ЧЕРУК – красивое и немного задорное слово. Для тех, кто не слышал его никогда, расшифрую: чемпионат региональных учительских команд. Родился чемпионат в недрах Всероссийского фестиваля учительских клубов, который проходил в Ульяновске с 2009 по 2015 год включительно. А в 2016 году впервые прошел ЧЕРУК. Почему фестиваль превратился в соревнование? По той же причине, по которой существует конкурс «Учитель года России». Состязательный момент помогает развиваться, показывать самое лучшее, на что способны учитель или объединение, вычленять крупицы самого яркого и ценного опыта. В данном случае опыта существования учительского клуба, причем не только учителей года, но и молодых учителей, творческих педагогов.Существование чемпионата было бы невозможно без учредителей – Министерства образования и науки Российской Федерации, «Учительской газеты», Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Министерства образования и науки Ульяновской области.
ОткрытиеВторой чемпионат региональных учительских команд прошел в апреле – традиции, возникшей в прошлом году, решили не изменять. И хотя на улице то шел снег и танцевала метелица, то палило солнце, настроение это никому не испортило.На торжественной церемонии открытия в концертном зале Ульяновского областного Дворца творчества детей и молодежи собрались участники, Большое жюри, представители учредителей и зрители.Первым выступил особый куратор ЧЕРУКа – губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Он внимательно следит за развитием состязания для педагогических команд с момента зарождения идеи.Ведущие церемонии назвали 18 команд-участниц, представляющих Курганскую, Тульскую, Тамбовскую, Московскую, Ульяновскую, Мурманскую, Самарскую, Волгоградскую, Архангельскую, Рязанскую, Ярославскую, Свердловскую области, республики Башкортостан (она выставила две команды), Крым, Саха (Якутия), Татарстан, город Санкт-Петербург.С приветственными словами к участникам чемпионата обратились заместитель заведующего отделом по вопросам общего образования аппарата Профсоюза работников народного образования и науки РФ Евгений Романенков, заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ольга Максимович, и. о. министра образования и науки Ульяновской области Наталья Семенова.Испытание №1: «Презентация команды»Это испытание не такое простое, как может показаться. Ведь в творческом представлении команда должна и педагогическое кредо озвучить, и об участниках рассказать, и эффективность образовательных инициатив и практик своего сообщества доказать. Причем подать все это в оригинальной форме.Большинству команд удалось соблюсти баланс смешного и серьезного. Форма подачи – КВН, юмористическая сценка, песни и танцы, но и миссия раскрыта, и содержание деятельности налицо. Образцы презентаций вы можете увидеть здесь же – это фрагменты выступлений команд, ставших победителями ЧЕРУКа. Самым популярным музыкальным жанром сезона 2017 года стал рэп. Педагоги активно использовали презентации и видеофильмы, выходили в забавных костюмах, пародировали телевизионные шоу. В общем, как член жюри могу сказать, что хотелось просто смотреть на сцену, а не сверять действия с критериями…Испытание №2: «Учебное занятие с использованием заданной педагогической технологии»В прошлом году организаторы ЧЕРУКа устроили хорошую встряску командам, предложив им провести дистанционные уроки. Это было сложно, нервно, но… очень интересно и полезно. В этот раз была избрана классическая технология – коллективный способ обучения (КСО). Причем класс и предмет можно было выбрать. Предлагалось только не забывать об общей тематической направленности – «Национальная технологическая инициатива». Опять-таки как член жюри могу сказать, что непросто было оценивать. К сожалению, иногда участники ЧЕРУКа забывали о том, что урок должен в первую очередь демонстрировать, как педагог умеет организовать работу коллектива. Что касается высокого уровня мотивации, тут постарались все. Сюжеты были один другого интереснее: ученики ульяновской лингвистической гимназии, на базе которой проводилось испытание, исследовали птичьи гнезда, учились чинить кухонный смеситель, строить умный дом, создавали мусорных роботов. И вот результат: третьеклассники, которым давала урок Маргарита Никифорова из Рязани, так увлеклись беседой с педагогом, что в конце урока просто попросили жюри уйти и не мешать общению.Испытание №3: «Мастер-класс по использованию педагогического ноу-хау регионального образования»Одно из самых сложных заданий ЧЕРУКа как в прошлом, так и в этом году, потому что команда должна была не только сделать мастер-класс, но для начала найти то самое региональное педагогическое ноу-хау, проанализировать его образовательную ценность и во время выступления ее доказать. Команды нашли выход из положения – многие решили продемонстрировали методические и организационные находки, с помощью которых в регионах решают актуальные образовательные проблемы – создают индивидуальные образовательные маршруты, помогают детям сориентироваться в профессии, добиваются реальных успехов в информатизации и так далее. В качестве ноу-хау выступали местные ученые и их книги, учителя года и их методики, природные и культурные особенности края и даже писатели-классики – Александр Пушкин, Константин Паустовский… А курганская команда, проанализировав состояние зала и выяснив, что все порядком утомились, предложила свои «лекарства» – улыбкомедитацию, кинезилогию, спиральную гимнастику и даже «тапочки счастья».Испытание №4: «Педагогический проект»А это задание стало почти сплошной импровизацией. Заранее было известно только то, что проекты должны быть связаны с Годом экологии. Накануне финального дня команды узнавали тему занятия и класс, до глубокой ночи готовили сценарий и на следующий день должны были провести учебное занятие в рамках внеурочной деятельности. Но это еще не все. После занятия в том же супероперативном режиме участники ЧЕРУКа должны были подготовить презентацию в формате «Печа-куча» (в ней 20 слайдов, на каждый слайд – не больше 20 секунд) и выступить перед Большим жюри. Возможно, не всем удалось четко соблюсти формат презентации, но совершенно точно мы были свидетелями блестящей командной работы, а идеи, предложенные гостями, будут развивать ученики и педагоги ульяновских школ.ЗакрытиеПобедители ЧЕРУКа по отдельным номинациям и в командном зачете были названы в том же, уже родном и знакомом Дворце творчества детей и молодежи Ульяновской области. (Подробнее: www.eseur.ru/Pobeditelyami_ChERUK_-_2017_stali_komandi_iz_Kurganskoy_Arhangelskoy_Moskovskoy_oblastey.)Благодарили всех – участников, жюри, организаторов, особо – клуб «Учитель года Ульяновской области», Центр образования и системных инноваций Ульяновской области.Председатель Большого жюри чемпионата «ЧЕРУК»-2017, учитель года России-1996, народный учитель России Екатерина Филиппова сказала от самого сердца: «Вы такие искренние, трепетные, настоящие, такие трудолюбивые, что просто радуешься за наше образование, за его будущее!»А заместителю заведующего отделом по вопросам общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования Евгению Романенкову выпала честь назвать команду – обладательницу первого места и на прощание пожелать всем творческих успехов!
Комментарии