В советские времена мир ценил русский балет, Большой театр, ансамбль Игоря Моисеева и цирк. Не было ни в одной стране такого, и не могли другие превзойти советскую страну. Но это только так говорится (в общем!) – не могли превзойти страну, на самом деле не могли превзойти замечательных мастеров, которые своим творчеством достигали высот необычайных.
Так получилось, что в последние годы я несколько раз писала о народном артисте Мстиславе Запашном: брала у него интервью, словом поддерживала его выдвижение на Государственную премию РФ, рассказывала на газетных страницах о его замечательной семье, которая по праву стала династией талантливых цирковых артистов. Поэтому, придя в цирк на Цветном бульваре, я без труда узнавала многочисленную династию Запашных: его сестру Анну, которая приехала на юбилей брата из Санкт-Петербурга, его племянников – Эдгарда и Аскольда, его жену Ирину, сына Мстислава. Но узнавала, конечно, далеко не всех: ведь позже выяснилось, что династия Запашных насчитывает чуть ли не сорок человек и все – цирковые, свято соблюдающие традиции семьи. А сам Мстислав Запашный пробыл на арене ровно 65 лет. Это мог позволить себе только очень выдержанный, сильный, мужественный, творческий и, конечно, влюбленный в цирк человек. Сегодня Запашный – генеральный директор Российской государственной цирковой компании, но ему как-то удается сохранять в себе прежде всего не чиновника, а артиста. А как иначе? Ведь династия Запашных – династия прежде всего артистическая.
Основал ее простой цирковой клоун Карл, который в 1882 году в первый раз вышел на арену и показал музыкальную антрепризу. С этого все и началось: дочь клоуна Лидия лихо скакала на лошади, жонглировала, делала сальто. Она стала мамой Мстислава Запашного, а еще у него были братья и сестра, которые уже не мыслили жизни без цирка. Этому способствовал и отец – силовой акробат, выступавший с замечательными номерами. Он подавал пример детям, но сам усиленно отговаривал их от того, чтобы становились цирковыми артистами. Однако дети никаким уговорам не поддавались. Первым в 1946 году стал цирковым артистом Вальтер Запашный, за ним-то и последовал младший – Мстислав, вышедший на арену в пять лет, работавший вместе со знаменитым Карандашом. Через несколько лет все братья создадут номер «Акробаты-вольтижеры», получат четыре золотые медали на VI Всемирном фестивале молодежи, потом награды во Франции и Японии за сложные трюки, которые до сих пор не могут повторить современные цирковые артисты. Как не могут артисты постичь и все секреты дрессуры, которой Мстислав занялся сначала по примеру старшего брата Вальтера, а потом пошел своим творческим путем. На его счету множество самых сложных и интересных спектаклей, программ, номеров. Он делал невозможное: соединял в одной программе тигров и слонов, отправлялся в историю и становился Спартаком, взмывал под купол цирка, повторяя полет «Союза-Аполлона». Последняя по времени идея – аттракцион «Триумф ХХI века» или «Тигры на зеркальных шарах», которую реализовал с помощью отца сын – народный артист РФ Мстислав Запашный-младший, возглавляющий по примеру отца Сочинский цирк, – это нечто потрясающее, исключительное. Кстати, Мстислав Мстиславович завершал юбилейный вечер отца, он выступил со своим номером и заставил многих, даже опытных мастеров (а они до отказа заполнили в тот вечер зал Московского цирка) порядком поволноваться. Тигры в этот вечер как-то нервничали, широко открывали пасти, пытались достать дрессировщика когтистыми лапами, но он умело управлялся с ними, заставляя выполнять все свои команды. Сам дрессировщик и его питомцы были на зеркальных шарах, что немыслимо усложняло работу (говорят, что во время каждого выступления цирковой артист теряет более пяти килограммов, и в это можно поверить), номер сопровождался дружными аплодисментами зала, что, поверьте, дорогого стоит. Ведь на юбилейный вечер Запашного в цирке на Цветном бульваре собрались лучшие из лучших цирковых мастеров, которые знают цену таким номерам. Когда Мстислав Запашный-сын поднялся под купол цирка вместе с тигром и зашагал по символичному земному шару на высоте без всякой страховки, зал буквально взорвался громовыми аплодисментами. Конечно, всем было понятно, что такой успех сына – заслуга прежде всего отца, знаменитого дрессировщика, режиссера и сценариста, о творчестве которого сразу показали фильм, после чего Мстислав Михайлович вместе с супругой буквально вышел с экрана и по широкой лестнице спустился в зал.
Достойную оценку творчества Мстислава Михайловича Запашного в этот юбилейный вечер давали многие: директор цирка на Цветном бульваре Максим Никулин, руководитель Департамента культуры Москвы Сергей Худяков, но главное – министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Авдеев, для которого выход на манеж стал, по сути, первым явлением публике в этом качестве после назначения в правительство, сформированное Владимиром Путиным. Ведущий вечера, заместитель Мстислава Запашного в Росгосцирке, Александр Калмыков (который, кстати, своим умным и интеллигентным конферансом придал действу необходимое творческое обрамление и весьма достойный, подобающий уровень) зачитал телеграммы сразу от двух президентов – Президента РФ Дмитрия Медведева и Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, от руководителя Совета Федерации Сергея Миронова. Все особо отметили, что Запашный приложил немало сил для того, чтобы сохранить государственный цирк, чтобы развивать цирковое искусство на том уровне, который создавал ему славу в мире. Не случайно, приветствовать своего руководителя вышли директора практически всех цирков России: они составили символический джаз-оркестр, и Запашный с удовольствием выполнил роль дирижера. Большую роль в развитии цирков, работающих в Москве, отметили и Сергей Худяков, и представители префектуры Северного округа, вручившие Запашному почетную грамоту почетного жителя Хорошевского района. Кстати, на минувшей неделе именно на территории Северного округа, в парке на Речном вокзале, по инициативе Росгосцирка и лично Запашного открылся цирк «Радуга», который с радостью посещают дети всей Москвы. Москва с нетерпением ожидает и открытия цирка-шапито на Поклонной горе, который традиционно работает там летом и показывает интересные программы с участием зарубежных мастеров. На юбилей же Запашного посчитали нужным прибыть представители зарубежных цирков – итальянского и китайского.
Но что там зарубежные мастера, когда у нас и своих мастеров хватает? Это подтвердили участники юбилейного вечера, выступавшие на арене. Сценарий был выстроен таким образом, что они практически повторяли те номера, с которыми когда-то выступал на манеже сам Мстислав Запашный. Это было в высшей степени ответственно, ведь нельзя было выступить хуже мэтра. Были в программе и свои изюминки: в одном из номеров выступил двухлетний внук Запашного – тоже Мстислав, в другом – внучка Запашного Лада продемонстрировала свое искусство в группе гимнасток. В программе же в целом были собраны лучшие артисты цирка. Дань творчеству режиссера-постановщика и сценариста Запашного отдали артисты балетного коллектива Касаткиной и Василева, представившие танец Красса из балета «Спартак» – ведь именно такой спектакль в свое время придумал и поставил Мстислав Михайлович.
Завершился юбилейный вечер, посвященный 70-летнему юбилею народного артиста СССР и России, лауреата Государственной премии России Мстислава Михайловича Запашного фейерверком, морем цветов и поздравлениями, с которыми выходили на манеж коллеги и друзья выдающегося мастера.
Комментарии