search
main
0

МСОКО как инструмент управления качеством. Новой школе – новые образовательные результаты

​В системе образования города Муравленко в течение 5 лет осуществляется деятельность по созданию и развитию муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО).

Современные требования к повышению качества образования и эффективности деятельности образовательной системы определяют необходимость создания объективной, комплексной системы оценки качества образования на компетентностной основе на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях. Поэтому в МСОКО г. Муравленко используется четырехуровневая система, которая позволяет обеспечить преемственность общероссийской, региональной, муниципальной и институциональной оценки качества образования, построенная на кластерной основе: качество результата, условий и процесса.Старшая школа является одним из основных узлов модернизации МСОКО. Для оценки качества образования в старшей школе включены (кроме инвариантных показателей) муниципальные показатели – освоение профильных программ, выбор вуза в соответствии с профилем, итоги профессиональной подготовки, обучение по индивидуальным учебным планам, технология исследования, социальные практики, дистанционное обучение и другие.Бесспорно, профильное обучение – это комплексное средство повышения качества общего образования. Поэтому актуальность процесса профилизации старшей школы задает требования к результату образования в подростковой и начальной школе. Так, в МСОКО заданы ключевые показатели для основной школы в части компетентностного результата и ряд показателей, обеспечивающих переход учащихся в старшую школу: результаты предпрофильной подготовки, обучение в предпрофильных группах и классах, по программам дополнительного образования, по ИУП, в сетевой предпрофильной подготовке, учебное проектирование и исследовательская деятельность, а также портфолио.В условиях введения нового стандарта образования в начальной школе актуальными муниципальными показателями являются уровни освоения математической грамотности, навыки осознанного чтения, система РО, применение технологий исследования и портфолио, что работает на личностное развитие, предметные и надпредметные компетенции, обеспечивающие успешный переход в основную школу и обучение в старшей школе.Городской инициативной группой педагогов разработаны тесты и проведены муниципальные диагностические работы по изучению уровней читательской, математической, естественно-научной грамотности в 4 и 8-х классах. Что мы узнали о читательской грамотности учащихся, сопоставив результаты муниципальной контрольной работы выпускников начальной школы и выпускного экзамена в новой форме в 9-х классах по русскому языку?Наибольшие затруднения у выпускников и начальной, и основной школы вызвали задания, связанные с практическими умениями работать с текстом, обобщением, аргументированием. Все это подтверждает, что в начальной и основной школе есть общее проблемное поле как в процессуальном, так и в содержательном образовательном пространстве, оказывающем влияние на качество образования. Те ученики, которые начинают испытывать трудности с чтением в начальной школе, в дальнейшем обречены на серьезные учебные проблемы. Поэтому в старшей школе ЕГЭ для них становится непреодолимым вызовом.Оперируя результатами ЕГЭ, которые отслеживаются через МСОКО, можно отметить, что выпускники выявляют проблемы в ряде практических навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции: адекватное восприятие информации, собственные аргументы и комментарий к сформулированной проблеме, соблюдение смысловой цельности изложения творческого задания. Мы видим, что проблемы в уровне сформированности коммуникативной компетенции испытывают выпускники начальной, основной и старшей школы.Кроме этого, есть потребность в рейтинговании учреждений по кластерам, кластеризации общеобразовательных учреждений города по показателям качества условий, процесса и результата, что позволит оценить состояние муниципальной системы образования, выявить общие проблемы и проблемы каждого муниципального учреждения.Мы определили основное содержание образовательного результата в контексте школ ступеней с учетом возрастных особенностей. Бесспорно, это возрастные результаты: в младшей школе – умение учиться; в подростковой – авторское действие; в старшей – самоидентификация выпускника как взрослого. Одновременно осуществлялась работа по созданию образовательных программ школ ступеней.Перспективы развития МСОКО мы видим в новой модели образовательного результата, основанного на формировании надпредметных компетенций (деятельностных).Образовательная статистика МСОКО – основa для разворачивания управленческих действий. Муниципальная система оценки качества образования как инструмент управления образовательным результатом сегодня не в полной мере обеспечивает все механизмы перехода к компетентностному образованию. Есть проблемы, над которыми продолжаем работать.Сегодня Управление образования города Муравленко продолжает работать как федеральная экспериментальная площадка по теме «Управление изменениями в системе образования малого города на основе муниципальной системы оценки качества образования».Любовь БЕЛЕЦКАЯ, начальник отдела нормативного обеспечения и инспектирования Управления образования г. Муравленко

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте