search
main
0

Можно ли увидеть атом?

Фестиваль на родине первого ядерного реактора подарил много открытий

Когда нашу проектную группу, в которую вошли Полина Пятакова, Евгения Константинова, Екатерина Щербакова, Андрей Сёмке, Елена Якуничкина, руководитель программ АНО «Корпоративная академия Росатома», пригласили в город Обнинск на 1‑й Фестиваль педагогического мастерства для учителей физики и математики, мы отреагировали мгновенно и положительно. Для меня как для учителя физики поездка в этот город стала особенным подарком. Да еще и накануне Нового года!

 

Полина Пятакова, Екатерина Щербакова и Андрей Сёмке

 

Итак, с шестью пересадками и на всех возможных видах транспорта (за исключением водных) мы добрались до места назначения и попали в зимнюю сказку. Нас встретили огромные сугробы, Берендеево царство и белоснежные просторы, мы попали в особое научное пространство – в Институт атомной энергетики, высшее учебное заведение города Обнинска. Основанный в 1985 году на базе филиала Московского инженерно-физического института, ныне он является филиалом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

 

Физический поединок

 

Какие у вас возникают ассоциации со словами «обогащение» и «Обнинск»? На родине первого ядерного реактора Ф-1, в столице ядерной энергетики, прошел 1‑й Фестиваль педагогического мастерства для учителей физики и математики в рамках проекта Корпоративной академии Росатома. Событие собрало чуть больше сотни учителей из десяти регионов России. Проблем в преподавании этих дисциплин вагон и маленькая тележка. Вот и настала пора серьезно поговорить на эту тему и расставить все точки над i. Дискуссия проводилась в разных форматах и на разных площадках. Открытые уроки для молодых педагогов про­шли в двух лучших школах Обнинска. Проектные группы активно работали с ведущими экспертами и дорабатывали свои программы развития компетенций. Практики проведения математических боев и физических поединков показали, как легко в соревновательной форме можно прокачать свои навыки в решении сложных и олимпиадных задач. Запомнились треки с мастер-классами от экспертов и ведущих преподавателей. Заключительным аккордом стало посещение павильона «Атом» на ВДНХ.

 

Поездка в Обнинск стала знаковым событием для учителей физики и математики

 

Своими впечатлениями о 1‑м Фестивале педагогического мастерства для учителей физики и математики Корпоративной академии Росатома поделилась Екатерина Щербакова, учитель математики гимназии №23 города Краснодара, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2022, активист клуба «Учитель года Кубани»:

– Обнинск у меня всегда ассоци­ировался с наукой. И все люди Обнинска, в моем представлении, служили науке.

Да, конечно, я знала, что бабушка, например, работает в школе и учит детей русскому языку и литературе, я видела кондукторов в автобусах, бывала в продуктовом на Курчатова, где любезная продавщица отпускала нам с бабушкой кефир и ряженку в нарядной упаковке с солнышком из Балабанова, молоко в пирамидке и удивительную для меня клюкву в сахаре.

Но все эти обыденные и простые действия и причастные к ним люди казались мне лишь фоном, необходимым для того, чтобы город жил наукой, дышал наукой, кормил, лечил и учил тех людей, которые, повзрослев, тоже будут заниматься наукой. Физикой, конечно. Ну или математикой как компромисс, но исключительно чтобы обсчитывать нужды физики.

Трудно преодолеть сложенные детством когнитивные искажения, когда ты спустя много лет приезжаешь в Обнинск, чтобы оказаться в Институте атомной энергетики МИФИ – колыбели физики, в самом ядре научной мысли города, в стенах, где учились родители, работали тетя и дядя, где 40 лет на кафедре прикладной математики преподавал дедушка Виль Асадулаевич Тупчиев, профессор, доктор физико-математических наук, где теперь, по прошествии пары декад, ощущая ответственность, трепет и гордость, предстояло и мне дать мастер-класс для учителей математики и физики Рос­атома в рамках Фестиваля педагогического мастерства Корпоративной академии Росатома.

Чем же ознаменовался фестиваль?

Во-первых, знакомством с глубокими, честными, увлеченными людьми закрытых городов, с учителями, готовыми прямо и честно говорить о своих интересах, предпочтениях и дефицитах, о своем опыте и полезных практиках.

Конечно же, жаркими профессиональными дискуссиями, проектированием новых необходимых образовательных продуктов и инициатив, потрясающим мастер-классом Тахира Юсуповича Базарова и сожалением о невозможности присутствовать одновременно на всех параллельных образовательных площадках.

 

Мастер-класс Тахира Базарова

 

И наконец, до мурашек растрогавшей экскурсией по университету с памятным и бесценным подарком в финале: блокнотом в честь I Межрегиональной студенческой олимпиады по математике имени Виля Асадулаевича Тупчиева.

Знаете, правила хорошего тона предписывают говорить спасибо организаторам любого события, невзирая на полученные результаты и выявленные смыслы, будь они истинными или несостоявшимися. Но здесь совсем иная история, поскольку сотрудничество с Корпоративной академией Росатома стало для меня сплетением профессионального и личного, дало возможность быть полезной, увидеть векторы своего профессионального роста и остро почувствовать себя пусть крохотной, атомной, но частицей профессиональной истории своей семьи.

Еще один член нашей проектной группы – Полина Пятакова, учитель русского языка и литературы гимназии №3 города Краснодара, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России», активист клуба «Учитель года Кубани», – поделилась эмоциями от программы 1‑го Фестиваля педагогического мастерства для учителей физики и математики:

– Если поэты и писатели всю жизнь размышляют над тем, из чего же состоит сущность человеческая, то ученые бьются над этим же вопросом, только оптику используют иную. Человек на 99,9% состоит из пустоты, поэтому необыкновенно важно, в какую атмосферу погрузить то немногое, что у него есть. Фестиваль педагогического мастерства в Обнинске дал возможность прикоснуться к точным наукам, восхититься стройностью и логичностью в, казалось бы, хаотичном миропорядке. Во время экскурсии по ИАТЭ (Институт атомной энергетики) нам показали, как гармонично могут сосуществовать технологическое развитие и теплые традиции высшей школы. Физический и математический бои в очередной раз доказали, что технари могут разжечь из искры пламя интересного и аргументированного спора. А мастер-классы подарили педагогам проектов Корпоративной академии Росатома знания о приемах и методах, которые могут сделать открытиями уроки для ребят даже в закрытых городах.

Словарь Ожегова заботливо сообщает нам о том, что атом – мельчайшая частица химического элемента, состоящая из ядра и электронов. Как много человеческого труда потребовалось, чтобы его укротить, и как много сделано, чтобы он принес пользу человеку! Недаром в павильоне «Атом» на ВДНХ ярко сияет надпись: «Великие дела для блага людей».

Итак, резюмирую. Существование атомов, говорил Эрнст Мах, австрийский физик, механик, философ-позитивист, невозможно доказать. «Их нельзя увидеть, нельзя потрогать, они существуют только в нашем воображении…» Но можно, как в данном случае, своими глазами увидеть то, что делается для будущего атомной энергетики в нашей стране, в частности в городе Обнинске.

1‑й Фестиваль педагогического мастерства для учителей физики и математики Корпоративной академии Росатома состоялся! Молодые педагоги приняли участие в открытых уроках, дискуссиях, мастер-классах и обогатились новыми знаниями. Мы встретились с увлеченными учителями, которые стремятся зажечь своим трудным, но очень важным предметом. Открыли для себя новые пространства для взаимодействия – Институт атомной энергетики и павильон «Атом» на ВДНХ. Впереди реализация проекта. Обогащение знаниями продолжается!

Андрей СЁМКЕ, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани, Обнинск, Калужская область, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте