Природа – единый дом, в котором все взаимосвязано и все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки. Природе нужны зайчики и волки, грибы ядовитые и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары, а еще дождь, снег, запасы воды и чистый воздух.
Много лет подряд люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Действительно, человек не может жить, не используя богатств природы, но как научиться пользоваться ее дарами, не нанося ей ущерба? Как изменится наша жизнь, если не беречь богатые ресурсы нашей планеты, что может произойти, если не станет воды, электричества и чистого воздуха? Может ли наша планета заболеть? Как солнце, ветер и вода могут служить людям? Вот те непростые, но интересные вопросы, которые поставила перед собой группа юных исследователей Центра развития ребенка – детского сада №703, так началось наше увлекательное изучение законов науки и явлений окружающего мира – проект «Может ли планета заболеть?». Под руководством заинтересованных взрослых ребята на простых и доступных примерах ознакомились с понятием экосистемы и наукой экологией. В процессе исследовательской деятельности дети затронули достаточно глубокие экологические проблемы загрязнения воды и воздуха, коснулись темы альтернативных источников энергии и попытались понять принципы работы инновационных ресурсосберегающих технологий. Дети поняли, что без необходимой заботы наша планета действительно может заболеть. А ее охрана – это глобальная обязанность, не имеющая границ и пересекающая все океаны. В помощь ребятам были организованы поездки в Московский экспериментариум, встречи с настоящими учеными, работа в экспериментариуме детского сада. Дедушка Тимофея Никитина – сотрудник одного из Научно-исследовательских институтов Москвы Леонид Сергиенко – провел мастер-класс на электронном конструкторе «Альтернативные источники энергии». «Может быть, вы будущие ученые нашей страны, – сказал напоследок Леонид Андреевич, – и в ваших руках найти другие, новые источники энергии, о которых сегодня мы, может быть, ничего не знаем! Я рад, ребята, что сегодня вы убедились, что наука – это интересно!» Вдохновленные идеей, в студии детской кинематографии дошколята создавали свои сказки на тему защиты окружающей среды и энергосбережения. По их сюжетам сняли кукольные фильмы «Кто украл наше солнце», «Сказание об энергосбережении. Трагедия в городе» и «Сказание об энергосбережении. Загадки Добросвета». Благодаря живому уму и богатой детской фантазии появились на свет отрицательные герои Водохлеб, Энергоглот и Смердило, а также великий царь Добросвет, который помог героям сказки, выслав на помощь трех царевичей: Водослава – энергию воды, Ветрослава – энергию ветра и Солнцеслава – энергию солнца. Дети совместно с родителями придумали образы этих персонажей и создали их в творческой мастерской, используя самые разнообразные подручные материалы. Цветная проволока, лампочки, провода, небольшие водосточные трубки, вата, пластиковые пакеты, краски, ножницы и бумага – все это стало основой для наших мультяшных персонажей и декораций. В дальнейшем эти персонажи стали героями мультфильмов и отразили проблемы загрязнения окружающей среды как в глобальном отношении, так и на бытовом уровне. Ребята и взрослые в стихотворной форме описали, как катастрофично может быть загрязнение природы и почему мы должны заботиться о тех ресурсах, которые есть у человека. В процессе создания кукольного фильма дети участвовали и в его озвучивании. Придумать смешной или зловещий голос, сыграть доброго персонажа или четко произнести речь, проехать в настоящую студию звукозаписи и ознакомиться с удивительным процессом – как голос превращается в компьютерную диаграмму и что может сделать с этой диаграммой взрослый профессионал – все это неоценимый опыт для юных исследователей. Таким образом, дети не только в интересной, увлекательной форме ознакомились со столь сложной и актуальной темой, как охрана окружающей среды и энергосбережение, вместе с родителями провели самую настоящую исследовательскую работу на заданную тему, но и создали готовые познавательные медийные продукты, которые смогут посмотреть многие ребята и взрослые в детских садах Москвы. Ведь только начиная заниматься экологическим воспитанием детей с раннего возраста, мы сможем вырастить ответственных граждан мира, которые будут заботиться о здоровье планеты Земля и сохранят ее для потомков. Мы уверены, что современные дети характеризуются другими скоростями мыслей, эмоций, чувств, другим диапазоном интересов, легкостью переработки информации. Они по-другому открывают мир, да и мир стал другой…Карина ОВСЕПЯН, заведующая; Надежда ЛАВРЕНТЬЕВА, руководитель структурного подразделения; Альбина НИКИТИНА, педагог-организатор Центра развития ребенка – детского сада №703
Комментарии