15 ноября 2007 года Департамент образования и Московский городской психолого-педагогический университет под председательством ректора МГППУ, доктора психологических наук, академика РАО, президента Федерации психологов образования Виталия Рубцова провели городскую научно-практическую конференцию «Образование и непрерывное психологическое сопровождение, трудоустройство детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья», которая стала своеобразным этапом реализации инновационной образовательной программы университета, ставшего в 2007 году победителем конкурса инновационных вузов в рамках национального проекта «Образование».
В работе конференции приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, представители Правительства РФ, депутаты Московской городской Думы, руководители и специалисты департаментов образования, семейной и молодежной политики, социальной защиты населения города Москвы, представители вузов и эксперты различных профильных организаций города, психологи, педагоги, социальные педагоги и психологи, научные работники, студенты и аспиранты, ведущие научно-практические исследования в данном направлении. На пленарном заседании выступили заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения Москвы Ольга Михайлова, депутат Государственной Думы РФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке ГД РФ Олег Смолин, заместитель начальника отдела профилактики асоциальных явлений и специального образования Министерства образования и науки РФ Борис Белявский, директор Федерального учебно-исследовательского и методического центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидами), заведующий кафедрой образовательно-реабилитационных технологий МГТУ имени Н.Э.Баумана, кандидат технических наук профессор Александр Станевский.
На конференции обсуждались такие вопросы научных исследований, как непрерывное комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями; научно-практические проблемы сопровождения детей и молодежи с различной нозологией; опыт и результаты работы школ, средних специальных и высших учебных заведений, ориентированных на лиц с особенностями развития.
В рамках конференции работали секции:
Непрерывное комплексное сопровождение и обучение детей, молодежи с ограниченными возможностями адаптации в образовательной среде.
Социально-педагогическое сопровождение учащихся и студентов с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования.
Психолого-педагогические особенности обучения молодежи с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях высшего профессионального образования.
Вопросы практики и трудоустройства молодежи с ограничением здоровья. Проблемы сопровождения выпускников на начальном этапе их трудоустройства.
В центре внимания участников конференции были такие вопросы, как особенности деятельности психологической службы в школе, надомного обучения для больных детей и детей-инвалидов, психофизиологическая диагностика и реабилитация при непрерывном комплексном сопровождении детей с ограниченными возможностями адаптации в образовательных учреждениях, основы компьютерной технологии невизуального доступа к информации, современные запросы практик и новая концепция специальной психологии, опыт интегрированного обучения больных детей среди здоровых детей, особенности понимания текстов подростками с тяжелыми нарушениями речи, роль ранней помощи в непрерывном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья, особенности невизуального доступа к плоскопечатной информации, способы детско-родительского общения и интеллектуальное развитие глухих детей. Много интересных выступлений и высказываний были посвящены содержанию и специфике процесса социально-педагогического сопровождения студентов-инвалидов в профессиональных колледжах и в вузах. Особое внимание было уделено проблемам трудоустройства выпускников вузов и колледжей на начальном этапе после завершения учебы.
В резолюции, принятой участниками конференции, отмечено, что современное общество требует нового подхода в решении сложившихся проблем, отвечающего общей стратегии развития образования Москвы, позволяющего интегрировать молодых выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений, имеющих ограничения в здоровье, и удовлетворяющего требованиям сложившегося рынка труда. Конференция показала, что большинство специалистов и экспертов не просто понимают потребности этой группы студентов, готовы оказывать реальное содействие в решении конкретных проблем, связанных с нозологией, формой и направлением обучения, но и уже в меру собственных сил и наличия ресурсов стараются решать все эти проблемы.
Опыт, представленный в выступлениях участников конференции, позволяет говорить о том, что профессиональное сообщество подошло к тому рубежу, когда количество разрозненных усилий может и должно перейти в качество совместного, согласованного и прогнозируемого сотрудничества, позволяющего добиться желаемого результата. Уже можно говорить о выпуске не только высококвалифицированных специалистов, умеющих грамотно решать свои профессиональные задачи, но и граждан, способных самостоятельно отстаивать собственные интересы, разумно сочетая их с потребностями общества.
Для того чтобы партнерство специалистов из разных отраслей и ведомств и усилия экспертов из общественного сектора обрели ту платформу, которая позволит им существенно изменить сложившуюся ситуацию, необходимо:
– создать рабочую группу из представителей различных ведомств исполнительной и законодательной власти, образовательных заведений, гражданского сообщества, бизнеса;
– предложить ей сформулировать стратегию реорганизации комплексного подхода в отношении профессионального образования и трудоустройства молодых людей с ограничениями, определить ресурсы, приоритеты и методы реализации этой стратегии;
– сформировать консорциум средних специальных и высших учебных заведений для анализа имеющихся средств и методов, на основе которого предложить создание общего ресурсного центра, позволяющего полномасштабно реализовывать потребности в получении образования и трудоустройстве молодого специалиста с ограничениями в возможностях.
Может, если будет выстроена система приоритетов…
Ольга МИХАЙЛОВА, заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения:
– Для Москвы очень важно, что в стенах МГППУ – инновационного учреждения – поставлена задача наметить общие подходы к проблеме обучения и трудоустройства молодых людей, имеющих серьезные ограничения в состоянии здоровья, но не только. Мы хотим эту проблему разложить на кирпичики, составляющие, чтобы понять, что на современном этапе нужно сделать для того, чтобы все наши усилия (а Москва уже накопила довольно высокий потенциал в разных системах – в здравоохранении, образовании, социальной защите) были направлены на успешное решение этих проблем.
Перед нами должна стоять совершенно прикладная задача: учитывая те нормативы, которые действуют на федеральном уровне и уровне Москвы, те серьезные экономические возможности, которые есть у Правительства Москвы для решения этих проблем, определить приоритеты. Иными словами, с учетом того, что нам нужно, определить те стратегические приоритетные направления, которые могут быть развиты на трехлетнюю перспективу, для того чтобы сделать какие-то городские целевые программы с учетом потребностей жителей, которые у них есть.
Очень важно определить тот контингент, на который мы работаем. Действительно, потребности разных инвалидов чрезвычайно разнообразны. Но принципы и подходы к тому, какое образование, в рамках каких государственных стандартов, по каким профессиям может и должен получить человек, имеющий ограничения по состоянию здоровья, должны быть принципиально определены при разработке тех учебных, учебно-методических, образовательных и реабилитационных программ применительно к конкретному персонифицированному лицу. Эта задача очень непростая, но каждому из нас нужно понять, что можно сделать на своем рабочем месте, чтобы сложилась система работы.
В апреле 2007 года была принята новая трехлетняя целевая комплексная программа «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности». Даже в названии есть новизна. Если раньше мы говорили только об инвалидах, то теперь мы говорим и о людях, которые по разным причинам не признаются инвалидами, но все же имеют какие-то ограничения в здоровье. В этой программе очень четко определены те конкретные мероприятия, которые направлены на решение проблем определенных групп москвичей. Там определены фокусные группы – инвалиды, которые имеют более тяжелые ограничения в жизнедеятельности, но которые по роду имеющихся патологий могут интегрироваться в общество при наличии каких-то специализированных реабилитационных программ. Эта программа большая, в ней определены приоритеты, сейчас разрабатывается еще одна подпрограмма, которая будет дополнительно входить кусочком в большую программу и рассчитана на решение проблем прежде всего детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, хронически больных, стоящих на диспансерном наблюдении в учреждениях здравоохранения. Подпрограмма не должна и не будет содержать все те мероприятия, которые есть в большой программе, она должна содержать то дополнительное, что нужно сделать в ближайшей перспективе для того, чтобы полностью решить проблему каждого ребенка-инвалида, который проживает в Москве. Причем речь идет о ребенке в возрасте от нуля до возраста вступления в систему дошкольного образования и возраста вступления во взрослую жизнь.
Краеугольный камень – трудоустройство, так как зачем давать человеку профессию, если он не сможет устроиться с ней на работу. Неправильно, обучая, давать человеку надежду, а потом ее отнимать. Поэтому нужно понять, где и как будут работать люди, на какой рынок труда они выйдут после окончания учебного заведения. Эта проблема суперсложная. К сожалению, у нас нет пока на федеральном уровне и на уровне города службы, которая бы системно анализировала эти проблемы, определяла структуру и потребности московского рынка труда, то, что нужно столичному рынку труда и по каким специальностям. С другой стороны, неизвестна структура потребностей инвалидов с учетом всех тех нарушений, которые у них есть. Нам тут нужно определять стратегию на перспективу, которая пока – белое пятно, и ее нужно разрабатывать, исходя из того, что нам нужно будет выстраивать новую систему поддержки и трудоустройства инвалидов как на общем, так и на специализированном рынке труда. Такая задача перед Правительством Москвы стоит, уже даны поручения Комитету общественных связей, Департаменту социальной защиты населения, городской службе занятости, Департаменту образования, а также Департаменту науки и промышленной политики с тем, чтобы проанализировать ситуацию и дать комплексную программу по решению всех вопросов. В основу программы должна лечь задача для государства по финансированию тех реабилитационных услуг, которые предоставляются инвалидам, тех специализированных рабочих мест, создание которых необходимо для того, чтобы человек, имеющий какие-то ограничения в здоровье, мог выполнять свои служебные обязанности. Вот тогда это послужит мотивацией для человека, для того чтобы он действительно трудился, выходил на рынок труда и занимал там свое место.
Кроме того, наверное, должна измениться и система пенсионного обеспечения, которая действует, но направлена исключительно на то, чтобы подавить мотивацию человека к труду. Сегодня система выстроена так, что, как только человек выходит на работу, у него сразу снимается определенная часть пенсионного обеспечения. Наверное, это в корне неправильно, и с этой точки зрения нужно пересмотреть пенсионную систему для того, чтобы сформировать действенную систему стимулирования трудоустройства инвалидов и получить другое качество жизни. Определить для себя все стратегические направления сейчас очень важно.
…и приняты соответствующие законы
Олег СМОЛИН,
депутат ГД РФ:
– Проблема заключается в том, что человек с проблемами в здоровье имеет право на образование, но между тем, по оценкам специалистов, в РФ до 200 тысяч детей-инвалидов образование не получают. Точной статистики на этот счет нет, есть только оценка Общественной палаты РФ. В этом смысле мы можем порадоваться за москвичей: в Москве много делается и уже сделано для образования инвалидов. Проблема трудоустройства инвалидов – вторая проблема, которая возникает сразу за проблемой образования. Напомню, что в советский период трудоустройством занимались общественные организации, например, на предприятиях Всероссийского общества слепых работали 52 тысячи инвалидов, сегодня – менее 15 тысяч. После принятия закона о налоге на прибыль количество трудоустроенных инвалидов сократилось более чем на 30 тысяч. Еще одна проблема связана с сохранением и развитием человеческого потенциала, она напрямую связана с образованием. Мы не сможем воссоздать человеческий потенциал страны, если не будем использовать человеческий потенциал инвалидов. По некоторым оценкам, до четверти нобелевских лауреатов по разным критериям могут быть отнесены к числу людей с ограниченными возможностями здоровья. Не только страна нужна инвалидам, но и инвалиды нужны стране.
В законодательстве предусмотрены льготы по поступлению в учебные заведения для инвалидов, увеличены стипендии для студентов-инвалидов, возможности работы по специальным образовательным стандартам и так далее. Но я полагаю, что не все проблемы решены, поэтому мы подготовили вторую редакцию закона «О внесении дополнений и изменений в Закон РФ «Об образовании», сейчас он находится в Правительстве РФ на заключении, идет борьба сторонников и противников законопроекта. Нас активно поддерживают Уполномоченный по правам человека РФ Владимир Лукин, соответствующие профильные комиссии в Общественной палате РФ и многие видные политические общественные и государственные деятели. У всех разные политические или не политические взгляды, но тем не менее у нас есть единая общегуманитарная позиция. Но многие непрофильные министерства, в частности, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли, высказались против нашего закона, хотя его «цена» для федерального бюджета составляет всего 2,4 миллиарда рублей. Для справки: в бюджете на 2007 год дополнительные запланированные доходы составляют 1,5 триллиона рублей. По моему глубочайшему убеждению, образование инвалидов -это не только гуманитарная акция, это еще и вклад в их будущее, потому что чем выше уровень полученного образования, тем более высоки шансы быть трудоустроенным, стать полноценным гражданином России.
Какие идеи заложены в предложенном нами законопроекте?
Первое – разная коррекционная помощь. Хорошо известно, что без такой коррекционной помощи многие дети с ограниченными возможностями здоровья становятся инвалидами.
Вторая позиция связана с сохранением всех тех социальных гарантий и прав на образование, которые есть в рамках действующих нормативно-правовых документов, но мы хотим подвести под них закон, чтобы эти права и гарантии, с одной стороны, исполнялись более, а с другой стороны, у некоторых чиновников в правительстве не возникало желания их просто-напросто отменить одним только правительственным актом.
Позиция третья – право всех детей-инвалидов (и не только детей-инвалидов, но и всех детей с ограниченными возможностями здоровья) на образование. Закон должен быть нацелен на создание специальных образовательных условий. Мы полагаем, что государство на разных уровнях должно вложиться в образование, чтобы, с одной стороны, были учтены гуманитарные соображения, а с другой стороны, чтобы в конце концов мы могли продвигаться дальше.
Если в прежнем законе, который был провален четвертой Государственной Думой РФ, предлагалось просто соответствующие школы взять на федеральный бюджет, то сегодня у нас другая позиция. После принятия 122-го закона решение проблем образования детей с ограниченными возможностями здоровья предложено возложить на субъекты РФ.
Полтора года назад мы провели специальные общественные слушания в Государственной Думе РФ по вопросам образования людей с ограниченными возможностями здоровья, там, как это часто бывает, пошли споры сторонников интегрированного обучения и сторонников коррекционного образования. Я говорю об этом потому, что позволил на этих слушаниях сделал «циничные высказывания», которые вызвали разную реакцию у сторонников двух позиций. Я сказал, что точно знаю: для ребенка, закончившего специальную коррекционную школу, переход в большой мир – большая проблема и немалый стресс, но как выпускник специальной коррекционной школы, чьи одноклассники получили полноценное образование (их 10: четверо получили высшее образование, а трое – среднее профессиональное), я точно знаю, что такого качественного образования ни в какой другой школе инвалиды не получили бы. Говорю все это к тому, что в предложенном нами законопроекте обговорено и право выбора. Мы считаем, что право выбора должно быть хотя бы у родителей, которые хотят, чтобы их ребенок обучался в обычной школе. Но в условиях интегрированного образования в такой школе должны быть созданы специальные условия. Если же родители хотят, чтобы их ребенок обучался в специальной коррекционной, значит, и такое право у них должно быть. К сожалению, этот законопроект уйдет на рассмотрение в пятую Государственную Думу РФ.
Законодательство, как это ни парадоксально, сегодня действительно не стимулирует инвалидов к трудовой деятельности. Закон о монетизации льгот для инвалидов можно сформулировать в такой фразе: «Сиди дома, не гуляй!» Люди, которые стремятся преодолеть ограниченные возможности здоровья и духа, наталкиваются на противодействие этого закона. Ребенок-инвалид, закончив школу, стремится поступить в вуз. Ему автоматически дают вторую группу в связи с утратой трудоспособности. Он приходит в обычный вуз, ему говорят: «По приказу Михаила Юрьевича Зурабова ты можешь учиться только в льготных условиях, а поскольку льготных условий у нас нет, то ты и не можешь учиться в нашем вузе». Другой пример: приходит человек с третьей группой инвалидности на предприятие и хочет устроиться на работу, а ему говорят: «А у вас нерабочая группа! Вам работать не надо». У меня тоже третья группа, но кто это может решить: надо мне работать или не надо? Предприятия не стимулируют для того, чтобы они использовали труд инвалидов.
Как только инвалид начинает заниматься образованием, общественными делами и работой, сразу возникает риск, что его степень утраты нетрудоспособности будет понижена (с третьей до второй или со второй до первой), а согласно официальному разъяснению, которое я получил, только за 2005 год у нас 44 тысячи инвалидов, имея группу нетрудоспособности, получили так называемую нулевую степень утраты трудоспособности, остались без пенсии, с социальным пакетом.
У нас должно быть, как в Норвегии. И лучше
Московский городской психолого-педагогический университет в качестве одного из важнейших приоритетов своей работы выбрал обучение инвалидов. Эта работа выстроена на разных ступенях образования: университет выстраивает систему психологической поддержки детей-инвалидов на школьном уровне, отрабатывает методику оказания психологической помощи и поддержки на уровне учреждений среднего профессионального образования, открыл специальный факультет информационных технологий и дистанционного образования, а сегодня уже пробует обучать инвалидов на других факультетах. Можно себе представить, насколько трудно быть первопроходцем в этой работе. Но МГППУ отдает себе отчет в том, сколь нужна и важна эта работа для Москвы, сколь важен опыт Москвы для всех регионов России. Об этом на конференции говорил ректор МГППУ Виталий РУБЦОВ.
Инновационная программа, которую выполняет наш вуз, в качестве одного из очень важных пунктов содержит работу над проблемой обучения, реабилитации и трудоустройства детей с ограниченными возможностями здоровья. Эту проблему мы знаем не понаслышке. С одной стороны, мы набираем на учебу детей не только здоровых, но и с такими проблемами. Когда мы стали работать с этими детьми и реально поняли, что это за дети, что это за люди, то многое стало ясно. Хотя у нас и есть опыт, накопленный зарубежными университетами, мы все же стали понимать, что работа-то быть легкой не обещает. Для каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья очень важно его сопровождение, реабилитация и социализация, но мы пока очень мало знаем для того, чтобы полноценно обучать таких людей, так как сам процесс их обучения связан с очень сложными дополнительными ресурсами. Это одна сторона вопроса, а есть еще и другая. В самом процессе обучения находятся такие подводные камни, что их не замечать невозможно. Например, то, что связано со здоровьем таких детей, которые должны специально рассматриваться, наблюдаться, поддерживаться, составляет очень серьезную часть нашей работы.
Следующая часть нашей работы связана с трудоустройством таких детей. Могу честно сказать, что здесь мы просто растерялись. Мы очень хотим, чтобы наши ребята попадали на хорошие рабочие места, ведь они ни в чем не уступают здоровым детям, а часто даже более организованно и ответственно относятся к своей будущей профессии. Но они сталкиваются с определенной социальной ситуацией, когда вроде бы к этим людям плохо не относятся, когда никто не противодействует их трудоустройству, но просто нет практики принимать людей с проблемами здоровья на хорошие рабочие места. (Вот у нас все время говорят о том, что нужно вести здоровый образ жизни, но нет у нас в сознании такого здорового образа жизни.) Поэтому мы испытывали и испытываем очень большие сложности с трудоустройством таких людей. Думаю, здесь нужно идти, с одной стороны, по пути расширения специальностей, с другой стороны, предлагать какие-то более серьезные социальные законы, серьезные нормативные акты, которые бы позволили создать для таких людей более прочную социальную устойчивость. Мы многое делаем для этого в наших образовательных учреждениях, имеем площадки в сети, которые работают и очень много делают, но пока мы не поймем, что наши выпускники устойчиво чувствуют себя при выходе за границы нашего образовательного учреждения, мы будем сталкиваться с очень многими сложными проблемами.
В этом году мы взяли пять слепых детей на факультет психологического консультирования, а не на факультет информационных технологий. Взяли для того, чтобы они получали специальность консультанта-переговорщика. Тут мы выяснили одну интересную вещь: само обучение профессии для нас не представляет особого труда, но, оказывается, при том при всем мы сталкиваемся с очень многими проблемами обучения, так как вся квалификационная составляющая остается. Мы теперь расширяем границу действия нашего Института гуманитарных технологий, который будет осуществлять сопровождение и реабилитацию таких людей.
Особая проблема – реализация психологического сопровождения этих ребят. Вот оно в данном случае имеет огромное значение. Если бы задали вопрос «А владеем ли мы в принципе такими технологиями сопровождения?», то я бы не дал на него однозначного ответа. Мы должны рассматривать специальный инструментарий, вводить специальный ресурс, предназначенный для этого контингента детей. Они – разные, но наше искусство как психологов заключается в том, чтобы эта разница была активно использована и как средство социализации, и как средство оказания помощи.
В конце прошлого года я побывал в Норвегии для знакомства с тем, как обучаются дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в обычных школах. Я поначалу не понимал, что там делается. Там разные дети учатся в образовательных школах, там нет психологов, которые занимают место в психологической службе, но педагоги имеют квалификацию психологической работы, а сопровождение этих детей и воспитательная работа с ними отличаются в зависимости от того, как конкретный ребенок обучается в школе. То инклюзивное образование, о котором мы еще только говорим, для них вообще не вопрос. Это прежде всего вопрос квалификации и отношения взрослых к этим детям. Но в Норвегии мало людей, поэтому стандартный человек требует особого внимания и особого отношения и получает все это. 10 лет назад в Норвегии был принят закон об инклюзивном образовании, сначала все это было трудно, но теперь все это стало практикой.
Сегодня и мы пытаемся все сделать на нашей небольшой территории на Открытом шоссе и можем сказать, что это огромный ресурс, что не надо этого бояться, этим нужно заниматься. Мы скорее нащупываем пространство работы, чем отвечаем на возникающие или возникшие вопросы, но уже знаем, куда и зачем должны двигаться. Мы неплохие профессионалы и можем все сделать.
Комментарии