Грядет Год наставника и педагога. С надеждой ждем от новой инициативы государства успешного разрешения многих проблем образования. Уже хорошо, что во всех значимых мероприятиях года после внесенных в Закон «Об образовании в РФ» изменений будут участвовать не бюджетники, оказывающие образовательные услуги, а те, кто посвятил себя служению одной из самых гуманных профессий.
Вспоминается мне 2010‑й, объявленный Годом учителя. Своим ученикам и студентам, коллегам – преподавателям Брянского кооперативного техникума я тогда подарил только что вышедшую книгу «Любовью зажигать сердца». В ней на примерах из практики я утверждал, что любовь к своей профессии, к ученикам и есть то начало, без которого невозможна настоящая педагогическая деятельность. Именно это чувство делает наш непростой труд радостным, позволяет испытывать счастье от учительского труда.
Тот знаменательный Год учителя мы в коллективе решили провести под девизом «Ни дня без новизны!». Приветствовались свежие идеи, задумки, инициативы, творчество педагогов. Мы постоянно приглашали к себе интересных людей из числа ученых, специалистов, руководителей учебных заведений, учредителей. Надолго остался в памяти вечер, проведенный с учителем года Олегом Парамоновым, глубоким поэтом, замечательным педагогом. На подъеме и с большой пользой состоялись встречи преподавателей разных поколений, совместные педагогические советы. Ветераны делились опытом, особо отмечали, что при внедрении инноваций в свою деятельность учителям надо прежде всего думать об их пользе для тех, кого взялись обучать и воспитывать, кому важно помогать и в учебе, и в жизни.
Мне тогда со всей очевидностью стало ясно, почему наши выпускники тесно общались после окончания техникума, дружили, всегда поздравляли ветеранов с праздниками, приезжали на их дни рождения. До сих пор помню, как один большой начальник искренне переживал, что не сможет приехать и лично поздравить с юбилеем участника войны, старейшего преподавателя, незабвенного Аркадия Вениаминовича Гуревича. Он рассказывал, какие внимание, помощь и поддержку оказал ему в свое время этот учитель и добрый наставник.
Как тут не вспомнить слова из песни о труде актера, который часто сравнивают с трудом педагога: «Можно назвать работой, // Лучше сказать – судьба». Хотя высокие слова об учительской профессии сегодня обычно звучат с высоких трибун, но не в повседневной жизни. Однако добиваться от каждого педагога качественной, эффективной, творческой работы просто необходимо, по-другому нельзя.
Считаю недопустимым такое отношение к учительскому труду, о котором рассказывается в письме Вадима Кулинченко (см. «Учительскую газету» от 20 сентября 2022 года). «Творческое начало в педагогике уходит в прошлое, на смену пришла дрессировка, – с болью констатирует автор. – Учитель пошел не тот, на первом месте рейтинги, бабло, а дети потом. Программа перегружена, детям некогда вздохнуть».
К большому сожалению и огорчению, могу добавить к этому и свои горькие примеры из разговоров с родителями пятиклассников о первых днях нового учебного года. Не представляю, как можно было учителю не назвать детям своего имени, не спросить, как отдохнули, не сказать другие добрые слова для первого знакомства?! Зато с первого дня стали запугивать вчерашних выпускников начальной школы, что началась другая жизнь, теперь будут задавать много уроков, нужно будет много работать, писать, читать и т. д.
Часто слышим сегодня, что никогда робот не заменит учителя, а на деле выходит, что учитель становится роботом, ведь он лишает детей эмоционально полноценной жизнедеятельности. Может робот пробудить у ребят интерес к учебе и уважение к себе? Вот вопрос вопросов. Сегодня в школе, на мой взгляд, искусственно создается совершенно ненужное нервное напряжение этими бесконечными контрольными, проверочными, самостоятельными работами, тестами. Они начинаются буквально с первых дней учебы.
Не могу в связи с этим не вспомнить свои встречи со студентами техникума на первых занятиях. Всегда старался по-особому подготовиться и провести их, помня о значении первого впечатления. На мой взгляд, в Год педагога и наставника каждый работник образования прежде всего должен определить для себя ступени личностного роста. Важно провести строгий анализ, аудит своей работы и постараться устранить выявленные недостатки.
Разобраться в сложнейших вопросах философского, методического и прикладного характера, связанных с многоплановой образовательной деятельностью, могла бы помочь организация широких дискуссий с участием ученых, педагогов-практиков, родительской общественности. Хочется, чтобы Год педагога и наставника не стал популистской кампанией с декларациями и призывами признания особого статуса педагогических работников, а был бы отмечен конкретными безотлагательными конструктивными действиями властей по существу. Важно, чтобы сфера образования на деле стала высшим приоритетом государства и общества. Нужен комплекс экономических, социальных, материально-технических, правовых, кадровых мер, направленных на реализацию задач глобальной, общественной необходимости.
Активная, неравнодушная, по-настоящему бойцовская позиция нашего образовательного сообщества может и должна стать катализатором предстоящих изменений. Как тут не вспомнить вдохновляющие слова Антона Семеновича Макаренко: «Там, где я вижу победу, я должен первым поднять знамя торжества, чтобы обрадовать бойцов и успокоить малодушных и отставших. Там, где я вижу прорыв, я должен первый ударить тревогу, чтобы мужество моего народа успело как можно раньше прорыв ликвидировать».
Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Брянск
Комментарии