В начале сентября в городе Славутич вот уже в третий раз вспыхнули огни Международного фестиваля детского творчества, телевидения и прессы “Золотая осень Славутича-96”.
Население Славутича – 25 тысяч. Из них 10 тысяч – дети до 14 лет. Это самый высокий показатель по Украине. В этом году за парты сели более семисот первоклашек. Не будучи даже райцентром, Славутич считается одним из самых процветающих городов Украины. В последние годы Славутич становится настоящим городом фестивалей. Ежегодно здесь проходят “Романсы Славутича”, кинофестиваль “Белый ангел Славутича”, День города и День энергетика, фестиваль авторской песни, яхтенная регата и т.д.
Фестиваль “Золотая осень Славутича” – один из самых любимых. Наверное, потому, что детский. В этом году он прошел в рамках программы “Дети Украины” при поддержке президента Леонида Кучмы, а в следующем – обретет статус фестиваля, проводимого под эгидой ЮНЕСКО. Этой осенью его подготовили мэрия Славутича, Министерства культуры и образования Украины, Национальная телекомпания Украины, ПО “ЧАЭС”, Киевское детское информационное агентство “ЮН-ПРЕСС”, “Учительская газета” и Центр молодых журналистов “Седьмой континент” из Москвы.
Благодаря “Золотой осени” Славутич превращается в столицу детской прессы СНГ. Такие “столицы” есть во многих странах Европы, например Пуатье во Франции, где каждый год проходит грандиозный форум французских юных журналистов.
Помимо конкурса юных дарований пера и телекамеры, фестиваль славится своей культурно-развлекательной программой. И если в прошлые годы упор делался на эстраду (Андрей Губин, Евгений Белоусов, “На-На”, Латоя Джексон и др.), то в этом году акцент сделали на классику.
Центральным событием фестиваля стала опера-оратория Игоря Стравинского “Царь Эдип”. Отвечая на вопрос, почему именно этот далеко не детский сюжет привлек его внимание, режиссер Василий Вовкун заметил, что ему надоела “дешевая шароварщина” на украинской сцене. Он также не уставал подчеркивать, что не во всем согласен с Софоклом, а его спектакль надо рассматривать как спор с древнегреческим трагиком. Если оставить за скобками то, что многие юные участники фестиваля вряд ли смогли по достоинству оценить изящное латинское либретто Жана Кокто и леденящий душу античный сюжет, то никто не отрицал всю грандиозность и символичность постановки. В спектакле участвовали лучшие теноры, баритоны и басы Украины, профессиональные танцоры и музыканты. Роль толпы доверили 400 старшеклассникам города, костюмы для которых шил весь Славутич.
Действие разворачивалось на огромном стадионе, в спешном порядке достроенном прямо к премьере. Сотни факелов, барабаны, живые кони и венец всего – улетающий в небо Эдип (очевидцы утверждали, что точно так же на закрытии Олимпиады-80 отправляли ввысь фестивального Мишку) – фантастическое, захватывающее зрелище. Взять бы его на ладонь да перенести на классический фестиваль оперного искусства, где солидные ценители серьезной музыки нашли бы необходимые слова и чувства. А обьяснить ошеломленным детям, почему дяденька в короне выкалывает себе глаза, оказалось практически невозможно.
Куда большую радость у юных участников праздника вызывали ежедневные дискотеки, цирковые представления, выступления кэвээнщиков, показы моды, концерты бальных и народных танцев, веселые конкурсы. Так, в рамках фестиваля прошел конкурс детских “белых” стихов “Я – поэт, зовусь Незнайка”, конкурс на лучшее фирменное блюдо “Золотая осень Славутича”. С равным удовольствием ребята участвовали в горячем споре “Пресса – четвертая власть” и слушали рекомендации профессиональных журналистов на занимательных “Мастер-классах”. Не пропускали ни выступления грузинского ансамбля “Мцвервали”, ни встречу с мэром Славутича Владимиром Удовиченко.
Но вернемся к главному журналистскому конкурсу, в котором приняли участие около двухсот представителей почти сорока детских телестудий, пресс-центров, газет и лицеев журналистики Украины, России, Беларуси и Казахстана. Все конкурсанты от Владивостока до Львова должны были привезти с собой домашнее задание на весьма философскую тему “Почему я говорю неправду?”. В первый день фестиваля прошла жеребьевка конкурсных заданий: “Мой остров”, “Недетская тема”, “Я отдаю ему…”, “25 способов познакомиться” и др. Кому-то пришлось вести репортаж из роддома, кому-то – отправляться в гости к славутчанам. Но и это еще не все. Оценивались также газеты и телепрограммы, выпущенные прямо на празднике, и реклама “Славутич – город фестивальный”. Плюс выпуск фестивальной газеты “Славеста” и международного журнала “Факс!”. Одним словом, скучать было некогда.
Команда из города Волжский выпустила лучшую фестивальную газету “Чересчур”. Газета “Аквилон” (г.Керчь) и “Смажена Курка”, совместное творение Львова и Кривого Рога, поделили соответственно второе и третье места. В своих домашних заданиях честнее всех признались, почему они говорят неправду, ребята из Минска, Мариуполя и Донецка. В жанре газетной рекламы блеснули славутчане, алмаатинцы и команда Владивосток-Северодвинск. Что до конкурсных заданий “из барабана”, то тут вновь отличились молодые журналисты Минска, Керчи и Славутича. Лучшими телевизионными командами компетентное жюри единогласно признало конкурсантов из Бердянска, Киева, Сум и все того же Славутича. Как и на любом уважающем себя соревновании, не обошлось и без специальных призов. Так, своих победителей назвали газеты “Пионерская правда”, “Комсомольская правда” и социально-психологический центр ЮНЕСКО, реализующий в городе программу “ЮНЕСКО-Чернобыль”.
Сегодня модно говорить, что детская журналистика перeживает не лучшие времена. Однако, побывав на фестивале “Золотая осень Славутича-96”, каждый смог убедиться в обратном. И вообще, разве у детства бывают не лучшие времена?
Анна ХРУСТАЛЕВА
(“Пионерская правда”, специально для “УГ”)
На фото Марины ЕРМАК: “Быть не хотите на бобах – читайте харьковский “Ба-Бах”
акция
Преподаватели Москвы в═американских школах
В середине сентября в одной из московских школ Юго-Западного района прошел совместный с американцами семинар.
Предыстория этого события такова: два года назад, когда одна из школ с единственным в России славяно-англо-американским уклоном завязала деловые отношения с американским штатом.
Частная инициатива привела к тому, что совсем недавно несколько представителей американской стороны (директора нескольких частных школ, начальник управления образования школ графства Гилфорд, председатель попечительского совета школ упомянутого графства, советник губернатора штата по вопросам образования и прочие) приезжали в Москву изучать систему российского государственного образования. Посетив восемь школ, обе стороны устроили мини-симпозиум на тему о взаимодействии государственной и негосударственной систем образования.
Результат – создание в ближайшем будущем спонсорского фонда “Марина”. В начале октября представитель администрации штата и их “управления образования” прибудет в Москву для подписания договора. После того как бумагу подпишет губернатор Северной Каролины и префект Юго-Западного округа, фонд начнет официальную жизнь.
Фонд будет заниматься развитием российских учебных авторских программ и внедрением их в американскую учебную систему. Тематика программ – комплексное эстетическое, физическое и другое развитие детей. В свою очередь, ряд московских школ будут сочетать и российский, и американский опыт преподавания. Кроме того, в рамках фонда будет происходить взаимный обмен как учащимися, так и педагогами.
Преподаватели, по всей вероятности, в течение 2-4 месяцев будут обучать юных американцев русской литературе и, возможно, еще каким-нибудь гуманитарным наукам. А школьники смогут поехать в Штаты на семестр или даже на учебный год.
Естественно, основной критерий отбора – знание языка как в том, так и в другом случае. Но, что до школьников, будет разработана специальная подготовительная программа – это и доведение языкового и общего уровня знаний до надлежащего, и психологическая адаптация.
Выпускникам будут выдаваться два “табеля о знаниях” – нормальный российский аттестат и почетный диплом американской школы. Есть шанс, что вторая бумага будет не просто служить украшением домашнего интерьера, а окажет содействие при поступлении в колледжи и университеты в Штатах.
Лариса ЧАЛУСОВА
соседи
Не царское это дело
В канун 1 сентября в Гродно, областном центре Беларуси, местные власти решили одну из школ города с количеством учащихся в 1030 человек реорганизовать в гуманитарный лицей с 400 лицеистами. Распределение учащихся послужило причиной бурного возмущения родителей, части общественности и педагогов города.
“Учитывая остроту ситуации, президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко поручил Совету безопасности создать специальную комиссию для изучения причин конфликта и выработки предложений”.
Буквально через несколько дней во многих белорусских газетах появился президентский указ N═348 о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении закона при создании лицея N 1 в г.Гродно, согласно которому лично президентом были освобождены от должностей: председатель Гродненского горисполкома, заведующая районным отделом образования, директор лицея. Розданы выговоры и предупреждения, а также создана комиссия с привлечением сотрудников Совета безопасности для проверки учителей на соответствие ими занимаемой должности.
По сути конфликта, кроме официальных сообщений, не написано ни слова. “Подсудимым” не представлено ни малейшей возможности сказать хоть что-то в свое оправдание. Предполагают, что школьный конфликт просто удачно подвернулся накануне референдума, в котором глава Белорусского государства сейчас старается набрать очки защитника простого народа.
Светлана ГЕРАСИМОВА
Минск
управление
Кадры для Большой Волги
В Самаре прошло совещание представителей ассоциации региональных органов управления образованием “Образование Большой Волги”.
Создание региональной ассоциации – дело для российского образования новое. Не терять времени, не ждать манны небесной из Москвы, а самим на уровне своих экономических и творческих возможностей решать проблемы региона. Одна из таких проблем – педагогические кадры. Этой теме и было посвящено совещание ассоциации “Образование Большой Волги”. В ассоциацию входят республики Мордовия и Чувашия, Новгородская, Пензенская, Ивановская, Кировская, Ульяновская и Самарская области.
Нынешняя социально-экономическая ситуация, до крайности обостренная проблемами финансирования образования, прежде всего обнажила проблему подготовки педагогических кадров. Насколько способны сегодняшние педагоги работать в новой парадигме образования? На совещании было отмечено, что необходимым условием выхода из создавшейся кадровой проблемы должна стать целенаправленная подготовка учителя, ориентация его на новую структуру жизнедеятельности, на овладение компонентами профессиональной компетентности и мобильности.
Сегодня ясен круг проблем, имеющих общероссийский характер. Но как их решать на уровне регионов? В Поволжье создаются межрегиональные программы переподготовки кадров. И здесь возникают новые противоречия между инертностью традиционной системы образования и динамизмом социальных процессов, между потребностью регионов в учителях-исследователях, учителях для работы в школах нового типа и уровнем вузовского образования. И, что очень важно отметить, еще очень далека от совершенства модель непрерывного образования. Чтобы начать решать эти проблемы, надо налаживать кооперирование регионов. Так решило совещание представителей ассоциации “Образование Большой Волги”. На совещании была принята концепция межрегиональной программы “Педагогические кадры”.
К сожалению, никто из нового министерства не удостоил вниманием столь знаменательное событие в реформировании образования России. Хотя и были приглашены заранее. А ведь подобные ассоциации – возможный и очевидно перспективный вариант выхода на новые рубежи не только в системе подготовки кадров, но и на новый подход к раскрытию потенциальных творческих и экономических возможностей регионов.
Игорь АФАНАСЬЕВ,
Людмила ЕПИХИНА
Комментарии