search
main
0

Мучить и оскорблять запрещается. Классный час на тему «Государство и наши права»

Цели: – дать детям первоначальные правовые знания, представление о правах ребенка; объяснить, что означает понятие «право», где отражены права; дать детям возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; дать представление о Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка; – научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни; – развивать мышление, память, сообразительность; – воспитывать любовь к Родине, гордость за свое государство, правовую грамотность, умение жить и работать в коллективе.

Ход занятияУчитель: Самое прекрасное на свете – Родина! Она есть у каждого человека, и каждый по-своему любит ее, ценит.Для всех нас свято слово «Родина». И где бы человек ни жил, какое бы ни было у него отношение к обществу и окружающим людям, он всегда помнит о своей Родине, о месте, где родился, где прошло детство или юность, а в большинстве случаев – и вся жизнь.Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то начало, которое делает святой всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких неудач.Давным-давно, тысячи лет назад, на земле появились первые люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? А как вы думаете, что же такое право?Ответы детей.Вывод: право – это правила, по которым живут люди. Они определяют отношения людей в обществе.Учитель: В беседах между собой путем переговоров людям удалось решить эти вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав.- Есть ли права у детей?Ответы детей.- Какие права детей вы знаете?Ответы детей.- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего занятия?Ответы детей.- Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о нашем государстве, ваших правах и обязанностях.РазминкаУчитель: Сейчас, я предлагаю вам небольшую разминку.1. Как называется государство, в котором мы живем?2. Назовите столицу России.3. Кто президент нашей страны?4. В какой области мы живем?5. Кто является губернатором нашей области?6. Как называется наш поселок?7. Кто является главой администрации нашего района?8. Какие символы России вы знаете?БеседаУчитель: Ребята, очень часто окружающие нас люди забывают, что они только гости в этом прекрасном мире. Некоторые проводят время впустую, предаваясь праздной лени, порокам – пьянству, наркомании. Другие хотят только материального благополучия, забывая о своих родителях, детях, идут иногда на обман, подкуп и преступление.В каждом действующем государстве есть правила, обязательные для всех, и называются они Конституция.Ребята, а теперь давайте подумаем, что нужно вам, детям, для полного и гармоничного развития личности?Рассуждения детей.Учитель: В первую очередь ребенку нужны семейное окружение, атмосфера счастья, любви и понимания. С момента рождения ребенок имеет право на имя, на приобретение гражданства, право знать своих родителей, право на их заботу.После окончания Второй мировой войны была основана Организация Объединенных Наций, которая от имени всех народов планеты главной своей задачей определила именно защиту прав человека.В 1959 году, признав, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе, Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка.А в 1989 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка.Декларация – официальное или торжественное программное заявление.Конвенция – международный договор по какому-то определенному вопросу.В Конвенции о правах ребенка говорится: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного и незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, неприкосновенность жилища, незаконное посягательство на его честь».А сейчас, ребята, мне хотелось бы ознакомить вас с правами ребенка.Все дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.Все дети имеют право на бесплатное образование.Все дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество воды.Дети имеют право на медицинский уход.Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.Все дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.Я хочу, чтобы вы запомнили, что человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки, называется гражданином.Ребята, как вы понимаете, слово «гражданин»?Ответы детей.«Сказка – ложь, да в ней намек…» Путешествие по страницам литературных произведенийУчитель: Вы должны отгадать название сказки и объяснить, какие права ребенка были здесь нарушены.В бочку с сыном посадили,Засмолили, покатилиИ пустили в Окиян -Так велел де царь Салтан.А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»Главное право каждого человека – право на жизнь, и маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить.Но так думали не всегда. Было в древности государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – сбросить его со скалы! А ведь слабенький ребенок, если будет тренироваться, может вырасти очень сильным, он может стать большим ученым или талантливым художником. Просто больных надо лечить, слабым – помогать. Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболел.Иван-царевич сжег лягушечью кожу. Русская народная сказка «Царевна лягушка»Какое право нарушил Иван и как он за это поплатился?Ребенок, как и любой другой человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну.Каждый ребенок сам может выбирать себе друзей, и никто не должен его выпытывать: о чем это вы там шепчетесь? Никто не смеет указывать: с этим не дружи! Такую музыку не слушай! Думай только так, а не иначе! Конечно, это не значит, что родителям должно быть все равно, с кем ты дружишь, где бываешь, как одеваешься. Они могут посоветовать, убедить, объяснить тебе, что им не нравится в твоем поведении. Но никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему.Свесть Царевну в глушь леснуюИ, связав ее, живую,Под сосной оставить там.На съедение волкам!А.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»В чем так провинилась Царевна, кто и за какие поступки может так жестоко наказывать ребенка?Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка.Оказывается, есть еще люди, готовые дразнить и обижать детей за то, что они иной национальности, религии, у них другой цвет кожи. Встречаются и такие воспитатели, которые жестоко наказывают за каждую шалость, непослушание или просто бьют, пользуясь своей силой. Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и покарать того, кто жестоко обращается с детьми.«- Сейчас же отопри дверь, – прорычал Волк, – а не то я ее выломаю!- Дом поросенка – это его крепость, – сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться».Из какой это сказки? Правильно, это сказка С. Михалкова «Три поросенка». Какое право было нарушено в этой сказке Волком? Какое наказание он за это понес?Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама.Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено силой врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности.«- Рубите ей голову! – крикнула Королева. – Пусть выносят приговор, а виновата она или нет – потом разберемся!»Так распоряжалась Королева из сказки Л. Кэролла «Алиса в стране чудес». Какое право человека она нарушала?Никого нельзя наказывать без суда.Любой человек, в том числе и ребенок, считается невиновным до тех пор, пока не доказана его вина. Если тебя в чем-то подозревают, пусть сначала докажут! Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем более наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник, знающий законы, который будет ему помогать.«Много чудесных подарков получила новорожденная принцесса, и вдруг во Дворце появилась злая Ведьма.- Вы не пригласили меня на крестины! – сказала она Королю и Королеве. – Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрет».Из какой сказки этот отрывок? Да, это сказка Шарля Перро «Спящая красавица». Бессовестная злая колдунья наказала младенца за провинность родителей. Какое право она нарушила?Ребенок не отвечает за провинность родителей, что бы они ни совершили.Может быть, они нарушили закон или обидели кого-то, все равно нельзя упрекать, унижать, наказывать ребенка за то, что у него «такие» родители. Государство не допустит, чтобы дети страдали из-за проступков родителей.Итог занятияУчитель: Наше общество будет чище и лучше, если мы научимся пользоваться своими правами и свободами. К сожалению, это требует усилий от каждого из нас и от государства. Не все граждане верят в силу закона и свои возможности. Поэтому идут на незаконные способы защиты своих интересов, прав и свобод. Идея защиты прав и свобод человека должна жить в уме и сердце каждого!Спасибо вам, ребята, что обсудили данную тему, я надеюсь, вам понятны термины, с помощью которых мы говорили о правах ребенка, о личности, о гражданской позиции.​Елена ЕРМАКОВА, учитель начальных классов аннинской средней школы №3 с углубленным изучением отдельных предметов Воронежской области, победитель V конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте