Победитель конкурса «Учитель года Кировской области-2003», учитель изобразительного искусства СШ поселка Краснооктябрьский Куменского района Татьяна ШАРОВА за пятнадцать лет педагогической работы открыла, что школьный урок – это вид драматического искусства. Конечно, ход урока можно продумать, но полностью предугадать нельзя, так как его герои, ученики, не знают сюжета «пьесы» и в каждом классе разные «действующие лица».
Мучительно хочется рисовать.Повсюду тюбики рассовать.О, поющее, как свирель,Название – акварель!Белые вижу во сне листы.Как чисты они! Как пусты!И рисую на них лицоНа тоненьких двух ногах…Ю. Левитанский
Как и кумир Татьяны Витальевны народный художник России Б.Н. Неменский, на занятиях она использует метод поэтапных открытий. Факультативно Татьяна Шарова ведет клуб любителей росписи по дереву, а в свободное время вместе с мужем Владимиром, работником связи, и семилетним сыном Иваном наслаждается творчеством своего любимого певца Николая Баскова.
Что хочу стать художником, я поняла в детском саду, когда наблюдала, как любимая воспитательница мастерит декорации к спектаклю, расписывает стены к очередному празднику. Я восхищалась ее руками, считала ее настоящей волшебницей и ощущала постоянное желание рисовать. И рисовала… Человечков, животных, дома, карандашами и красками на бумаге, на белой печи гвоздиком, угольком на стене, пальчиком на замерзшем стекле.
С этой поры мной владеет мучительное стремление рисовать. Зародившееся с детства чувство красоты постоянно живет во мне – и это первое ощущение природы, и восхищение ее совершенством, любование игрой солнца, сиянием звезд, закатом и восходом, радугой и цветами.
Я – сельский учитель изобразительного искусства и стараюсь быть добрым наставником всем, кто любит рисовать, кто готов пойти по такой трудной, тернистой, но радостной и богатой творческими открытиями дороге художника.
Успешно руководить детским творчеством, считаю, может учитель, сам не утративший способность видеть и чувствовать по-детски, быть причастным к радости детского мироощущения.
К творчеству способен каждый человек, каждый по-своему талантлив, каждый имеет право на самовыражение и успех.
Я учу своих детей в тонких и точных мазках запечатлевать неуловимые движения своей души. Научиться рисовать – это то же, что и научиться писать слова. Буквы, собранные в определенном порядке, образуют слово. Рисунок – это тоже «слово», но состоит из линий, пятен, штрихов… И нужно уметь написать каждую линию, штрих. Линии бывают прямые и колючие, изысканные и кружевные, злые и добрые, нежные и бархатистые.
Я учу своих питомцев вырабатывать свободные движения руки, чтобы они могли легко наносить главные контурные линии на поверхность листа, имели крепкую и твердую руку художника.
Великий Леонардо сказал, что рисование, изобразительное искусство – самое сложное из известных ему видов искусств, родов занятий. Человек, взявший в руки карандаш, должен отрешиться от всего суетного, печального, злого, разбудить в себе все лучшее, светлое. Занятие рисунком – далеко не простое упражнение. Это проникновение в глубинную сущность жизни. Я учу детей видеть, чувствовать, понимать красоту повседневной жизни, мира, в котором мы живем, понимать все созданное природой и относиться с уважением к изображаемому.
Развиваю способность заставить руку слушаться глаз. Ведь развитие глазомера поможет в будущем в любой области человеческой деятельности: в точной оптике и хирургии, технологии и конструировании, архитектуре и строительстве.
Благодаря удивительной способности человеческого восприятия мы можем остановить мгновение, запечатлев в рисунке изменчивые формы предметов. Мы зажигаем своей кистью свет, согревающий любого, на кого он падает. И этот же свет согревает душу самого художника. Хочется, чтобы он озарил всю землю и все человечество. И тогда не будет ни тьмы, ни горя, ни войн… Вот поэтому и хочется, мучительно хочется рисовать!
Комментарии