search
main
0

Можно ли пройти по линии экватора с закрытыми глазами?

Методы в преподавании естественно-научных дисциплин в предпрофильных классах

В XXI веке заметны глобальные изменения социально-культурных и научно-технических факторов. Особый интерес вызывает глобальная информатизация общества, которая делает доступной информацию для всего человечества, порой одна и та же информация в разных странах распространяется мгновенно. Современные условия требуют от каждого человека принятия самостоятельных решений, понимания способов реализации своих возможностей в обществе. Поэтому студент, учащийся, педагог должны обладать технологиями самоорганизации и самопрезентации, возникает необходимость развития критического мышления. Уже с дошкольного возраста у ребят развивают профессиональные навыки в рамках KidSkills.

 

С тезисом, что учебная мотивация обучающихся является решающим фактором эффективности учебного процесса, согласны практически все, кто связан со сферой образования. Согласно теории деятельности А.Н.Леонтьева мотивы являются основой и структурным компонентом любого вида деятельности. В естественных науках можно выделить теоретическую и практическую линии, причем способы повышения мотивации для каждой из линий отличаются. Если для теоретической линии основной акцент следует делать на проблемном обучении, то основу практической линии составляют практико-ориентированные задания.

Практико-ориентированные задания естественно-научного содержания можно определить как задания:

1) содержание которых связано с реалиями окружающего мира (природы), с формированием практических способностей, которые важны учащимся в нашей обыденной жизни;

2) носящие не только дидактический характер, но и обладающие определенной достоверностью описываемой проблемной ситуации и предполагающие доступность ее разрешения средствами изучаемого в школе курса математики и естественных наук;

3) из повседневной жизни, связанные с формированием практических навыков, в том числе с использованием компонентов возможной будущей профессиональной деятельности.

Соответственно, цель практико-ориентированных заданий – «погружение в решение жизненной задачи». Необходимо отметить, что к практико-ориентированным задачам относятся не только задачи с реальным практическим содержанием, но и вид задач, требующих в своем решении исполнения всех этапов метода математического моделирования. Практико-ориентированные задания с содержанием, захватывающим проблемы окружающего школьника мира, вызывают у него любопытство, которое возможно перевести в познавательный интерес и, как следствие, в учебную мотивацию учащегося к предмету.

При создании практико-ориентированного задания необходимо соблюдать ряд правил:

– задание по содержанию и методам решения должно быть доступным обучающимся с учетом их возрастных и психологических особенностей;

– все использующиеся в задании понятия, термины должны быть понятными для учащихся или объяснены в примечаниях доступным для учащихся данного возраста и уровня подготовки способом, содержание и требования задания должны быть реальными, следовательно, вытекает требование к учителю владеть используемой терминологией;

– так как текст задания описывает реальную ситуацию, в тексте могут быть избыточные («лишние») сведения – информация, непосредственно не относящаяся к условиям задания, и учащемуся необходимо обладать умением выделять нужные данные из существенного объема информации, и может быть недостаток данных, которые ученик должен определить и найти самостоятельно;

– решаться задание должно примерно теми же способами, какими оно решается в реальной жизни;

– конечное решение задания должно иметь тот же вид, что и на практике (при решении определенных заданий, например, в форме проекта возможно получение определенного продукта, имеющего материальную форму: готовая модель или прототип устройства, план действий, инструкция, список рекомендаций, макет, видеоролик, сценарий);

– задания могут иметь поэтапную последовательность вопросов. Если таких вопросов несколько, то предложенные задания должны быть связаны между собой в определенный кейс.

При разработке практико-ориентированных заданий, способствующих повышению положительной внутренней учебной мотивации учащихся, наряду с использованием приемов и методов обучения в учебном процессе необходимым является использование современных инструментов для работы.

Методика и формы занятий, на которых используются практико-ориентированные задания, должны способствовать повышению мотивации учащихся к изучению естественных наук. Например, они должны:

1. Показать пользу изучаемого материала для реальной жизни и будущей профессии (практико-ориентированное содержание изучаемого материала).

2. Использовать при обучении привлекательные для учащихся данного возраста способы обучения (различные интерактивные методы обучения: мозговой штурм, деловые игры, круглые столы, кластеры, проекты).

3. Организовать изучение материала в интересной для учащихся форме:

а) по месту проведения занятий: например, апробация проводилась в таких местах, как океанариум, зоопарк, парки исторических усадеб Москвы, Зоологический музей и Кунсткамера в Санкт-Петербурге, музеи и ландшафтные зоны Нижнего Новгорода, Городца;

б) по дидактическим целям: познавательным – решать разные виды практических задач, проводить лабораторные и практические работы, работать над проектами; развивающим – умение сравнивать, обобщать закономерность, пространственное воображение; воспитательным – способность принимать самостоятельные решения;

в) по подходам: коллективно-групповые занятия (семинары, конференции, антиконференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры, мозговой штурм, квест, индивидуально-коллективные занятия – это погружения, творческие недели, научные недели, проекты, лабораторные работы, практические работы, спарринг).

4. Создать внешние условия мотивации при стремлении школьника получить знания (разработать систему поощрений).

5. Активно использовать цифровые образовательные ресурсы, в том числе возможности МЭШ, Skype, Zoom, Teams.

Задание, относящееся к типу «практика в музее с ИКТ» под названием «Биологическая стрела времени: изучение хордовых» было апробировано в Зоологическом музее. Перед посещением музея учащиеся получили задание – построить в соответствующей программе стрелу времени и при посещении музея внести в нее рисунки и информацию, фиксирующие изменения, которые происходили с хордовыми со временем. Учащиеся работали в группах с распределением заданий: кто-то строил цепочки характерных изменений, кто-то создавал анимации, кто-то готовил текст сообщения на конференции.

Также к типу заданий «практика в музее с ИКТ» относился квест в Московском зоопарке с выполнением заданий, связанных со сравнением результатов компьютерного моделирования на основе модели Тюринга, с реально наблюдаемой зависимостью влияния размера животных на их расцветку, а климата – на размеры. Итогом являлась конференция с групповыми докладами по темам исследований.

STEM-кейсы предполагают применение естественно-научных и математических знаний учащихся для решения инженерно-технических проблем. Примеры различных естественно-научных кейсов, которые можно использовать при работе с учащимися, приведены в работах. Исследования показали, что работа с проблемными ситуациями кейсов не только повышает мотивацию к изучению естественных наук, но и является хорошей основой при подготовке к проектной деятельности.

Примером проблемных заданий являются задания на моделирование с помощью химических реакций различных типов извержения вулканов или с помощью 3D-принтера строения различных вирусов и бактериофагов.

К нестандартным заданиям можно отнести совместный урок в Microsoft Teams со сверстниками из Кении как страны, через которую проходит экватор, для проверки существующих представлений об экваторе, таких как: 1) отсутствие тени в полдень; 2) постоянная одинаковая погода; 3) рассвет в 6.00 и закат в 18.00; 4) вода в раковине под воздействием сил Кориолиса в нескольких шагах южнее экватора закручивается при сливе по часовой стрелке, в нескольких шагах севернее – против часовой стрелки, а на экваторе вытекает без «водоворота»; 5) нельзя пройти с закрытыми глазами и расставленными в сторону руками прямо по линии экватора; 6) разжать большие и сжать указательные пальцы человеку на экваторе легко, а около экватора – почти невозможно. С помощью учеников из другой страны учащиеся не только искали и формулировали интересные для них вопросы об экваторе, но и устанавливали общение на английском языке (учитель английского языка присутствует на онлайн-трансляции): готовили приветствие о своей стране и городе. Такое взаимодействие учителей разных предметов в рамках естествознания можно использовать на систематической основе.

Проектно-исследовательская деятельность относится к самым сложным практико-ориентированным заданиям, поскольку требует очень существенных временных, интеллектуальных и материальных ресурсов. Примером естественно-научной проектной деятельности являются сбор, анализ и классификация образцов камней и минералов для создания школьного музея. При этом ИКТ используются практически на всех этапах – от планирования до презентации и владение компетенциями для работы важны в наши дни. Например, при подготовке к проектной деятельности в области биологии можно использовать платформу библиотеки МЭШ, где обучающиеся могут сами с помощью открытого доступа онлайн выполнять задания. Такие задания больше привлекают и помогают запомнить материал. Также существенно помогает при выполнении и презентации проектов выполнение рисунков в программе Paint. Такие методы позволяют учащимся развивать творческие навыки, а также умение представить в онлайн-формате свой рисунок, чтобы в дальнейшем быть готовыми выступать на конференциях разного формата (очного, заочного, онлайн).

Таким образом, одним из эффективных инструментов формирования мотивации учащихся к изучению естественных наук является активное использование на занятиях и во внеурочное время различных типов практико-ориентированных заданий.

Андрей АБРАМКИН, учитель географии и биологии школы №1000

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте