search
main
0

Можно ли научить подрастающее поколение Родину защищать?

В преддверии заседания Госсовета при Президенте РФ, посвященного проблемам молодежной политики, мы предложили педагогам, депутатам, управленцам, военным, спортсменам, актерам, словом, всем, кто занимается воспитанием подрастающего поколения, поговорить о том, как они представляют себе эту работу, ее формы, методы и способы организации.

Заметки гражданского лица
От героев былых времен не осталось уже имен?
В последнее время, пожалуй, много есть поводов поговорить о том, какие граждане нужны нашему государству и как их воспитать. Но находятся и те, кто, не стесняясь, высказывает сомнение в том, что армия делает из мальчиков мужчин. Между тем политикам пора бы всерьез поговорить о том, кто и как будет готовить подрастающее поколение к исполнению своего священного конституционного долга – к защите Отечества. С этим беда. Нет, будущие офицеры, сознательно избравшие свой путь в этой жизни, есть, вот только кем станут они командовать, кто встанет в солдатский строй?
В череде телевизионных передач мелькают разные лица, звучат разные голоса. Студенты всерьез размышляют о том, что защищать Родину не готовы, а потому с удовольствием предоставляют это право своим отцам. Интеллектуальные мальчики не стесняются говорить, что представляют армию тюрьмой, куда попадаешь ни за что. Будущий переводчик, не смущаясь, сетует, что два года службы – потерянное время и лучше его использовать на что-то полезное для самого себя. И – ни тени благодарности к тем, кто сохраняет мир для того, чтобы эти умненькие юноши могли спокойно учиться в своих вузах. Ни слова благодарности тем, кто этот мир когда-то отстоял. Претензии лишь к государству, которое”должно”, и ни малейшего намека на то, что и сами кое-что взяли в долг у этого государства. Не знают истории? Не хотят знать? Не представляют себе, кто такая Зоя Космодемьянская, какой подвиг совершил Александр Матросов, почему попал в историю Николай Гастелло. Нет их в школьных учебниках, что ли, или не так, не то в этих учебниках рассказано? Или, может, дело в том, что кому-то позарез надо, чтобы история представала перед подрастающими поколениями в вывернутом виде (и Зоя пошла туда, куда не надо было идти, и Матросов напрасно поторопился – подождал бы, пока наши подойдут, да и Гастелло, оказывается, все не так сделал, как в военных сводках докладывали командующему)? А еще эти”кто-то” так убедительно рассказывают, такие цитаты приводят, такие примеры сыплют, такие книжки подсовывают, что еще немного, и покажется, что и побед вкупе с подвигами не было вовсе. То ли враги по непонятной причине сами отступили, то ли союзники сумели без нашего вмешательства вырвать победу. А коли так, стоит ли так радоваться великим датам в истории, которые на поверку могут оказаться вовсе и не такими великими?
Вот только объяснить бы нашим мальчикам, которые колеблются (защищать – не защищать?!), что надеяться нам, по сути дела, не на кого. Только на себя придется рассчитывать во всех сложных ситуациях. Иначе не будет ничего: ни страны, ни народа, ни возможности получить образование, ни просто жить. Потому что тот, кто не умеет защитить свое Отечество, навсегда его теряет. А значит, теряет самого себя. Политики этого не объяснят – у них совсем другие заботы. Одна надежда, что сумеет это сделать школа, потому что, кроме школы, иного резерва у нас больше не осталось. На будущее работает она, а значит, есть шанс, что будущее у нас будет.

Позиция
Граждан должно воспитывать государство, а помогать в этом должна общественность
В этом убежден депутат Ленинградского областного законодательного собрания, председатель Комитета по работе с детьми, подростками и молодежью Николай Кашин:
– Два года я служил в Чечне. Трудное это было время, но именно в такие времена очень хорошо видно, кто есть кто и какие изъяны имеются в воспитании молодых парней. После службы я уже 6 лет занимаюсь проблемами молодежи и считаю это дело не менее трудным. Мне часто говорят, что прежняя система воспитания, созданная в советские годы, была слабой, неэффективной, но это была система, пропускавшая ребенка через октябрятскую, пионерскую, комсомольскую организации, формировавшая гражданина. Плохая она была? Давайте сделаем хорошую, давайте трансформируем то, что было, в соответствии с сегодняшними реалиями. Вот только нет у нас стройной молодежной политики и, боюсь, не будет в ближайшее время. Уж сколько мы предложений вносили, сколько документов в Москву отсылали – ни ответа, ни привета. Лежат наши документы в папочках у чиновников без всякого движения, и не получается у нас делового контакта с теми, кто может принимать решения. В Москве-то, видно, до этого руки доходят, а в регионах ждут не дождутся, когда ситуация улучшится.
Я как-то в школу пришел – дети в обморок падают, потому что недоедают, потому что у родителей работы нет. В село приеду – кто пьет горькую, кто работает сутками, чтобы семью прокормить, а дети сами себе предоставлены. Те, кто учится, работу потом найти не могут, а тот, кто не учится, частенько вообще за бортом оказывается, потому что устроиться не может, хотя и говорят, что не хватает работников на производстве.
Вот тут политики и ищут подходы к молодым людям. Разные партии за немалые деньги и на митинги их выводят, и на демонстрации, и на свои акции. Кто платит, тот и дает в руки лозунги, а тот, кто несет их, до поры до времени не вдумывается в то, что написано.
Я возглавляю межрегиональную общественную организацию”Союз-Чечня” и очень хорошо знаю: общественные организации могут воспитать из молодых людей и патриотов, и фашистов, и скинхедов, и других политически ориентированных индивидуумов – в зависимости от того, какие задачи ставят, какие идеи проповедуют. Поэтому я считаю, что заниматься воспитанием подрастающего поколения должно государство, а не общественные организации, иначе у нас не будет граждан, которые должны будут в будущем строить наше же государство.
У нас всегда много архиважных, архисрочных проблем. То наводнения, то взрывы, то реформа ЖКХ, то пол-России замерзло – нужно отогревать. Словом, чиновнику всегда есть о чем думать. Но, может быть, нам уже пора и молодежную политику посчитать и архиважной, и архисрочной для решения, для реализации? За время перестройки мы о подрастающем поколении по-настоящему забыли, хотя и призывали все время заниматься им. Но… руки не доходят. А ведь Россия может не возродиться, а выродиться, если мы не изменим ситуацию, потому что со всех сторон обступают молодого человека наркомания, СПИД, алкоголизм и прочие”прелести”. Нам надо научиться делать выводы по ситуации не только в Москве и Петербурге, но и в регионах, научиться очень четко и точно анализировать информацию по всей России. Не сделаем этого, потеряем и молодежь, и страну.

Мнение
Поход – всегда возвращение к истокам
Старшее поколение помнит эти упоительные походы, ночевки под открытым небом или в палатках, песни под гитару у костра, печеную картошку, пахнущий дымком чай и небо с такими звездами, каких в городе, казалось, никто никогда не видел. Сегодня нет былого размаха туристской работы, но, с другой стороны, рано говорить о том, что она вовсе угасла. Более того, создана даже Академия детско-юношеского туризма и краеведения, которая успешно работает, объединяя тех энтузиастов, которые создают удивительные программы, вовлекают в туризм и краеведение все новых педагогов и школьников. Один из таких энтузиастов – Юрий Попович.
– Слух о гибели туризма и краеведения, как говорится, сильно преувеличен. Не умерли они 12 лет назад, когда походы и экспедиции перестали финансироваться так, как в советские времена. Трудности только сплотили учителей, ученых, организаторов туристической и краеведческой работы. Более того, центров детско-юношеского туризма после 1992 года стало вдвое больше, чем было. Никакой загадки в этом нет: просто туристы пришли в бывшие Дома пионеров и развернули свою работу на их базе. В различных регионах страны – в Кемеровской, Орловской, Вологодской и других областях – возникли районные и городские станции туристов, где дети занимаются той внешкольной деятельностью, которая им по душе.
Сегодня очень много говорим о здоровье школьников. Но связываем уровень этого здоровья исключительно с физкультурой и спортом. Ну хорошо, ребенок научился бросать мяч в корзину или делать какие-то упражнения на брусьях, даст ему это что-то полезное во взрослой жизни? Один мой коллега, педагог физической культуры, помню, сокрушался:”Более 30 лет учу ребят бегать, прыгать, а потом они вырастают и стоят по 8 часов кряду у станка или сидят в конторе. Разве я учу их выносливости на своих уроках?” Нет, не учит, не может в принципе научить этому в отличие от туризма. Когда давным-давно разрабатывали концепцию детско-юношеского туризма, его цели обозначили так:”Оздоровление. Обучение. Воспитание”. Смысл в этих словах немалый. Туризм укрепляет здоровье, делает ребенка выносливым, учит его справляться с любыми испытаниями. А если еще при этом он получает не только физические нагрузки, но и какие-то знания, вообще замечательно. Не случайно сегодня мы организуем множество самых различных экспедиций: экологических, археологических, исторических и прочих. Ребята сами выбирают, чем им заниматься и это очень важно. Ведь в подростковом возрасте, когда ребята стремятся себя утвердить в чем-то, хорошо, что они самоутверждаются именно в туризме и краеведении.
А теперь давайте подумаем: в каком возрасте ребенок должен приобщаться к туризму и краеведению? В Восточном округе Москвы открыт экспериментальный центр детско-юношеского туризма”Родина”. Туда приходят дети, начиная с трех лет. Сначала они просто играют в туризм, а потом втягиваются, заинтересовываются и воспринимают как норму здоровый образ жизни. В походах ребята не курят, не пьют. Вот только вопрос, кто должен ходить с ними в походы? К сожалению, нет былых вожатых, почти не участвуют в этой работе молодые учителя физкультуры. Политику в туризме определяют в основном дамы пенсионного возраста, которые понимают, что такое”надо” и поэтому продолжают водить детей в походы. Думаю, это не совсем правильно, а потому нам в первую очередь нужны новые кадры.

Неожиданный ракурс
Все войны… из-за туризма
Чтобы стать патриотом, человеку нужно прежде всего хорошо знать свою страну. Но в последнее время мы все чаще вывозим своих детей за границу – чтобы свет посмотрели, чтобы увидели жизнь, которой им захотелось бы жить. Вот только жить детям придется вовсе не за границей, а в России. В России, которая постепенно становится для наших детей страной незнакомой, потому что их знания ограничиваются границами того региона (а то и села, города или района), в котором они живут. Такая узость, как ни странно, самым серьезным образом сказывается на экономическом развитии страны.
Известный ученый Валерий Квартальнов, к сожалению, недавно ушедший из жизни, был убежден, что война в Чечне идет не из-за нефти, а… из-за туризма. Я удивлялся и не верил ему, а он доказывал:”На Кавказе раньше отдыхало в сезон 12 млн. человек, давая доход в 12 млрд. долларов, а это в 12 раз превышает размер тех денежных потоков, которые нам дает нефть”. Трудно сегодня сказать, прав или не прав был Квартальнов, только вот Всемирная туристическая организация оценивает туристический потенциал России в 60 млрд. долларов в год. 50 млн. человек хотят приехать в Россию, если туристские потоки будут организовывать специалисты. В нашей стране есть на что смотреть, наша страна прекрасна, но она мало демонстрирует миру свои уникальные ценности. Не потому, что мир этого не хочет, а потому, что этого не хотят люди, преследующие свои частные, корыстные интересы, зарабатывающие свои деньги на выезде российских туристов за рубеж. Если бы по-другому организовали туризм в нашей стране, если бы мы приняли законы (которые есть, но почему-то не рассматриваются в Госдуме), то появились бы не только значительные средства, создались бы миллионы новых рабочих мест, молодые люди могли бы найти себе работу. Но и это не все. Мы смогли бы перераспределить деньги, чтобы значительную часть их потратить на просвещение и воспитание наших детей. Они должны увидеть всю страну, побывать во многих ее прекрасных уголках, полюбить Россию, стать ее горячими патриотами. Тогда им не придет в голову, отучившись, получив дипломы, уезжать за границу и работать на чужое государство, приумножать чужие капиталы. Мы перестанем говорить”об утечке мозгов”, страна приумножит свой экономический потенциал, и жизнь наша станет лучше.
Игорь ЗОРИН,
проректор Академии туризма
Московская область

Дело для настоящих мужчин
Мы в океан ныряем, как в историю
Совсем недавно иностранное слово”дайвинг” вызывало недоумение:”А это с чем едят?”.”Ели””дайвинг” в основном с водой, потому что за этим незнакомым словом скрывается работа по поиску, изучению и подъему затонувших кораблей. Проще говоря, все это водолазно-спасательная работа, только в новых условиях. На ВВЦ в Москве завершилась выставка клуба”Русский дайвинг”, где было много очень молодых посетителей. Мальчишек всегда манят тайны, а тут была возможность посмотреть, как сильные, подготовленные люди познают тайны морей и океанов. Причем испытать себя в таких трудных условиях может каждый, у кого есть желание и хорошая физическая подготовка.
Мой отец 30 лет испытывал парашюты, потом долгое время работал в морских частях особого назначения. Он брал меня с собой, к нам домой приходили красивые морские офицеры, я видел элиту Военно-Морского Флота и очень хотел подражать этим людям. Мне очень хотелось походить на них, наверное, поэтому после окончания института я стал профессиональным водолазом. Я очень хорошо помню тот трепет, какой испытывал, когда держал в руках поднятую водолазами со дна Балтийского моря шашку с затонувшего крейсера”Киров”. Всю жизнь я убежден в том, что молодые люди должны, иметь пример для подражания, тогда у них будет живейший интерес и огромное желание принимать участие в изучении нашей истории.
Кстати, то, что называется мудреным словом”дайвинг”, в нашей стране приобретает все большую популярность. Не секрет, что в любых археологических экспедициях рабочие группы на 80 процентов состоят из студентов и школьников, поэтому и к нашей водной археологии мы стараемся привлекать все новых энтузиастов. Нам кажется, это самый лучший способ патриотического воспитания молодежи, ведь у них есть шанс приоткрыть те страницы истории, которые до сих пор остаются закрытыми. Правда, нам без устали говорят, что условия-де в стране сложные, вода холодная, да и вообще непонятно, нужно ли нам всем этим заниматься. Но в маленькой (по сравнению с Россией) Финляндии, где климатические условия еще суровей российских, около 10 тысяч ныряльщиков, объединенных в сотню активно работающих центров погружения. В Швеции есть музей-корабль, поднятый со дна моря, и посмотреть на него приезжают миллионы людей со всего мира. Есть такой корабль-музей и в Англии. Но такого музея нет в России, хотя в наших силах создать не просто музей, а целую серию музеев. Только в прошлом году – с августа по октябрь – мы обнаружили, идентифицировали или частично идентифицировали 10 затонувших кораблей, возраст которых – от ХV века до времен Великой Отечественной. Представляете, какие это будут экспонаты, когда мы их поднимем и реставрируем?
Юрий ГАЛАЙДА,
руководитель клуба
“Русский дайвинг”

Государственный масштаб
Защитники Отечества не могут быть больными и неграмотными
Мы привыкли считать армию школой мужества. Это так, но этим роль армии не ограничивается. Дело в том, что Вооруженные Силы, которые по определению не могут обойтись без молодежи, стали своеобразным барометром, определяющим уровень образования, состояние здоровья (в том числе и морального), духовную зрелость молодых людей, их устремления. По сути дела допризывная подготовка дает представление о том, какая у нас молодежь, и проблема в том, чтобы научиться использовать данные, получаемые военными, чтобы исправлять ошибки, допускаемые педагогами гражданских учебных заведений.
В прошлом году были проведены социологические исследования среди призывников 2002 года. Так вот, более половины молодых людей считают службу в армии неприятной неизбежностью, своего рода повинностью. В их сознании все более размываются такие понятия, как патриотизм, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, достоинство, самоотверженность. По шкале жизненных ценностей все это опускается все ниже и ниже. А вот показатели асоциального поведения молодых людей повышаются. Более 5% открыто заявляют, что имеют навык употребления наркотиков, 7% злоупотребляют спиртными напитками, а 10% имеют приводы в милицию. Будущие солдаты мало читают, мало знают, среди них все меньше год от года тех, кто имеет хорошее образование. Если в 1998 году 93% призывников имели среднее и среднее специальное образование, то в прошлом году таких было всего 70%.
А уж если говорить о здоровье призывников, то картина дополняется далеко не радужными мазками. Более трети молодых людей вообще не могут быть призваны по причине негодного здоровья, а более половины имеют различные ограничения по здоровью. Получается, что мизерное количество молодых людей могут стать настоящими солдатами по состоянию здоровья, физической подготовке, уровню интеллекта. Видимо, поэтому все больше в нашей стране ведется разговоров о контрактной армии. Но если мы будем ждать создания контрактной армии и ничего не предпринимать, дела в молодежной среде будут обстоять еще хуже. Поэтому мы предпочитаем действовать.
В настоящее время в войсках реализуется программа”Патриотическое воспитание граждан РФ в 2001-2005 гг.”. Мы создали в гарнизонах 400 детских военно-патриотических объединений и клубов, 550 музеев и комнат боевой славы, которые в состоянии принимать более 5 млн. посетителей в год. на героических традициях Государства Российского, его Вооруженных Сил, на подвигах старшего поколения в годы Великой Отечественной войны, на примерах мужества и героизма, проявленных российскими воинами в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, при выполнении различных миротворческих задач мы воспитываем не только военнослужащих. Многое мы делаем для военно-патриотической ориентации и профессиональной военной подготовки молодежи призывного возраста. Мы готовим ребят к военной службе в 8 суворовских училищах, нахимовском военно-морском училище, в 6 кадетских корпусах, военно-музыкальном училище, но при этом еще заботимся и о сиротах, о детях из малообеспеченных семей, о тех детях, что оказались беспризорными в силу жизненных обстоятельств. Воинские части и соединения шефствуют над более чем 1000 детских домов, интернатов и специализированных детских учреждений. Военные оркестры воспитывают 270 подростков. 600 несовершеннолетних беспризорников стали воспитанниками воинских частей. Но это хоть и важная, но небольшая часть работы. Для нас очень важно то, что в 4 центральных спортивных клубах, в 15 спортивных клубах военных округов и флотов, в 13 центрах физической подготовки, в 28 детско-юношеских спортивных школах и в 120 секциях занимаются свыше 11 тысяч подростков. Мы надеемся, что в будущем именно они придут в армию, станут достойными защитниками страны.
Борис КУЛАГИН,
полковник

Мнение
Мой дом – Карелия
Туристско-краеведческая деятельность – могучее средство воспитания детей и подростков. В Карелии эту работу ведет и координирует республиканский Центр детского и юношеского туризма, которым руководит Галина Степанова. В центре работают 32 педагога, у него есть 10 филиалов, система инновационных авторских программ. Педагоги центра организуют республиканские краеведческие и экологические экспедиции, которые проходят в игровой форме, позволяя детям и подросткам изучать, исследовать родной край, родную природу, историю народов, проживающих в Карелии. Широкую известность в республике получили такие лагеря-экспедиции, как”Воспитание верой”, которые изучают старообрядческие поселения,”Зов Белого моря” – изучение истории и быта саамских и лопарских торговых путей у побережья Белого моря,”По краю Калевалы” – освоение всемирно-известного карело-финского эпоса. Я уже не говорю о том, как много детей участвует в программе”Мой дом – Карелия”, принятой три года назад в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения”Отечество”. Мы гордимся, что республиканский центр охватывает различными формами деятельности более 17 тысяч школьников Республики Карелия. На наш взгляд, это очень хороший показатель.

Евгений ШОРОХОВ, председатель национального Комитета Республики Карелия по делам молодежи и национальной политике

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте