Реформирование сельской школы зависит не только от того, какой уровень знаний запланирует учебное заведение, но и от того, как и в какой степени оно подготовит молодых людей к рыночным реалиям, поможет выпускникам найти свое место в жизни, получить интересную работу. Сельские ребята лучше, чем их городские сверстники, подготовлены к труду, но, к сожалению, не всегда выполняется давно известное “Где родился, там и пригодился” – молодые селяне все чаще уезжают в города. Там и работа находится, и оплата этой работы куда выше, чем в деревне, да и жизнь интересней, содержательней. Поэтому, может быть, самая главная задача сейчас – удержать ребят на земле, заинтересовать их, дать в руки не только знания, но и профессию. В этом смысле Пригорская сельская школа Смоленщины – хороший пример, потому что ее жизнь напрямую связана с бывшей птицефабрикой, а ныне ЗАО “Пригорское”.
В 1943 году о Пригорской школе было написано так: стены деревянные, крыша соломенная. Потребовалось более пятидесяти лет и доброе желание ЗАО “Пригорское”, чтобы выстроить для нее нынешнее новое здание. Это само по себе было событием неординарным: в перестроечное время, когда один за другим валились предприятия, когда они не могли ни копейки выделить не то что на строительство объектов соцкультбыта, но и на поддержку своих работников, “Пригорское” сочло необходимым выстроить за свои деньги школу. Не случайно в школьном музее это событие запечатлено на многих фотографиях (кстати, есть там и фотография главного редактора “УГ” П. Положевца, который был в числе почетных гостей). Не случайно носит школа имя бывшего директора ЗАО Н. Шкурлова. Может быть, все произошло потому, что у гендиректора ЗАО Юрия Даниловича Скабары отец был директором школы на Брянщине, а мать – учительницей. А может быть, потому, что понимает Юрий Данилович, как нужны ему выпускники этой школы, ориентированные на работу в его хозяйстве. Сегодня немногие из них идут на это, поэтому автобус возит работников аж из Монастырщины, расположенной за сорок километров от Пригорского. Так по идее быть не должно, но весь вопрос в том, что привлекательного предложить бывшим школьникам. Возможностей много: например, до зарезу нужны хозяйству механизаторы, полеводы, овощеводы и другие специалисты (есть 5000 га, и возможностей для работы более чем достаточно). Парк техники у хозяйства тоже велик, его нужно обслуживать, ремонтировать, специалистам тут готовы платить много, но пока молодежь идет неохотно. Скажем, пробовали заказать специалистов в ПТУ, ничего не вышло. Сварщику в городе платят минимум 5-6 тысяч рублей, а в Пригорском средняя зарплата 2000-2500 рублей. Кто-то скажет, что сегодня молодежь тянется к компьютерам, так в хозяйстве полностью компьютеризована подача кормов в многочисленных птичниках, но специалистов и здесь нехватка. А между механизаторами и компьютерщиками легко укладывается множество вакансий для других специалистов: и для переработки молочных продуктов, и для колбасного производства, и для изготовления подушек, и для торговли (в Смоленской области Пригорское имеет 20 торговых точек и магазинов). Как ни странно, пока удается решить проблему только с ветврачами – несколько пригорцев учатся в Москве в Ветеринарной академии, поэтому есть надежда, что вернутся на родину, коль обучаются за деньги ЗАО.
Куда ни кинь, надежда у Скабары только на школу, поэтому каждый год он выступает перед ее выпускниками и приглашает в шоферы, электрики, операторы, обещает обучить всех на свои деньги. Самое интересное, что не кривит душой гендиректор, не ради красного словца ведет речи про обучение и про то, что на это есть у него деньги. Деньги, как ни странно, действительно есть. Вот только учиться молодежь при поддержке родителей хочет только на экономистов. Для города специальность привлекательная, но и на селе есть что посчитать. Чтобы, например, понять, откуда у Скабары деньги.
Смоленский молокозавод принимает молоко у местных хозяйств по цене 3 рубля 50 копеек за литр. Скабаре литр обходится в 4 рубля 24 копейки, сдавать его ему невыгодно. Вот он и затеял переработку молока на месте, в результате имеет прибыль на каждом литре в 4 рубля. При почти двухтысячном поголовье рогатого скота прибыль может быть существенной, а если расширить стадо, то вообще возрастет значительно. Перекупщики норовят взять у Скабары мясо по 30-40 рублей за килограмм, чтобы продавать потом на рынке по цене втрое большей. Юрий Данилович наладил переработку мяса, открыл свой колбасный цех, который тоже дает хорошую прибыль. Чтобы “перебить” ножки Буша, Скабаре нужно всего два года и хотя бы какая-то господдержка. Он досадует, что в Европе госдотации составляют 46 процентов, в США – 28 процентов, а в России – минус два процента. Трудно в таких условиях пробиться к хорошей жизни сельскому предприятию, и тут кадры решают многое, если не все. Ну, скажем, возить корма Скабаре выгоднее с юга, нежели покупать в области. С пятью тысячами га можно многое бы изменить, но опять для этого кадры потребны. По большому счету сильно рассчитывал Юрий Данилович, строя новое школьное здание, что кадровой кузницей станет эта школа. Но пока не получается, так что реструктуризация образования в Пригорском не просто назрела, а очень сильно назрела. Это, кстати, очень хорошо понимает директор Пригорской сельской школы Валерий Понизовцев.
Мы с Валерием Павловичем встречались несколько раз с интервалом в годы, и я наблюдала, как меняются планы директора, который, как и многие его коллеги, поначалу был озабочен только недостаточным финансированием. Финансирование с тех пор, может быть, чуть улучшилось, но вот планы и устремления директора стали постепенно иными, чем были несколько лет назад. Хотя, как и прежде, заботится он о собственных школьных заработках. Есть в школе гончарное производство, делают ребята под руководством своих преподавателей-мастеров такие замечательные сувениры, что один из смоленских магазинов согласился брать их оптом на реализацию. Не отстают и девочки: с Ольгой Павловной Бордюковой, учительницей технологии, вышивают они и цветными нитками, и гарусом, и бисером изящные вещицы, которые не отказался бы иметь в доме любой человек. Недавно в школе сшили из льна замечательные костюмы, коллекция заняла призовое место на 5-м Международном конкурсе. Понятно, что школа могла бы принимать заказы на пошив одежды – девочки успешно осваивают ходовую специальность швеи-модельера. Кроме того, есть у школы свое хозяйство, где ребята учатся работать на земле, в перечне важных школьных предметов значатся “Основы фермерского хозяйства”, следовательно, есть шанс у каждого выпускника завести свое дело.
Все это есть, но сегодня Понизовцев всерьез размышляет о том, как должна измениться школа, чтобы вписаться в новое время не только заработками и различными экономическими новациями. Он убежден, что для этого должен прежде всего измениться уровень знаний, которые дает школа. Несколько лет разрабатывали педагоги вместе с районной администрацией план превращения школы в агролицей. В прошлом году по всем селам района, откуда свозят родители своих детей на учебу в Пригорское, распространили анкеты-опросники. Дескать, если школа в Пригорском станет агролицеем, дети там станут учиться? А если станут, то чему учиться хотят? Учиться, как уже говорила, все как один хотят на экономистов, но Понизовцев не расстраивается такими итогами опроса. Во-первых, людей надо агитировать на другие профессии, приводя существенные доводы в пользу будущего трудоустройства на селе. Во-вторых, нужно предлагать такие варианты получения образования, которые лучше всяких слов будут агитировать за себя. В Пригорском появляются агроклассы: 10-е и 11-е. Там ребята получат знания по зоотехнике и агрономии на школьном уровне. Однако этого мало. Хотя бы потому, что в школе для полноценного обучения нет достаточных условий. Создавать свою базу нет возможности: денег мало и не будет их никогда на такую роскошь. Но есть другой вариант: возить старшеклассников на занятия раз в неделю в Смоленский сельскохозяйственный институт. Помимо того, что там профессура сильная и учебная база отличная, есть еще и психологический момент. Ребята походят по вузовским аудиториям, пообщаются со студентами, почувствуют себя в ином качестве (значительными, взрослыми). Поэтому есть шанс, что придут они после школы учиться именно на нужные селу профессии. Правда, нужны деньги: и на автобус, и на питание детей, и на некоторые другие расходы, которые неизбежны при такой организации дела. Ну, например, на доплаты профессуре, которая будет работать с пригорскими ребятами. По идее все расходы возьмет на себя Пригорская районная администрация, ведь учатся в Пригорской сельской школе ребята из разных сел – из Талашкина, из Кущина, из Козина и других. Понизовцев полагает, что нужно было бы вести речь и о том, чтобы создать при школе интернат – ведь если ставить задачу охвата ребят из всего района (а может быть, и из прилегающих районов тоже!), то нужно думать о том, чтобы экономить их силы, не перевозить ежедневно, ограничившись поездками раз-два раза в неделю. При этом, конечно, надеется Валерий Павлович на помощь Юрия Даниловича Скабары, ведь тот может серьезно помочь продуктами, тогда один из самых сложных вопросов (питание!) может быть решен довольно просто.
Конечно, районная администрация решение быстро не принимает, она все считает свои финансы, оценивает свои возможности. Почему колеблется, понятно: разве все ребята пойдут в вузы, ведь кто-то не захочет учиться дальше, решит, что для него самое важное – зарабатывать деньги. Понизовцев в ответ на это приводит свои резоны: в школе есть возможность дать ребятам профессию гончара, полевода, овощевода, механизатора. Тот, кто в старшие классы не пойдет, вполне может быть подготовлен к будущей работе. Но если, предположим, и после 11-го класса молодой человек не захочет идти в вуз, и тогда польза от обучения будет налицо: повышенный уровень знаний поможет ему добиться успехов в любой отрасли. Но, с другой стороны, при окончании агролицея, в который Понизовцев всерьез хочет превратить свою школу, у каждого выпускника появляется возможность продолжить образование в вузе в рамках целевого набора за счет того же ЗАО “Пригорское”.
Кому-то это все может показаться чем-то не заслуживающим серьезных дискуссий. Дескать, строит директор школы планы и пусть себе строит. Но на самом деле речь идет не только о планах школы как таковой. Речь идет о будущем молодежи, о будущем ЗАО “Пригорское”, о его кадровом потенциале, наконец, о будущем всего Пригорского района, ведь ЗАО – одно из трех бюджетообразующих предприятий. Будет процветать оно, будет нормально жить и район. Так что очень государственным делом оказывается реструктуризация Пригорской сельской школы. Делом, которое очень хорошо вписывается в планы модернизации российского образования. Что не может не радовать.
Виктория МОЛОДЦОВА
с. Пригорское,
Пригорский район,
Смоленская область
Комментарии