Сегодня многие начинают путешествовать чуть ли не с пеленок. Охота к перемене мест захватывает все большее количество россиян, так что вряд ли кому-то придет в голову сомневаться, а нужна ли наука география. Вопрос лишь в том, как сделать ее изучение интересным, как помочь юному человеку научиться мыслить в нестандартных ситуациях. Учебное пособие «Уроки географии. 8-9 классы» Н.Ю. Маеровой, вышедшее в серии «Мастер-класс», предназначено для учителей, преподающих комплексный курс «География России». Отличительная его особенность – изучение территории страны в логике взаимосвязи и взаимозависимости ее природы, общества и хозяйства. Основная цель курса и работ, приведенных в данном пособии, – формирование у школьников системного мышления. Здесь нет поурочных разработок, зато предлагаются варианты изучения основных тем курса, приведены фрагменты некоторых уроков. В новом курсе уделено больше внимания и соответственно отведено больше часов на изучение тем «Пространство России» (или «Россия на карте мира») и «Население России». Поэтому эти темы рассмотрены более подробно.
Большое внимание в пособии уделяется работе с информацией, созданию условия для развития таких умений, как поиск нужных сведений, анализ, синтез, выделение главного, обобщение. Интеграция знаний, получаемых в результате изучения общественных дисциплин, помогает создать целостный пространственно организованный образ культуры, поэтому на уроках используются тексты всего образовательного пространства. Тем самым создаются условия для развития у учащихся гуманитарного мышления. Формированию умения мыслить в нестандартных ситуациях помогает проблемный подход. Все формы проблемного обучения, начиная с эвристической беседы и заканчивая самостоятельным выдвижением задачи, проблем и поиском их решения, способствуют развитию мыслительной деятельности и повышению познавательного интереса ребят. Обычно для решения задач люди объединяют свои усилия, поэтому желательно сочетать проблемное обучение с групповыми формами работы. Работа в группе на конечный результат – это одна из форм обучения организации общественного труда, и ее нужно использовать как можно чаще.
Зональная специализация сельского хозяйства
Хотя на большей части территории России пшеничный тип питания, в каждом регионе нашей страны существуют свои излюбленные блюда, способы приготовления пищи.
Ребятам можно предложить по рецептам приготовления блюд определить территорию, на которой скорее всего это блюдо было придумано. Данная работа важна с точки зрения развития образного мышления, которое изначально основывается на ощущениях. Поэтому, создавая образы, необходимо задействовать по возможности все органы чувств, в том числе и вкус. Каков вкус пищи на разных территориях? Каковы особенности приготовления блюд?
Кулинарные рецепты
Количество рецептов должно равняться количеству групп в классе (группы по 4 человека). Такую работу можно выполнить за 8 мин (1 мин – чтение и поиск ключевого слова, определяющего зону выращивания культуры (работа в группе), 6-7 мин – сообщение результатов проведенных исследований).
Компот в арбузе. Кусочки яблок, груш, айвы варят в сахарном сиропе. После окончания варки добавляют виноградное вино. У арбуза или дыни срезают верхнюю часть (примерно на 1/4), ложкой аккуратно вынимают мякоть, удаляют из нее зерна и режут на кубики. Кусочки арбуза, дыни, а также вишню, черешню, малину, землянику кладут в охлажденный сироп сырыми. Для придания столу праздничного характера компот можно подать в оболочке арбуза или дыни.
Пирог из ржаного хлеба с вареньем. Ржаной хлеб замочить в холодной воде. Когда хлеб размокнет, отжать его, положить в чашку или кастрюлю, добавить сырые яйца, сахарный песок, соль и перемешать, затем добавить клюквенное варенье, снова перемешать (вкус должен быть кисло-сладкий). В форму налить растопленное сливочное масло, нагреть до 1500С, выложить в форму массу и выпечь в духовке в течение 45-50 мин. Готовый пирог посыпать сахарной пудрой и подать горячим.
Шницель из оленины по-шумавски. Окорок оленины нарезать на порции, слегка отбить, нашпиговать, натереть чесноком, посолить, обвалять в муке, полить взбитыми яйцами, обсыпать панировочными сухарями и обжарить в разогретом жире на сильном огне с обеих сторон.
Урок повторения.
Систематизация знаний
На уроке повторения у ребят будет необычное задание: провести «географическую реставрацию» природно-хозяйственной зоны по одному из ее элементов. Каждый выбирает фотографию или предмет, относящийся к определенной природно-хозяйственной зоне. Это могут быть: лед (в банке), клюква, лимон, банка консервированного дальневосточного лосося. Лишь по одному предмету надо воссоздать облик ландшафта и объяснить особенности природных процессов и хозяйственной деятельности людей на этой территории.
План проведения «географической реставрации» природно-хозяйственной зоны
1. Определите, к какой природно-хозяйственной зоне относится данный объект. Обоснуйте свой выбор.
2. Где располагается данная природно-хозяйственная зона? Почему? Какие объекты, процессы являются ее границами?
3. Что выделяет эту природную зону среди других?
4. Напишите 10 слов, характеризующих образ жизни людей на этой территории.
5. Постарайтесь указать ближайшее к вам место, где можно увидеть эту зону, не измененную деятельностью человека.
Примерное планирование темы «Главные отрасли и межотраслевые комплексы»
Обычно изучение отраслей происходит по стандартному плану, что не очень интересно для детей, да и от учителя требуется успеть рассказать обо всем за 1-2 урока. Хорошо бы для каждой отрасли найти какую-то особенность, вокруг которой построить ее изучение. Или поставить перед ребятами вопрос, отвечая на который они познакомятся с особенностями отрасли и ее значением в хозяйстве страны.
Нет сомнения, что любой пункт типового плана можно сделать узловым и построить вокруг него изучение отрасли.
Примеры некоторых мотивационных вопросов:
АПК. Может ли Россия накормить россиян?
ТЭК. Продавать или не продавать за границу наше топливо и нашу электроэнергию?
Лесная промышленность. Почему в самой лесной стране мира так мало выпускается хорошей бумаги?
Химическая промышленность. Химическая промышленность – благо или зло?
Металлургия. Заканчивается ли железный век, а вместе с ним и век металлургии?
Машиностроение. На каких предприятиях не используется продукция машиностроения (станки, оборудование, инструменты, приборы)?
ВПК. Если мы не будем содержать свою армию, то будем ли мы содержать чужую армию?
Транспорт. Если бы в стране не было транспорта, какой тип хозяйства был бы для нее характерен?
Агропромышленный комплекс (АПК)
1. Обсуждение вопроса: «Может ли Россия накормить россиян?».
2. Выявление стратегических направлений развития агропромышленного комплекса.
1. К сожалению, наша страна импортирует много продовольственных товаров, причем далеко не лучшего качества. Может ли Россия накормить россиян?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить следующие характеристики АПК России:
1) размещение (удостовериться, что в России достаточно пахотных земель, на которых можно выращивать сельскохозяйственные культуры);
2) особенности (сделать поправку на климатические условия, на сезонность сельскохозяйственных работ, на ограниченность площади обрабатываемых земель);
3) проблемы (учесть возможные потери при сборе урожая, его транспортировке и хранении);
4) перспективы (познакомиться с работой холдингов, где собраны все стадии производства продукции, дабы избежать ее потерь, недопоставок сырья, несогласованности в управлении и др.).
Комментарии