search
main
0

Мудрая Арктика – успешная Россия. В Салехарде состоялся форум, посвященный дополнительному образованию детей

​Провожая коллег на II Арктический об­ра­зо­ва­тель­ный форум «Арктика – тер­ри­то­рия открытого образования!», педагоги образовательных учреждений центральной России волновались – ехать в такую даль, глушь и холод! Салехард, столица Ямала, расположился прямо на полярном круге… Оказалось, что Ямал – никакая не глушь, а современный инновационный регион с талантливыми детьми и педагогами, современным оборудованием и отличными дворцами детского творчества. Даже погода сделала реверанс гостям – мороз был удивительно щадящий для середины февраля, местные жители ахали: «Еще на прошлой неделе было минус 35 и ветер!» Похоже, организаторы форума – правительство Ямало-Ненецкого автономного округа и Общероссийский Профсоюз образования – сумели договориться и с небесной канцелярией…

Все краски ЯмалаСамо собой, организация земных дел, программы форума, была на самом высоком уровне. А ведь в грандиозном мероприятии участвовали более 500 педагогов, ученых, экспертов, руководителей образовательных организаций, представителей органов управления в сфере образования, физкультуры, спорта, молодежной политики, законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровней, Общероссийского Профсоюза образования, других общественных организаций, воспитанников учреждений дополнительного образования. И не только свои, ямальские, но и гости – представители 19 субъектов Российской Федерации, в том числе 9 арктических регионов, а также иностранные коллеги из Норвегии, Финляндии, Швеции.Начался форум с открытия выставки «Все краски Ямала» в Музейно-выставочном комплексе им. И.С.Шемановского. На выставке были представлены лучшие муниципальные практики по организации дополнительного образования детей в ЯНАО. У посетителей просто глаза разбегались: тут были работы школьников в области робототехники, конструирования, моделирования, спортивного и художественного творчества, декоративно-прикладного искусства. Хотелось принять участие сразу во всех мини-мастер-классах, которые проводили опытные педагоги дополнительного образования, сделать под их руководством сувениры из меха, кости, сукна… А рядом свою продукцию представляли ведущие российские издательства и компании, производители современного оборудования для дополнительного образования детей.Во время церемонии открытия выставки и форума ямальская детвора и молодежь восхитила всех гостей своим искусством, пением и танцами. Несмолкаемые аплодисменты и смех сопровождали выступление танцевального ансамбля «Дивертисмент» Ямальского многопрофильного колледжа.Откуда берутся таланты? Секрет приоткрыла заместитель губернатора Ямало-Ненецкого округа Татьяна Бучкова: «Необходимо общими усилиями создавать такие условия для детей и молодежи, которые позволили бы развивать их способности. На Ямале более ста учреждений дополнительного образования, специализирующихся в различных направлениях – спортивное, художественное, социальное».Говоря о предстоящем форуме, Татьяна Викторовна выразила надежду, что его участники, приехавшие на Ямал из разных субъектов Российской Федерации, в том числе из арктических регионов, смогут совместно обсудить, что же нужно сделать органам власти и общественности, чтобы образование соответствовало высоким темпам современной жизни. «Я рада, что в нашем форуме принимает участие и Центральный совет Общероссийского Профсоюза образования», – подчеркнула заместитель губернатора.Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова в ответном слове сразу поделилась своими наблюдениями: «Я увидела замечательное отношение власти и лично губернатора Ямала к образованию. Хорошее деловое взаимодействие органов управления образованием и профсоюзных организаций дает выдающиеся результаты. И мы надеемся, что этот форум позволит лучше узнать о достижениях, проектах, замечательном кадровом потенциале учреждений дополнительного образования детей.Здесь, на Ямале, и власти, и профсоюз делают много для того, чтобы выполнить те решения, которые принимаются Президентом и Правительством РФ. Но при этом мы видим, что делается это с учетом особенностей региона и для того, чтобы людям было лучше жить».Территория великих открытийНасыщенная программа форума стартовала. Были в ней пленарные заседания, работа дискуссионных площадок, мастер-классы и даже очный тур конкурса программ организаций дополнительного образования детей Арктического региона РФ «Арктур-2015» (подробнее о нем – в следующем номере «Моего профсоюза»).Программные выступления прозвучали на пленарном заседании в Правительстве Ямало-Ненецкого АО.Приветствуя участников форума, губернатор Дмитрий Кобылкин сразу определил важнейшие задачи мероприятия: «В ходе его проведения предстоит обсудить стратегические направления и тактику развития образования.Девиз форума «Арктика – территория открытого образования» не случаен. Сегодня центр притяжения мировых интересов смещается к Северному полюсу. Здесь закладываются такие основы макроэкономических, геополитических, гуманитарных отношений, которые в перспективе способны изменить жизнь многих государств и народов. В этой связи мы обязаны подумать над тем, как обеспечить эффективное освоение ресурсов Арктики при бережном отношении к природе, соблюдении интересов коренных северян, повышении качества жизни всех, кто проживает на этой территории.Главный принцип, которому мы строго следуем на Ямале: «Арктику не нужно покорять, ее нужно обживать». Поэтому считаю, что сейчас особенно актуальна задача формирования такой культурной, духовной, интеллектуальной среды, которая способствовала бы переходу от ресурсной модели развития Арктики к человеко-ориентированной.Желаю всем участникам форума продуктивной работы, чтобы сделать Арктику образованней, а значит, Россию успешней».Председатель Законодательного собрания ЯНАО Сергей Харючи признался: «Сегодня мне особенно приятно, что именно Ямал взял на себя ответственную и почетную миссию – собрать столь представительное научное и образовательное сообщество, чтобы совместно обсудить вызовы современного общественного развития, осмыслить роль и возможности качественного образовательного процесса, обменяться достижениями в этой области и новыми идеями».Очень важным для понимания, что такое открытое образование вообще и на Ямале в частности, как новые подходы меняют всю образовательную систему региона, было выступление директора Департамента образования ЯНАО Ирины Сидоровой:«Основная цель программы развития образования округа – развитие компетенций молодого поколения для работы в условиях инновационной экономики. Такую задачу можно решить в условиях открытого образования.Для построения системы открытого образования у нас есть определенные ограничения. Мы их понимаем. Прежде всего они связаны с суровыми климатическими условиями, транспортной удаленностью населенных пунктов и ненасыщенностью социокультурной среды по сравнению с крупными научно-культурными центрами».Ирина Кенсориновна четко выстроила систему мер, которые помогут эти ограничения снять и построить открытое образование: во-первых, сбалансированная, гибкая, разноуровневая система дополнительного образования, во-вторых, информационно-коммуникационная среда. В-третьих, политика правительства автономного округа в отношении доступности дополнительного образования. Любой ребенок, где бы он ни жил, имеет право на его получение.Достижения в этой сфере налицо. Участники форума увидели карту учреждений допобразования Ямала, услышали цифру – из 5 детей региона четверо посещают те или иные клубы, кружки по интересам. Им на выбор предложено почти 5 тысяч программ! Такая вариативность дает возможности переходить из одной программы в другую, из одного учреждения в другое, и это особенно важно для подростков, которых в допобразовании Ямала становится все больше.Права Ирина Сидорова: «Открытое образование с помощью дополнительного прежде всего помогает отказаться от стереотипа, что единственным источником знаний является регулярное образование в школе или профессиональном учреждении. Такая ситуация может позволить у каждого человека сформировать понимание необходимости учиться на протяжении всей жизни».Ирина Кенсориновна с понятной гордостью процитировала приветствие форуму от Артура Чилингарова: «Главный ресурс Арктики – наши дети. От того, каким будет образование наших детей, сегодня напрямую зависит будущее региона и страны. Уверен, что Арктика станет не только территорией открытого образования, но и территорией великих открытий».Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова отметила, что на Ямале, развивая образование, учитывают особенности народов, которые здесь проживают. А еще здесь хорошо работает социальное партнерство. И встреча на Ямале стала отличным поводом вручить знак профсоюза «За социальное партнерство» губернатору Ямала Дмитрию Кобылкину. «Мы очень ценим людей, которые отвечают за развитие региона и понимают, что это развитие невозможно без конструктивного диалога», – прокомментировала награду Татьяна Викторовна. И добавила: «Для нас было потрясением, что вы на Ямале строите, а не залатываете, и строите дворцы. Вы очень мудрые люди. Многое зависит от того, какой старт дается ребенку.Наша задача – сделать резолюцию форума очень практико-ориентированной. Мы предложили участникам форума и круглых столов сосредоточиться на проблемах, которые актуальны не только для России, но и для Ямала. В том числе несколько важных моментов: развитие кадрового потенциала, внедрение профстандарта. Необходимо обсудить, что нам мешает повышать эффективность работы в рамках сетевого взаимодействия».Пленарное заседание продолжилось выступлениями ученых. Заместитель директора Института психолого-педагогических проблем детства РАО Ирина Фришман говорила о концепции развития дополнительного образования детей, представила этапы реализации принципа социального партнерства в дополнительном образовании.Тема выступления доцента института педагогики, психологии, социологии Сибирского федерального университета (Красноярск) Семена Ермакова – «Открытая образовательная задача как принцип построения современных технологий дополнительного образования детей». Семен Вячеславович объяснил, что такое открытость вообще, перечислил основания этого образовательного подхода: развивающее обучение, возрастная школа, школа самоопределения – и дал основные принципы технологии, а также привел примеры открытых образовательных задач: снять кино, издать газету…Интересные доклады представили гости из дальнего зарубежья – председатель совета Профсоюза учителей Финляндии Арья Кристина Лаулайнен, член исполкома Профсоюза учителей Швеции Мария Элизабет Уолл Алмквист, председатель региональной организации Профсоюза образования Норвегии Бьернар Мьеен. Они говорили об особенностях дополнительного образования своих стран, но оказалось, что у наших образовательных систем немало общих проблем.Один ум хорошо, а шесть круглых столов… лучше!Фактически вся программа II Арктического образовательного форума уложилась в два рабочих дня. Но каждый день стоил, пожалуй, месяцев напряженной плодотворной работы. Во второй день, 13 февраля, в Ямальском многопрофильном колледже прошли сразу шесть круглых столов, посвященных различным аспектам главной темы мероприятия – открытого образования. Было высказано немало конкретных предложений. Убедиться в эффективности дискуссионных площадок участники и гости форума могли во время подведения итогов, где прозвучали краткие резюме по каждому «столу».Первый круглый стол назывался «Открытое дополнительное образование как ресурс регионального развития». Его участники попытались дать определение понятию «открытое образование», а также развести понятия «открытое» и «дополнительное» образование. Получилось такое определение: «Открытое образование – это модифицированная форма получения образования, которая характеризуется свободой выбора, осуществляется в удобном ритме для удовлетворения потребностей личности». Организующая единица – образовательная программа, которую реализуют социальные институты в сетевом взаимодействии.В рамках круглого стола «Кадровый потенциал педагогов и дополнительное образование как ресурс для сохранения и развития культур арктических сообществ» обсуждались следующие вопросы: изменение понимания статуса педагога дополнительного образования, проблема дефицита педагогов и менеджеров, формирование педагога-профессионала, способного научить ребенка неординарно подходить к решению проблем, самостоятельно получать знания, необходимые ему в данный момент, восполнение дефицита квалифицированных кадров за счет привлечения специалистов из других сфер деятельности.«Дополнительное образование как фактор самоопределения личности в контексте непрерывного образования» – так назывался третий круглый стол. Его ведущий, проректор открытого института «Развивающее образование» Владимир Львовский вынес на итоговое обсуждение такое резюме:- образование должно быть системно-деятельностным;- надо серьезно разбираться, в какой мере дополнительное является образованием;- образование должно быть открытым, сетевым, объемным, разноуровневым;- должны быть барьеры. Нельзя, чтобы ребенку все было доступно, тогда это неинтересно и тогда это не образование.Директор регионального института развития образования ЯНАО Сергей Тихонов рассказал о том, как прошел четвертый круглый стол «Современные технологии дополнительного образования детей»: «Мы сконцентрировали свое внимание на технологии осмысления проблем. И в качестве одной из форм этой технологии рассматривали открытую задачу. Мы пришли к выводу, что программы дополнительного образования могут строиться как комплекс открытых задач, развивающий ребенка».Обсуждая возникшие проблемы в рамках пятого круглого стола «Основные механизмы нормативного правового и финансово-экономического обеспечения дополнительного образования детей», его участники пришли к выводу: в первую очередь нужна солидная разработка понятийного аппарата дополнительного образования. Во время дискуссии вспомнили о том, что в 2018 году дополнительному образованию будет сто лет. Минобрнауки РФ или Общероссийский Профсоюз образования, по мнению участников стола, должны стать инициаторами разработки проекта указа Президента РФ, посвященного этой дате.Шестой круглый стол был посвящен важной проблеме межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования детей. Были выявлены ограничения в межведомственном взаимодействии – недостаточная разработанность нормативной базы, отсутствие единой системы учета детей, разобщенность действий ведомств по реализации программ дополнительного образования детей, отсутствие единых требований к уровню подготовки педагогических работников. Участники дискуссии предложили Минобрнауки РФ разработать межведомственную интегративную модель взаимодействия между учреждениями образования, культуры, спорта, науки и регламенты этого взаимодействия, единую систему мониторинга в сфере дополнительного образования детей, единые требования к уровню подготовки педагогических работников сферы допобразования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте