Какие только требования не предъявляют при оценке! Она должна быть и достоверной, и прозрачной, и доступной, и независимой, и понятной… И все это, на наш взгляд, составляющие одного важнейшего свойства, присущего оценке. Мы имеем в виду ее объективность.
Существует немало определений того, что такое объективность, рассуждений о том, достижима ли она в принципе. Социологический словарь, например, определяет объективность как «стремление… исключить, насколько это возможно, двусмысленность, неопределенность в интерпретации результатов. Основной показатель объективности то, что результаты, полученные исследователем, доступны для критической оценки со стороны членов научного сообщества».Таким образом, свойство объективности должно быть присуще любой оценке, тем более оценке качества образования. В противном случае она фактически теряет смысл.Объективная оценка качества образования необходима для ориентирования абитуриентов при выборе образовательного учреждения СПО, а для работодателя – при подборе персонала из числа выпускников.Объективная оценка качества образования – важный мотиватор учебной деятельности для обучающихся, а для педагогических работников – эффективный стимул к профессиональному совершенствованию.Приблизиться к объективности возможно, преодолев корпоративную закрытость педагогического сообщества, при этом, с одной стороны, расширяя социальное партнерство, а с другой – осуществляя дифференциацию субъектов учения и оценки, когда параллельно с централизованным независимым контролем будет осуществляться сертификация квалификаций выпускников. Таковы главные условия, обеспечивающие независимость оценки. И это естественно, ведь традиционно у нас оценку качества профессиональной подготовки дают те, кто осуществляет эту подготовку. Оценивая самих себя, свою собственную работу, весьма затруднительно преодолеть субъективизм. Однако я уверена, что при определенных условиях в рамках самого образовательного учреждения возможно формирование и внутренней системы объективной оценки качества профессионального образования. Достаточно лишь изменить способ мышления, идеологию в области оценочной деятельности.Оставляя в стороне рассуждения о достижимости в принципе абсолютной объективности, скажу о том, что реально может способствовать созданию таких условий. На мой взгляд, эту задачу поможет решить внедрение в колледже системы менеджмента качества (СМК), построенной в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО. В соответствии с европейскими стандартами и принципами основную ответственность за обеспечение качества возлагают именно на образовательное учреждение. Все его внутренние процессы при этом ориентированы на совершенствование качества. Основой гарантии качества со стороны колледжа должна стать его развитая внутренняя культура качества, опирающаяся на традиции образовательного учреждения при незначительном внешнем контроле.Учитывая это, руководство нашего колледжа приняло решение пойти по пути совершенствования системы управления качеством. В январе 2010 года в структуре колледжа появилось новое подразделение – служба качества. На нее возлагаются задачи разработки критериев, показателей, измерителей и диагностического инструментария оценки качества профессионального образования; создания системы мониторинга образовательного процесса; совершенствования системы внутриколледжного контроля и аудита образовательного процесса; обеспечения сбора, обработки, накопления и анализа информации о качестве организации образовательного процесса; а также разработки рекомендаций для принятия управленческих решений по совершенствованию деятельности колледжа и его управления в части качества образовательного процесса.К концу этого же года служба качества на педагогической конференции представила коллективу свой проект программы по разработке и внедрению СМК в колледже с последующей ее сертификацией. Проект был одобрен, и утвержденная директором программа перешла в стадию реализации.Однако в ходе этой работы были выявлены серьезные проблемы, которые препятствуют успешной модернизации образовательной деятельности. Стала, например, очевидной актуальность разработки и внедрения в колледже эффективной и оптимальной системы учета индивидуального прогресса студентов и учащихся. В настоящее время практика учета индивидуального прогресса обучающихся, сложившаяся в колледже, основана на организационной структуре образовательного учреждения. Ведущую роль в этой деятельности играет служба учебной и учебно-производственной работы. Другое структурное подразделение, осуществляющее оценку уровня воспитанности и развития обучающихся в целом, а также учет индивидуального прогресса обучающихся колледжа в области внеаудиторной деятельности (участия в секциях, кружках, творческих коллективах, конкурсах), – служба учебно-воспитательной работы.Третье структурное подразделение – служба социальной защиты – обеспечивает социальную поддержку обучающихся и сосредоточено в большей степени на учете индивидуального прогресса таких категорий обучающихся, как сироты и лица, оставшиеся без попечения родителей; обучающиеся с особыми образовательными потребностями; студенты и учащиеся из наиболее социально незащищенных семей; учащиеся групп КРО.Четвертое структурное подразделение – служба информационного обеспечения – ответственно за разработку и внедрение в образовательном учреждении системы электронного документооборота.Пятым структурным подразделением стала вновь созданная служба качества, за которой закреплены обеспечение процесса внутреннего аудита, а также организация участия колледжа в мероприятиях внешнего образовательного аудита.Казалось бы, существующие элементы организационной структуры должны обеспечивать объективность внутренней оценки качества образования. Но мы пришли к выводу, что в условиях перестройки образовательного процесса в колледже, которая связана с внедрением технологий личностно ориентированного обучения, сложившаяся система работает недостаточно эффективно.Происходящая перестройка предполагает:- сохранность и поддержку индивидуальности обучающихся;- предоставление возможностей каждому учиться в присущем ему темпе;- создание условий для обязательной успешной деятельности;- обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому обучающемуся при возникновении трудностей обучения;- создание условий для реализации творческих возможностей.В педагогическом коллективе колледжа формируется понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития. В рамках внутриколледжного процесса повышения квалификации обсуждаются проблемы разработки надежных инструментов, позволяющих соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающих непрерывный мониторинг образования для всех его участников. Но традиционные методы и подходы, реализуемые сложившейся системой в области оценочной деятельности, не позволяют в полной мере достичь целей перестройки. Поэтому служба качества подготовила проект, целью которого стала разработка и внедрение в нашем колледже модели системы учета индивидуального прогресса обучающихся.Не останавливаясь подробно на описании предлагаемой модели, упомяну три принципа, положенных нами в ее основу:1) дополнение существующей пятибалльной шкалы оценивания качества обучения десятибалльной;2) введение рейтинговой системы;3) обеспечение прозрачности и доступности оценки системы управления качеством образования в колледже в целом в сочетании с обязательным сохранением конфиденциальности в отношении персональных данных конкретного обучающегося.Мы считаем, что процедуру оценки необходимо осуществлять в условиях максимальной гласности и коллегиальности. Поэтому помимо элементов данной модели в структуру системы внутреннего независимого образовательного аудита мы включили также:- смотр лабораторных и практических работ, в ходе которого осуществляется оценка: степени и качества выполнения лабораторных и практических работ; эффективности использования лабораторий и учебных кабинетов; качества учебно-методической документации преподавателей, обеспечивающих проведение ЛПР;- смотр-конкурс курсовых работ, позволяющий оценить: качество курсового руководства и рецензирования курсовых работ; эффективность использования соответствующих учебных кабинетов, лабораторий и библиотеки колледжа; качество учебно-методической документации преподавателей – руководителей курсовых работ;- смотр-конкурс портфолио выпускников;- конкурс дипломных и курсовых проектов;- внутриколледжную олимпиаду по специальностям.Внешний независимый аудит качества общеобразовательной и профессиональной подготовки обучающихся представлен в колледже соответственно: государственным тестированием по дисциплинам (предметам) общеобразовательного цикла, которое осуществляется в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ); государственным тестированием на базе ФГУП «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» по дисциплинам циклов ОГСЭ, ЕН и ОПД, которое осуществляется в форме федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО); методикой конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования». Этот последний элемент является новым в деятельности колледжа. В настоящее время служба качества проводит самообследование по схеме данного конкурса. В предстоящем учебном году планируется принять в нем участие.Другим важным направлением совершенствования контрольно-оценочной деятельности, безусловно, стала разработка модели оценки качества педагогической работы и формирование системы учета индивидуального прогресса педагогических работников колледжа. Неотъемлемая часть этой системы – организация внутриколледжного обучения персонала, повышения квалификации руководящих и педагогических работников, а также развитие и распространение корпоративной культуры. Помимо службы качества активное и непосредственное участие в решении этой проблемы принимают отдел кадров и служба учебно-методической работы.Для обеспечения участия педагогов, обучающихся, их родителей, а также представителей работодателей в планировании, координации и осуществлении общественного контроля работ по внедрению и совершенствованию системы управления качеством образования в колледже мы планируем создание общественной комиссии по управлению качеством образования – коллегиально-совещательного органа, формируемого на выборной основе. Положение об этом органе было рассмотрено и одобрено на одном из совещаний руководящего состава.Напомню: одним из условий, обеспечивающих объективность, я назвала оценку образовательных достижений и профессиональных компетенций выпускников, которую осуществляют представители работодателей в рамках сертификации квалификаций. Наш колледж ведет организационную работу и в этом направлении. Еще одно его структурное подразделение – служба развития – участвует в создании Центра сертификации рабочих и специалистов в области строительства, ЖКХ и транспорта (ЦСР СК №12).Совместно с межрегиональным объединением строителей «Отчий дом СВАРОГ», объединяющим часть саморегулируемых организаций, мы разработали документы, определяющие область действия, структуру и порядок работы ЦСР СК №12, который стал структурным подразделением колледжа и определен как субъект системы независимой добровольной сертификации, аккредитованный на проведение процедур сертификации персонала учреждений, организаций и физических лиц и выдающий сертификаты соответствия образца, единого в системе.Задачей ЦСР СК №12 стала не зависимая от заинтересованных сторон оценка соответствия компетентности, знаний, умений, уровня квалификации персонала установленным требованиям профессиональных стандартов либо иных нормативных документов, определяющих профессиональные навыки рабочих кадров и их компетентность. Для проведения сертификации мы разрабатываем экзаменационные задания и тесты по определенным рабочим профессиям, в дальнейшем подлежащие согласованию с МОС «Отчий дом СВАРОГ» и «НОСТРОЙ», осуществляем подбор кандидатов в независимые эксперты по сертификации рабочих из числа работников колледжа.Одновременно СК №12 подготовил и направил в Национальное объединение строителей «НОСТРОЙ» документы по внесению колледжа в реестр образовательных учреждений Общероссийской негосударственной некоммерческой организации «НОСТРОЙ».Таким образом, в настоящее время довольно успешно идет процесс формирования прозрачной, информационно открытой и объективной системы экспертного и общественного мониторинга качества реализации образовательных программ. Я думаю, что это возможно осуществить, приведя систему в соответствие с требованиями международных стандартов качества и подтверждая это соответствие процедурой сертификации. Профессиональный и организационный потенциал для решения этой задачи у коллектива строительного колледжа №12 есть!Екатерина СТОЛЕТОВА, заместитель директора строительного колледжа №12, руководитель службы качества
Комментарии