся в малокомплектной школе, быть таковыми? Могут!Малаховская школа, какая она? В ней прочный педагогический коллектив – значит, она мудрая. Здесь много улыбающихся лиц – значит, счастливая. В школе всегда рады своим выпускникам – значит, она гостеприимная. Здесь готовы помочь каждому – значит, школа добрая. Сюда многие бывшие ученики приводят своих детей – значит, она любимая!За всем этим стоит кропотливый труд педагогов-подвижников, которые не сетуют на трудности, а работают, подавая пример другим. Учителя внедряют новые программы и уверенно ведут за собой детей. Ребята побеждают в районных, краевых и всероссийских конкурсах, поступают не только в местные, но и столичные университеты.Малаховская школа имеет давнюю историю. Первое упоминание о ней датируется аж 1880 годом. А с 1902 года можно проследить профессионально глубокую, насыщенную, интересную ее жизнь. До революции школа размещалась в обыкновенной крестьянской избе. Но тяга малаховских жителей к знаниям была неистребимой. Уже в 20‑х годах в разных частях села было несколько начальных школ.Большое двухэтажное деревянное школьное здание было построено в 1927 году. Средства и проект предоставило государство, а возводили школу методом народной стройки. Сначала она была семилетней, потом средней. Здешние старожилы, которым самим довелось учиться в старом здании школы, утверждают, что она и сейчас бы служила людям, но в 94‑м году сгорела. Это было зимой. Учителям и ученикам пришлось ездить в соседнюю Украинку. Думали, ненадолго, но промаялись пять с половиной лет. Возводили новую школу, как и в начале века, всем селом. Зато уж, когда открывали ее – праздник был грандиозный. Ученики очень бережно относятся к новой школе. За много лет, прошедших после открытия, нет ни одной испорченной парты, ни одной царапины на стенах.«Школа досталась нам со своими традициями и правилами, со своими ценностями и ориентирами, – говорит директор Ольга Сергеевна Назарова. – Школу в Малахово любили всегда. К ней по-особому относятся и стар и млад. Сегодня под ее крышей разместился детский сад, который посещают все маленькие жители села и за время своего беззаботного детства легко, играя, успевают пройти весь курс дошкольного образования, даже и не догадываясь об этом. Старшеклассникам дается начальное профессиональное образование с выдачей удостоверения тракториста-машиниста. Занятия идут по программе, разработанной совместно с институтом повышения квалификации работников агропромышленного комплекса».В школе создана детская организация «Дружба», которая взяла под свою опеку ветеранов, малышей, престарелых и всех нуждающихся в помощи односельчан. А еще ребята занялись поисковой работой, собирая материалы для музея.В профсоюзе состоят все работники школы. «Никто не выходит, только заходят, – шутит председатель первичной профорганизации Елена Георгиевна Гордеева. – Все сотрудники: администрация, учителя, обслуживающий персонал школы объединены не только рабочими буднями, но и досугом. Коллектив участвует в жизни каждого. Помогаем друг другу решать проблемы, радуемся и огорчаемся вместе».В числе выпускников Малаховской школы немало почетных граждан, есть даже Герой Советского Союза и Герои Социалистического Труда, есть ученые и руководители краевого масштаба. Но самое главное, большинство педагогов школы – тоже ее выпускники. Уже сложились педагогические династии. Так, Лидия Александровна Карих более 30 лет преподает здесь русский язык и литературу и заведует школьным музеем. А ее мама Мария Алексеевна Ярных, тоже выпускница школы, работала учителем в годы войны. Учитель в третьем поколении и Екатерина Тимофеевна Шершнева.Малаховская школа живет не только учебой, экзаменами, отметками. У педагогов, детей и родителей есть содержательная жизнь, которая совершенно не укладывается в заданные рамки учебных стандартов и требований сверху. Здесь есть давние традиции больших общих праздников, театральных постановок и неприхотливых дискотек, глядя на которые, пожалуй, снисходительно улыбнутся городские жители.Добрые традиции живы в школе и сегодня. Одна из них – празднование Дня учителя. Ученики с букетами цветов, нарядные учителя, тематическая выставка рисунков, день самоуправления, концерт и церемония награждения – главные атрибуты этого праздника в Малаховской школе есть. В этот день с особым уважением вспоминают ветеранов педагогического труда. Для них – торжественная встреча, цветы, концерт, угощение. В прошлом году на пришкольном участке заложили аллею учительской славы. «Деревья еще малы, но у них крепкие корни, – говорят ученики. – Они возмужают, будут радовать жителей села своей зеленью, а мы будем помнить о своих замечательных наставниках».Малокомплектная школа живет жизнью семьи и села, приобщает детей к нравственной и материальной культуре, укладу сельской жизни. Вот и в Малаховской школе, как в большой дружной семье, принято ухаживать за могилами учителей – они здесь, недалеко от школы.Эта собственная жизнь никакими внешними инструкциями не определена. Она есть, потому что она есть. Потому что учитель – живой человек, потому что школа – живой организм. Потому что дети – живые. И потому что на каждом уроке обязательно происходит нечто, что не укладывается ни в какие заранее расписанные схемы. И вот это нечто и есть самое образовательно-продуктивное. Та каждодневная событийность, которая возникает в диалоге и взаимодействии живых людей, то, что невозможно запланировать никакими учебными планами.Елена ИВАНОВСКАЯФото автора
Комментарии