search
main
0

Можно ли изучать Москву по фантикам?

Изучаю. Исследую. Создаю

Знаете ли вы историю района Внуково так, как знают ее наши учащиеся – юные краеведы? Если нет, тогда их авторские маршруты точно помогут вам заполнить этот пробел.

Например, можно пройтись с учеником 9‑го «М» класса Василием Селиховым по разработанному им пешему маршруту «Пыхтино – удивительная деревня», с которым он стал призером городского творческого конкурса экскурсионных маршрутов «Про мой район» и участником проекта «Интеллектуальные прогулки».

Василий у нас местная звезда: о нем неоднократно писали СМИ, а съемочная группа мэрии Москвы даже сняла небольшой фильм. Кстати, не отстает от Василия и младший брат Владимир, ученик 3‑го «Д» класса, который занимается изучением суворовских мест в Москве и настолько погрузился в тему, что стал проводить уроки краеведения в других классах.

Так, благодаря Владимиру школьники узнали, какие места в нашем городе и как связаны с именем Александра Суворова, сколько памятников знаменитому полководцу в Москве, где они установлены, когда появились суворовские училища и орден Суворова. Такие нестандартные уроки очень нравятся ученикам, поэтому Владимир на них желанный гость.

Видимо, в семье Селиховых складывается уже целая краеведческая династия. А вот как говорит о своем увлечении сам Василий:

– Мне очень интересно то, чем я занимаюсь. Об истории Внукова или Москвы можно говорить часами, и радостно, что слушателям нравятся эти рассказы. Такая тяга к краеведению появилась у меня во многом благодаря школьному кружку, где мы вместе с моим руководителем Ольгой Леонидовной Кирпаневой занимаемся разработкой интересных проектов. Так, созданный нами пеший маршрут «Семь холмов Москвы – правда или вымысел» стал лауреатом городской конкурсной программы «Новые вершины». А в проекте о тайнах Ваганьковского холма рассказывается о происхождении его названия и истории самого красивого дома Москвы – дома Пашкова. Думаю, это только начало исследований, ведь еще столько интересных мест в Москве и окрестностях, что никак нельзя остановиться! Очень хочется изучить их и рассказать потом другим, чтобы знали, где они живут, чем славится их край, и гордились его историей.

Такое желание возникает у учащихся не само по себе, а является результатом кропотливой работы, которую проводят наши педагоги с детьми начиная с детского сада. Сначала дошкольники знакомятся с историей Внукова и совершают виртуальные экскурсии по Москве, а переходя в школу, продолжают изучать крае­ве­де­ние уже на уроках истории, географии и занятиях краеведческого кружка.

Конечно, одним из важных звеньев этой цепочки является школьный краеведческий музей «Открытое небо», где юные крае­ве­ды занимаются поисковой и исследовательской деятельностью, создают новые экскурсионные маршруты или дополняют уже существующие.

Авторский маршрут «В гости к вятичам» ученика 7‑го «М» класса Ильи Лебедева начинается с деревни Изварино, проходит по тропам к храму Ильи Пророка и заканчивается у кургана славянского племени вятичей. Своими познаниями в области краеведения Илья, как и Владимир Селихов, охотно делится с ребятами младших классов: рассказывает о первых людях в окрестностях Внукова и раскопках древних капищ в районе Изварино. Дети слушают старшего товарища, что называется, открыв рты, и тот факт, что перед ними такой же школьник, как и они сами, пробуждает в них желание последовать его примеру.

Многих наших учащихся настолько захватывает краеведение, что они выходят за границы родного района и составляют авторские маршруты по всей столице. Один из них – «Можно ли изучать Москву по фантикам?» ученицы 9‑го «Д» класса Дарьи Диковой – на городском конкурсе «Покажи Москву» вошел в число победителей. И это неудивительно, потому что проект действительно уникальный, его воплощение в жизнь позволяет увидеть привычные вещи под другим углом.

Кто бы мог подумать, что обертка от конфеты может стать прекрасным путеводителем по достопримечательностям столицы? А Дарья не только подумала, но и воплотила идею в жизнь. И таких примеров у нас немало. Взять хотя бы ученицу 7‑го «Н» класса Варвару Горелову, которая изучает топонимику улиц Москвы по православным названиям.

К сожалению, для рассказа обо всех проектах наших юных краеведов небольшой статьи в газете недостаточно, потому что каждый из них по-настоящему интересен и достоин отдельного разговора.

Но еще одну звезду на школьном небосклоне мы никак не можем пропустить – это учащийся 11‑го «А» класса Егор Чернышов, который впитал интерес к краеведению, что называется, с молоком матери. Его мама – наш педагог Елизавета Борисовна Стержанова – давно и очень эффективно реализует собственный проект «Музей в чемодане», который знакомит учащихся с предметами, имеющими прямое отношение к краеведению.

Это необычный музей, в котором все можно трогать, попробовать применить в действии, что очень привлекает школьников и служит еще одним толчком к возникновению интереса к истории родного края. Здесь остается для полноты картины только добавить, что бабушка Егора Ольга Леонидовна Кирпанева как раз и есть руководитель краеведческой работы в школе. Так что при такой династии у юноши был один выход – всерьез заинтересоваться краеведением, что он и сделал.

Так, с пешей экскурсией по улице Моховой старшеклассник Чернышов стал дипломантом сразу двух конкурсов и призером олимпиады «Не прервется связь поколений». Тогда-то он и задумался об авторском маршруте «Памятники Внукова хранят историю района», который впоследствии принес своему автору победу в городском творческом конкурсе «Про мой район» и попадание в Топ-10 среди 300 претендентов на конкурсе «Покажи Москву».

В этом проекте Егор не только показывает родной район во всей красе, но и сам любуется им, называя особенным и приглашая ознакомиться с ним:

– Приезжайте к нам в гости и смотрите на все своими глазами. И обязательно, бабушки и дедушки, берите с собой внуков, ведь вы едете во Внуково!

Вот такие они, наши юные крае­ве­ды: изучают прошлое, исследуют настоящее и создают будущее. И пусть оно, их будущее, будет наполнено любовью к родному краю и гордостью за свою страну.

Елена ВАСИЛЬЕВА, директор школы №41 имени Г.А.Тарана

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте