search
main
0

Можно ли защитить школу от смертельного зелья?! Можно, если начать с детского сада

Пять лет назад тревожный прогноз впервые поставил вопрос о разработке программы по профилактике наркозависимости в нашей школе. Тогда эта проблема выглядела довольно экзотично по сравнению с другими, насущными, да и знали мы о ней больше по публикациям в прессе. Но, увы, прогноз роста наркозависимости среди детей оказался точным. А совсем недавно красноярский социолог О. Никитина сообщила о результатах своего исследования: жителей нашего города больше всего волнует рост наркомании. Наркомания стала социологическим фактором нашей жизни.
И теперь при выборе школы для своего ребенка родители прежде всего начинают обсуждать вопрос о том, насколько она безопасна в отношении наркотиков. И как ни парадоксально: с одной стороны, самое удобное место для распространения наркотиков, с другой – она обладает сильным психолого-педагогическим ресурсом, который способен сопротивляться формированию наркозависимости. Поэтому профилактические программы необходимо разворачивать в школах, и они должны быть направлены на тех, кто еще не попал в поле зрения наркоторговцев, кто может с помощью педагогов и родителей избежать смертельной петли.
В красноярской гимназии “Универс” с 1995 года мы разрабатываем и апробируем профилактические программы и диагностические методики, направленные на предупреждение наркозависимости. Они включают в себя различные способы воздействия, адресованные детям, родителям, учителям.
Когда говорят о профилактических программах, почему-то в первую очередь начинают обсуждать идеи, связанные с запугивающей информацией (это так называемая прямая профилактика – шокотерапия). Уже давно во многих странах мира этот способ признан далеко не самым эффективным. Более того, при его неумелом использовании возможны противоположные эффекты, то есть провокации проб. Дело в том, что в переходном периоде радикально меняется самоощущение подростка. Для того чтобы почувствовать свою взрослость и, что не менее важно, продемонстрировать ее в сверстнической среде, необходимо преодолеть декларируемые самими же взрослыми нормативные ограничения. Поэтому если взрослый мир что-то запрещает – это необходимо проверить.
Есть и еще один подводный камень в прямых информационных программах – по нашим данным, а также по данным наших коллег в Германии, Голландии, Франции, в последнее время наркодельцы сами финансируют некоторые информационные антинаркотические мероприятия именно потому, что они косвенным образом способствуют увеличению сбыта. Например, некоторые массовые эстрадные шоу, проводящиеся под лозунгом “НЕТ НАРКОТИКАМ!”, являются местом наиболее активного распространения так называемых легких препаратов.
Вот почему все программы должны быть взвешенны и адресны. На наш взгляд, действенна и эффективна специальная прямая профилактика, предназначенная для дошкольников. В этот период ребенок реализует подражательное поведение, иными словами, “…если хочешь быть как большой – соблюдай определенные правила, потому что все взрослые их соблюдают”. Именно этот период нам представляется наиболее подходящим для введения первых профилактических информационных программ. В детском саду, который является составной частью гимназии-комплекса, мы ввели разработанные авторской группой программы формирования негативного отношения к наркотикам через сюжетно-ролевые игры и конструирования сказочных сюжетов.
Программы обеспечивают ребенку достаточно сильное и устойчивое переживание отрицательной установки по отношению к определенным формам поведения (курение, алкоголизм, токсикомания, наркомания).
Авторская группа разработала системы тренинговых и семинарских занятий с педагогами и родителями, направленные на получение опыта взаимодействия с детьми групп риска.
Мы уже говорили о том, что с началом так называемого переходного периода резко меняется представление подростка о взрослом мире. Для молодых людей отрицательное отношение взрослых к какому-либо явлению только тогда сильный аргумент, когда эти взрослые сами демонстрируют в жизни успех, ее новое, высокое качество. Если же это не так, мы имеем совершенно обратную реакцию. И, кроме того, сейчас сложилась парадоксальная ситуация, когда многие дети осведомлены о наркотиках существенно лучше, чем их старшие наставники. Это означает, что носителями профилактических идей должны быть сами подростки, наиболее авторитетные и активные. Такого рода программы хорошо работают, когда они осуществляются детско-взрослыми организациями (например, “Мир без конфронтации” в красноярской гимназии “Универс”). Содержанием их деятельности становятся социальное проектирование и реализация социальных проектов, направленных на преодоление разрывов и дефицитов, обнаруженных самими детьми во взрослом устройстве общества.
К сожалению, в последние несколько лет активность подростков реализуется в основном в своеобразных суррогатных общественных формах – спортивные и музыкальные фанклубы, бесчисленные игры-развлечения. Вместе с тем нам хорошо известно, что такого рода активность и псевдозанятость прямо способствуют возникновению идей наркотизации.
Весной 1999 года в Санкт-Петербурге мы участвовали в ежегодной конференции по разрешению конфликтов. Там был проведен “круглый стол”, за которым по нашей инициативе собрались представители многих стран для обсуждения опыта реализации профилактических антинаркотических программ. Аналитические материалы, представленные на этом “круглом столе”, свидетельствуют, что самого пристального внимания заслуживает именно первичная непрямая профилактика.
В программах этой профилактики ничего еще не говорится о наркотиках или каких-либо других веществах, способных вызвать зависимость, и адресована она тем, для кого проблема наркотиков совсем еще неактуальна и даже незнакома. В задачи этих программ входит формирование устойчивых защитных свойств, обеспечивающих независимое поведение, воспитание его как важнейшую ценность.
Мы твердо знаем, что общей предпосылкой формирования наркозависимости становится неспособность человека справиться с возникшими в жизни трудностями, неумением разрешить какой-то конфликт. Для того чтобы преодолеть дефицит конфликтной компетентности, мы разработали программы формирования умений разрешать конфликты с самого раннего возраста, с первых классов школьной жизни и до зрелых лет. Очевидно, что такие умения и есть ключ к свободе и успеху, и чем раньше человек ими овладеет, тем выше возможности его социальной эффективности, его положительного самочувствования и соответствующего отношения к жизни вообще.
Еще одной сферой деятельности, обеспечивающей эффективность школьных профилактических программ, является диагностическая работа. В течение трех лет группа исследователей создавала методики, благодаря которым мы научились выявлять степень и характер возможного будущего риска наркозависимости в довольно раннем возрасте – в 6-7 лет.
Мы научились определять степень и характер риска зависимости в условиях пробующего подросткового поведения. Иными словами, мы можем, проводя вместе с подростками специальные исследования, узнавать, каким защитным ресурсом обладает конкретный подросток и как надо активизировать этот ресурс для защиты от зависимости. Это очень важный материал и для самих детей, и для учителей, и для родителей.

Николай ДЮНДИК,
руководитель центра здоровья
городской гимназии “Универс”
Красноярск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте