11 июня председатель ФНПР Михаил Шмаков провел селекторное совещание, посвященное обсуждению практических действий профсоюзов по реализации решения Президиума Верховного суда РФ о составе МРОТ. В работе совещания приняли участие 4000 человек – от лидеров территориальных профобъединений до руководителей профкомов крупных предприятий и профсоюзных активистов. Выступая перед коллегами, Михаил ШМАКОВ рассказал о разъяснениях Верховного суда РФ, складывающейся в регионах судебной практике по делам о взыскании недоначисленной зарплаты и объявил о проведении профсоюзной акции «МРОТ по закону!».
Как вам известно, 10 марта 2010 года постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации был утвержден Обзор судебной практики Верховного суда РФ за IV квартал 2009 года. В нем было приведено разъяснение Верховного суда по вопросу о включении в величину минимального размера оплаты труда при установлении месячной заработной платы работника компенсационных и стимулирующих выплат.
С целью исполнения решения Верховного суда РФ нами были направлены письма всем главам субъектов Федерации и руководителям законодательных органов власти в регионах. Копии писем были также направлены всем председателям территориальных объединений организаций профсоюзов. Возможно, не все их еще получили, поэтому зачитаю текст письма:
«Постановлением Президиума Верховного суда Российской Федерации от 10 марта 2010 года утверждены разъяснения по вопросам судебной практики, вытекающим из трудовых правоотношений, в соответствии с которыми размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст.133 Трудового кодекса. Компенсационные, стимулирующие, а равно социальные выплаты могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» Верховный суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики. Данная норма реализует положения ст. 126 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Последнее из названных полномочий Верховный суд РФ реализует в различных формах, основными из которых являются принятие Пленумом Верховного суда РФ постановлений и утверждение Президиумом Верховного суда РФ обзоров судебной практики.
Разъяснения Верховного суда Российской Федерации обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.
В связи с изложенным прошу вас обеспечить соблюдение прав работников организаций бюджетной сферы на оплату труда в соответствии с российским законодательством и при необходимости внести коррективы в бюджеты региона и муниципальных образований».
По существу, Президиум Верховного суда подтвердил позицию ФНПР о размере минимальных тарифных ставок и окладов.
Вопрос о составе МРОТ возник после принятия в апреле 2007 года поправок в Трудовой кодекс РФ. Одной из поправок изымалось определение МРОТ в статье 129 ТК РФ. Однако мы были убеждены, что, учитывая контекст этой статьи, определяющей структуру заработной платы, никакого другого толкования МРОТ не должно быть.
Вместе с тем начиная с 2007 года недобросовестные работодатели (как государственные, так и частные) начали толковать понятие МРОТ в свою пользу, стремясь впихнуть в МРОТ и стимулирующие, и компенсационные выплаты. К ним присоединились и некоторые ответственные работники министерств, публикуя в центральной прессе свои «разъяснения». В ответ на это в конце 2007 года Федерация независимых профсоюзов России опубликовала на своем сайте заключение о неправомерности включения компенсационных, стимулирующих и социальных выплат в вознаграждение за труд в виде минимального размера оплаты как конституционной гарантии. Это разъяснение использовалось многими профсоюзами и территориальными объединениями при поддержке членов профсоюзов, обратившихся в суд с иском о недоначислении заработной платы. Практика показала, что многие суды опирались на логику доказательств, представленную профсоюзами.
С 2008 года мы начали получать примеры положительных решений судов по вопросу МРОТ. Причем эти решения в адрес ФНПР присылали не только наши членские организации, но и простые судьи. Таким образом, были выиграны суды в Оренбургской, Иркутской областях, Пермском крае и других регионах. После обобщения этих решений Верховный суд РФ и дал свои заключения, подтвердив нашу позицию, что минимальный размер оплаты труда – это голый тариф и все. Однако наша работа на этом не заканчивается.
Принятые решения о составе МРОТ, естественно, не вызывают энтузиазма у органов федеральной и региональной власти. Начинают звучать оправдания, что денег на исполнение закона в бюджете нет. Начинают, извините, выворачиваться, писать обращение в Правительство РФ, пытаются дезавуировать решение Верховного суда, ссылаясь на какие-то древние устаревшие акты 1981 года.
Но по сегодняшнему законодательству мнение правительства, причем любого, – это всего лишь мнение правительства. Только Верховный суд может давать разъяснения по вопросам судебной практики. И все разъяснения Верховного суда обязательны для должностных лиц, применяющих закон. Все остальные разъяснения «от лукавого». Само собой, Верховному суду будет «приятно» узнать о том, что некоторым органам власти закон не писан.
Но и нам надо работать на опережение, а не ждать, что кто-то принесет зарплату на блюдечке с голубой каемочкой. За свои права надо бороться, бороться ежедневно и даже ежечасно, в том числе и за решения суда.
Именно сейчас нам надо перейти от действий отдельных профсоюзных организаций по защите заработной платы работников к организации скоординированной профсоюзной кампании по соблюдению всеми работодателями ТК в части определения МРОТ и выполнения решения Президиума Верховного суда по этому вопросу.
МРОТ по закону! Добиться выполнения этого лозунга всеми профсоюзными организациями, всей профсоюзной структурой должно стать одной из главных задач текущего дня.
Сегодня мы должны обсудить, что можно сделать для достижения этой цели.
Как уже отмечалось, из ФНПР в адрес региональных властей направлены письма с предложением внести корректировку в региональные и муниципальные бюджеты. Аналогичные письма направлены заместителю председателя Правительства РФ А.Д.Жукову и министру финансов А.Л.Кудрину. В них мы предлагаем при разработке проекта федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов и определении объема бюджетных ассигнований на формирование фондов оплаты труда работников бюджетных учреждений в полной мере учесть требования закона в части МРОТ.
Однако чтобы договоренности воплощались, за встречами и письмами должны последовать наши дальнейшие шаги.
Во-первых, необходимо инициировать рассмотрение вопроса о выполнении решения Верховного суда и выплате МРОТ в полном объеме на заседаниях региональных трехсторонних комиссий. Кроме того, целесообразно инициировать обращение по этому вопросу к депутатам законодательных органов власти субъектов Федерации, главам муниципальных образований и членам выборных органов местного самоуправления.
Во-вторых, в случае установления работникам тарифных ставок, окладов (должностных окладов) ниже МРОТ, установленного федеральным законом, необходимо инициировать подачу членами профсоюза исковых заявлений в суд о взыскании недоначисленной заработной платы.
Такая работа уже развернута многими профсоюзными организациями. Для ускорения процесса разработаны примерные исковые заявления, которые помогают работникам в кратчайшие сроки подать иски в суд. Такие примерные исковые заявления есть у профсоюзов работников образования, авиаработников, угольщиков и других. ФНПР еще в 2008 году подготовила свой вариант искового заявления и направляет его в помощь всем обращающимся организациям.
Теперь, когда появились разъяснения Верховного суда и у нас за спиной имеются выигранные дела, желающих судиться должно стать больше. Нам надо создать общедоступный банк данных по этим делам, чтобы каждый желающий мог воспользоваться и подать свой иск. Мы должны быть также готовы противодействовать любым попыткам принудить людей к отказу от взыскания потерянных сумм заработной платы. А такие примеры уже имеются.
При этом обращаю ваше внимание, что нарушения, связанные с недоплатой заработной платы, носят длящийся характер, и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы сохраняется в течение всего периода действия трудового договора. А следовательно, заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд не является основанием для отказа в удовлетворении требования.
Кроме того, не дожидаясь обращения в суды, профсоюзные организации, используя соглашение, заключенное с органами прокуратуры, уже сейчас могут обратиться к ним с предложением начать прокурорское реагирование по фактам нарушения трудового законодательства в части установления заработной платы.
Конечно, судебная защита прав работников не сводится только к искам по недоначисленной заработной плате. В Обзоре судебной практики, принятой Верховным судом, вместе с разъяснениями по МРОТ содержится не менее важное разъяснение о размере оплаты за время приостановления работы в случае задержки заработной платы на срок более 15 дней согласно ст. 142 ТК РФ.
Как разъяснено Верховным судом РФ, работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с задержкой заработной платы, работодатель обязан возместить неполученный им средний заработок за весь период ее задержки с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере, установленном ст. 236 ТК РФ.
Поэтому по подобным выплатам также должны быть инициированы иски работников в суды.
И наконец, в-третьих, сейчас идут переговоры по проекту нового Генерального соглашения, проходят переговоры по заключению ряда отраслевых и региональных соглашений, впереди нас ждет коллективно-договорная кампания в первичных организациях. Вопросы о соответствии тарифных ставок (окладов) МРОТ должны найти свою реализацию в соглашениях и коллективных договорах.
На первый взгляд вопрос о составе МРОТ касается только небольшой группы людей, получающих заработную плату около 4330 рублей, причем большинство из них работают в бюджетном секторе, однако в действительности он затрагивает всех работников, у кого зарплата привязана к тарифной ставке меньше МРОТ. Сюда надо добавить и потери по компенсационным и стимулирующим выплатам, если они также рассчитываются в процентах к тарифной ставке.
В настоящее время только в 6 отраслевых соглашениях минимальный тариф (оклад) установлен на уровне не ниже величины МРОТ, остальные соглашения нуждаются в пересмотре.
Необходимо активизировать нашу работу и по изменению региональных соглашений о минимальной зарплате. В настоящее время в 22 регионах действуют соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает 4330 рублей. Причем в соответствии с законом, в размер региональной минимальной зарплаты также не должны включаться компенсационные и стимулирующие выплаты.
Это особенно важно в ситуации, когда нам пока не удается добиться повышения федерального МРОТ. Реализация решения Верховного суда и пересмотр в соответствии с ним договоров и соглашений по факту будут означать повышение заработной платы для значительной части членов профсоюзов.
Хочу отметить, что нами подготовлены поправки в закон о МРОТ, которые законодательно должны закрепить положение о том, что в состав МРОТ не должны включаться никакие выплаты, кроме тарифной части.
Организация профсоюзной кампании «МРОТ по закону!» – это очень большая работа, а не просто одноразовое требование. От того, что нам удастся добиться в ходе кампании, зависит очень многое. Результаты наших усилий будут не только иметь экономический и социальный эффект, но и реально свидетельствовать о том, на что способны профсоюзы. Способны ли мы защитить коренные интересы наших членов на заработную плату, готовы ли мы противостоять в этой борьбе давлению антипрофсоюзных политических сил и денежных мешков.
«МРОТ по закону!» в год 20-летия ФНПР – это наш вклад в модернизацию нашей страны и всего общества.
Комментарии