Цель: знакомство с понятием “личная собственность”.
Ход работы
1. Разминка “Семь китов моей семьи”
На прошлых занятиях мы много говорили о своей семье, о взаимоотношениях между членами семьи. Изучая географию, мы узнали, что в древности люди думали, что земля держится на огромных китах. Подумайте и назовите 7 самых важных слов, на которых держится семья. (Дети называют, учитель записывает на доске).
Вот эти семь китов и поддерживают наши семьи, помогая преодолевать трудности жизни.
2. Обсуждение домашнего задания
Большую роль в укреплении семьи сыграют и правила, которые вы составили. Что же вы решили? (Высказывания детей.)
Я думаю, ваши решения доставят родителям немало радостных минут и вы станете еще лучше понимать ваших родных.
3. Беседа о понятии “щедрость”
Алеша назвал среди своих правил: “Я решил быть щедрым с родными”. А как ты понимаешь слово “щедрость”, Алеша?
А вы, ребята?
Маленькие дети держатся за свои игрушки и никому их не дают – для малышей это естественно. Вы стали старше и уже начали понимать, что быть щедрым, делиться с другими тем, что имеешь, совершенно необходимо. Почему? (Без этого невозможна нормальная счастливая жизнь среди людей.)
Вспомните свою семью: твой папа зарабатывает деньги и отдает их вам – твоей маме, тебе, сестрам, братьям.
А иначе как бы вы жили?
Твоя мама трудится для всей семьи: готовит, шьет, убирает за всеми. Если бы она не умела быть доброй и щедрой и думала только о себе, ты представляешь, что творилось бы в доме?
Друзья, с которыми ты играешь, не только делятся с тобой игрушками, но и отдают тебе часть своего свободного времени. Если бы они не захотели это делать, тебе было бы очень одиноко, правда?
Поэтому порой, даже если тебе не хочется делиться с другими тем, что ты имеешь, все равно нужно приучать себя к этому. Тогда ты вырастешь добрым, щедрым человеком, и людям будет хорошо с тобой.
Но отдать свою вещь ты можешь только добровольно, т.е. если сам захочешь. Ведь эти вещи – твоя личная собственность.
4. Работа со словарем
Прежде чем прочитать в словаре научное толкование понятия “личная собственность”, попробуйте сами объяснить его. (Высказывания детей.)
А теперь обратимся к словарю. (Личная собственность – вещи, принадлежащие человеку, которыми он пользуется в повседневной жизни, например, мебель, одежда, книги, игрушки и т.д.)
5. Разбор ситуации
Но в жизни бывают разные ситуации. Давайте попробуем подумать вместе. Как лучше найти выход из таких трудных ситуаций:
ты потерял очень дорогую для тебя вещь (кому ты первым расскажешь об этой неприятности?);
товарищ взял твою игрушку без разрешения (что ты будешь делать?).
А вот ситуация, которая изображена у вас в альбомах. Попробуйте составить рассказ о том, что случилось, и напишите, что ответит мальчик. (Выслушиваются рассказы детей.)
6. Воспитание непримиримого отношения к воровству
Да, все знают, что нельзя брать чужого без разрешения. Среди людей и животных существует непреложный закон: не тронь того, что не твое. Ягуар с берегов Амазонки убьет всякое животное, осмелившееся прикоснуться к его еде; в любом городе мира человека, укравшего деньги, какую-то вещь, арестуют и посадят в тюрьму.
Попробуйте отобрать у собаки кусок мяса – она зарычит, а то и набросится на тебя.
Попробуй достать мед из пчелиного улья, и тебе не избежать десятка-другого укусов. Мы уже выяснили, что если кто-то из детей возьмет без разрешения твою вещь, тебе будет очень обидно, не правда ли?
Уже к 4 – 5 годам ребенок должен твердо усвоить, что всякое воровство влечет за собой наказание. И это правильно: разве из ребенка, привыкшего воровать, может вырасти хороший, честный человек? А что же делать, если у тебя без спроса забрали твою вещь? (Сначала потребовать ее назад. Если он не отдает, не вступать с ним в драку, а сказать об этом учителю или родителям. Они поговорят с родителями того ребенка и постараются вернуть тебе украденную вещь.)
7. Работа с пособием
Право обладания личной собственностью отражено в статье 17 Декларации. Прочитаем эту статью.
Какая сказка иллюстрирует ее? (“Золотой ключик” А.Н.Толстого)
Изображен Буратино в момент, когда кот Базилио и лиса Алиса пытаются завладеть его деньгами, т.е. “произвольно лишить его имущества”.
Вспомните еще сказки, где у сказочных героев насильно отбиралось их имущество (“Кот в сапогах”, “Приключения Чиполлино”, “Али-Баба и сорок разбойников”).
Даже хорошие герои в сказках не всегда поступали по совести, и не все их поступки в отношении чужого имущества находятся в строгом соответствии со статьей 17 Декларации.
8. Выполнение заданий в рабочей тетради
Выполнив задания 7 и 28 в тетради, мы вспомним эти сказки.
9. Обсуждение рассказа Б. Емельянова “Случай”.
Но в жизни бывают случаи еще невероятнее, чем в сказке. Об одном из них рассказал писатель Б. Емельянов в рассказе “Случай”. Давайте его прочитаем.
Случай
Б. Емельянов
Площадка прицепного трамвайного вагона была переполнена. На остановке у Никитских ворот втиснулись сюда еще люди: старушка с полосатым мешком за плечами, старик с корзинкой, высокий плотный человек в кавалерийской шинели и черной кубанке и еще один человек с острым носом, в наглухо застегнутом пальто и серой кепке.
Последним в трамвай влез бедно одетый юноша с книжками под мышкой. Сразу юношу затолкали и впихнули в середину площадки.
Растерянно глядя на кондуктора, шарил он по карманам в поисках гривенника, следуемого за проезд, и радостно улыбнулся, когда гривенник нашелся.
Мало кто выходил из вагона. Проехали Пушкинскую площадь, Петровские ворота, трамвай стал опускаться с горы к Трубной площади, и вот здесь, несмотря на великую тесноту и давку, человек в серой кепке заметил, что кавалерист в шинели лезет потихоньку в карман к юноше с книжками.
Вор был схвачен за руку на месте преступления. Все закричали и заволновались, трамвай остановился, и толпа с площадки высыпала на улицу. Только один старичок ткнул на прощание корзинкой жулика в спину, удобно устроился на пустой площадке и поехал по своим делам дальше…
На улице толпа разрослась и забурлила так, что постовой милиционер долго упрашивал: “Граждане, тише! К порядку, граждане!” – прежде чем понял, в чем дело.
Кричали и волновались девушки, ребята, человек в серой кепке, но злее всех была, кажется, старушка с полосатым тиковым мешком. Так и лезла она вперед на жулика, махая перед собой маленькими сморщенными кулачками.
– На кого польстился! – орала старушка. – У кого хотел отнять последнюю рубашку!
И как ни старался человек в шинели и кубанке доказывать, что рубашку, хотя и последнюю, снять с другого человека в трамвае немыслимо, все равно ему никто не верил. Все шумней и шумней становилась толпа.
Тогда милиционер сурово махнул рукой, стал выяснять обстоятельства преступления и потребовал у вора документы.
Вор полез в свой карман и вынул коричневую маленькую книжку.
– Паспорта у меня с собой нет, – сказал он смущенно, – а только есть членский билет Союза советских писателей. Сам я тоже писатель, и зовут меня Аркадий Гайдар.
– Знаем мы таких писателей! – первой закричала злая старушка.
И следом за ней все закричали тоже.
Среди шума и гама не кричал и не волновался только один пострадавший юноша с книжками.
– Кто вы такой и что у вас украли, товарищ? – ласковым, добрым голосом спросил у него милиционер.
Юноша покраснел и ответил, что со стороны жулика тут произошла досадная ошибка.
– Сам я приезжий, – сказал юноша, – и вчера стал студентом первого курса Первого медицинского института. Свои деньги я уже сам истратил, а стипендию еще не получил.
– Капиталиста нашел, жулик! – злобно сказала старушка, а милиционер укоризненно покачал головой и предложил юноше все-таки посмотреть, не вытащены ли у него документы или еще какие-нибудь ценности.
Юноша добросовестно вывернул карманы, и у всех на глазах на мостовую медленно упала смятая пятидесятирублевая бумажка.
– Это не мои деньги, у меня не было денег, – сказал юноша.
И в толпе произошло замешательство.
Все стали смотреть на жулика-писателя, но он молчал, глядел в землю и мял в руках свою шапку-кубанку.
Стар и опытен был постовой милиционер. Многое он видел на своей долгой и трудной службе, но такого жулика, который бы лазил в пустые чужие карманы и оставлял там деньги, ему видеть не приходилось.
Еще раз милиционер поднял руку и, когда наступила необыкновенная тишина, сказал, что за отсутствием состава преступления он с большим удовольствием освобождает товарища писателя и просит разойтись по домам свидетелей и очевидцев.
Все стали тихо расходиться, каждый по-своему обдумывая и понимая происшествие. Хотел было уйти и писатель Аркадий Гайдар, но злая старушка успела ухватить его за рукав, и он остался.
Возле бульварной решетки старушка присела на ступеньку, развязала свой полосатый тиковый мешок, достала и подала Гайдару большое румяное яблоко.
– Бери, добрый человек, – сказала злая старушка. – Бери, яблоко большущее, я его потихоньку тебе в карман не всуну – ты все равно заметишь.
(Используется прием “чтения с остановками”. Рассказ читается по частям. После каждой части учитель задает вопросы.)
I часть – может быть, кто-то догадался, как звали этого писателя? Что вы о нем знаете?
II часть – что же произошло, когда юноша вывернул карманы? Как вы думаете?
III часть – для чего старушка схватила А. Гайдара за рукав? Что было дальше?
Хорошо, если каждому человеку хотя бы раз в жизни встретился такой человек, как А. Гайдар.
10. Домашнее задание
Мы много занятий посвятили семье, ее ценностям, традициям. Но у каждой семьи есть секреты ведения домашнего хозяйства, передающиеся из поколения в поколение.
Например, у многих есть свое фирменное блюдо, которым она удивляет гостей. Вы все видели передачу “Смак”?
Представьте, что вас пригласили выступить на этой передаче, чтобы рассказать и продемонстрировать способ приготовления этого блюда. Дома посоветуйтесь с родителями. Запишите семейный рецепт. А на следующем занятии вы поделитесь своими умениями с одноклассниками.
Ирина ДРУЖКИНА,
учитель начальных классов
Тамбов
Комментарии