Главное следственное управление СК РФ по Москве организовало проверку в связи с очередным «сексуальным скандалом» в образовании. 23 января портал «Медуза» опубликовал расследование о сексуальных домогательствах в московском государственном учреждении «Лига школ». Автор, ссылаясь на рассказы выпускников, утверждает, что директор и его зам домогались учениц с момента основания школы в 1994 году. По данным портала, в 2015 году выпускники заставили руководство уволиться, школу после этого расформировали, однако учителя продолжают работать с детьми в других образовательных организациях. В рамках проверки следствием будет дана правовая оценка действиям учителей и руководства образовательного учреждения.
Напомним, что в прошлом году в центре подобного скандала оказалась московская школа №57, одного из учителей которой выпускники обвинили в том, что он «крутил романы» с ученицами. Было возбуждено уголовное дело. Прежний директор 57-й школы Сергей Менделевич покинул свою должность.В каждом конкретном случае должны разбираться следствие и суд. Но порой на фоне таких скандалов начинается огульное обвинение педагогов и школы. Может ли учитель обнять расстроенного ученика, поддержать на уроке физкультуры девушку, выполняющую упражнение, похлопать ребенка по плечу и не попасть под подозрение в домогательствах? Где проходят допустимые границы взаимоотношений между педагогами и детьми? Александр АСМОЛОВ, директор Федерального института развития образования, академик РАО, доктор психологических наук, профессор:- Я бы хотел перефразировать слова старой песни и сказать: «Важней всего – погода в школе». Сегодня же в школе цунами, которое разразилось между учителями и детьми, трагедия, которая в правовом плане еще нуждается в анализе и доказательствах. Эти жизненные драмы послужили сигналом для атаки на школу и учительство. На основе реальной боли детей, родителей и учителей СМИ по негласной традиции превращают школу в виновника за все грехи общества именно из-за беззащитности школы. Страна, в которой школа становится мишенью для ненависти, обречена на то, что она потеряет и настоящее, и будущее. Главная граница взаимоотношений между учителем и школьниками – это граница, при которой существует четкое понимание уникальной ценности одного человека для другого человека. Понимания того, что все начинается, как говорил Януш Корчак, с уважения одного человека к личности другого. Если базовой ценностью в школе будет культура достоинства, тогда ни о каких моментах, связанных с нарушением границ в общении учителей и учеников, говорить не придется. Если же школа будет отвечать за все грехи общества, тогда, по меткому определению Виктора Ерофеева, мы сами станем проводниками «коллективной бессовестности» как социальной болезни страны. Елена КАМНЕВА, нейропсихолог, специалист по психомоторной коррекции, психолог, применяющий в работе телесно-ориентированные методы, Москва:- В данном случае нужно следовать правилам соблюдения личных границ. Не прикасаться без необходимости к ребенку. Подумать о том, а является ли мой порыв желательным для другого. Сегодня не редкость дети, обладающие повышенной сенсорной чувствительностью. В случае необходимости прикосновения (например, утешение, поддержка на физкультуре) оно должно быть нейтральным: «Я ничего не даю тебе и ничего у тебя не прошу, просто поддерживаю». Если это возможно, стоит обговорить с родителями, что те или иные прикосновения необходимы в ходе выполнения учебных задач. И конечно же, нужно работать со своим эмоциональным настроем с помощью специалистов, учиться осознавать и удерживать собственные эмоции, чтобы не быть неправильно истолкованным.Матвей ГОНЧАРОВ, исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений:- Отношения между учеником и учителем должны выстраиваться в соответствии с требованиями учебного процесса, а также здравого ума и совести. И, разумеется, не выходить за рамки дозволенного. Для педофилов нет никакого оправдания, их нужно наказывать по всей строгости закона. Однако, к сожалению, бывают случаи, когда родители используют своих детей как инструмент наказания для педагогов, раздувая конфликт буквально на пустом месте. Поэтому сейчас на общем информационном фоне, когда то и дело разгораются «сексуальные» скандалы в школах, нельзя допустить ситуации, когда под подозрение могут попасть нормальные честные педагоги. Учителя должны чувствовать себя спокойно, а не бояться того, что дружеское похлопывание по спине или помощь ученику на уроке физкультуры будет трактоваться как сексуальное домогательство.Игорь ИВАНОВ, юрист, Омск:- Близкие отношения между совершеннолетними и несовершеннолетними, в том числе учениками и педагогами или воспитателями, регулируются Уголовным кодексом РФ. Половое сношение совершеннолетнего с лицом, не достигшим 16 лет (статья 134), наказывается обязательными принудительными работами или ограничением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Статья 135 говорит о развратных действиях совершеннолетнего без применения насилия в отношении тех, кто не достиг 12 и 14 лет. По закону возрастом полового (сексуального) согласия считается 16 лет. Если 16-летний человек согласен на действие, четко понимая, что делает, уголовного наказания не наступает. Но педагоги – особая категория. В Трудовом кодексе есть несколько статей, регулирующих их трудовые взаимоотношения, включая и отношения с детьми. В частности, статья 81 ТК говорит о совершении работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. При этом уволить можно только того, для кого воспитательная деятельность – основная трудовая функция, причем это непременно должно содержаться в трудовом договоре или должностной инструкции. Поэтому можно ли снять с должности за аморальный поступок директора школы – не столько педагога, сколько менеджера – вопрос спорный. Уж тем более сторожа или техничку. Тут остается только вопрос человеческих норм. При этом Трудовой кодекс не дает определения аморального проступка. Сергей КРЫЛОВ (фамилия изменена), учитель физкультуры, Нижний Новгород:- Я работаю в школе 34 года, у меня большой опыт работы с детьми разных возрастов. Обычно прикосновения, которые делает учитель физкультуры в процессе урока (без них при обучении не обойтись), никак нельзя квалифицировать как противозаконные, тем более сексуально окрашенные. Они являются чисто функциональными: корректирующими, направляющими, страхующими. Именно так и воспринимают их учащиеся обоих полов. Чем взрослее ученики, тем меньше им требуется страховки и коррекции; приобретая опыт владения своим телом, школьники уже сами понимают, что от них требуется. В старших классах достаточно просто объяснить задачу и самому показать способ, который позволит выполнить ее наиболее оптимально. То есть прикасаться к старшеклассникам вообще нет необходимости. У меня не было такого, чтобы кто-то из детей почувствовал в моем поведении что-то антипедагогическое и тем более чтобы мои действия кому-то показались некорректными. Алевтина ТИЩЕНКО, учитель математики, Ивановская область:- По-моему, это надуманная проблема. Люди все разные. Как взрослые, так и дети. Для кого-то из них прикосновение неприемлемо, а кто-то, напротив, очень нуждается в тактильном контакте и без него считает себя несчастным, недолюбленным, лишенным тепла и внимания. Многое зависит от воспитания, от темперамента, от того, как это принято в семье. С первых уроков обычно видно, кто перед вами.
Комментарии