Не так давно в Новосибирске разгорелся скандал вокруг элитарной гимназии: родители жаловались, что дирекция их разоряет. Кроме непомерного вступительного взноса, предусматривались немалые ежегодные суммы в фонд гимназии – по 5 тысяч рублей за каждого из школяров. В корпункт “Учительской газеты” принесли документ “Расчет косвенных затрат гимназии на 2001-2002 учебный год”. Из него следовало, что гимназии требуется примерно 250 тысяч рублей на охрану, 360 тысяч на доплату младшему персоналу, 32 тысячи – налог на автодороги, 24 тысячи – СЭС, 21 тысяча – техническое обслуживание ксерокса, 15 тысяч на уборку снега, 110 тысяч на горюче-смазочные материалы, 7 тысяч на услуги банка, 25 тысяч на организацию школьной эстафеты, 35 тысяч – на соревнования и т.д. Итого – два с половиной миллиона.
– Пять тысяч рублей – это больше, чем моя месячная зарплата, на которую я содержу семью, – с недоумением говорил мне доцент государственного университета, чей ребенок учится в гимназии. – Почему в государственное учебное заведение, имея право на бесплатное образование, мы должны платить огромные деньги? Еще говорят, что будет много обязательных спецкурсов, где за профессорский час мы должны платить 170 рублей. Во-первых, не все эти спецкурсы нужны, во-вторых, почему в университете час профессора оплачивается 60 рублями, а в гимназии – 170?
– Попечительский совет все просчитал и вынес на обсуждение конференции, – отвечала на это директор гимназии. – Не думаете же вы, что все члены попечительского совета – дураки, которые не понимают, что делают.
Но все-таки конференция, после дискуссии в местных СМИ, решила снизить размер родительских взносов в фонд гимназии до 200 рублей ежемесячно.
Этот финансовый скандал позволяет по достоинству оценить опыт молодого 200-го лицея в индустриальном Заельцовском районе. В лицее образцовый спорткомплекс, пришкольный парк, медицинский кабинет и психологический Центр, с компьютерным классом нового поколения, но все это не разоряет родителей. Добровольный взнос семьи на будущий год планируется не более 35 рублей в месяц для тех, кто может платить. Малообеспеченные, безработные, беженцы, родители-инвалиды вообще освобождаются от всяких затрат. Их дети получают за счет Фонда социальной защиты бесплатное горячее питание в прекрасной лицейской столовой.
Спортивные секции, спецкурсы, художественные студии, туристические и спортивные соревнования бесплатны для всех семей. Бесплатно проводится все медицинское обслуживание детей и педагогов, в том числе профилактические осмотры специалистов. Государством же ни одно из этих мероприятий не оплачивается. По следам комиссии КРУ, которая работала в лицее целый месяц бригадой в 7 человек и не нашла никаких нарушений, заглянем в лицейские статьи прихода и расхода. Но вначале немного истории.
Начало было экстремальным
Стать директором школы Лидия Ивановна Цыганова, сотрудник профтехобразования, не мечтала. Тем более в жестоком 91-м, когда многим казалось, что земля качнулась и почва поплыла из-под ног. Казалось, прекратилась всякая жизнь, кроме политической. Рухнули хозяйство и экономика. Но на улице Кропоткина уже поднялись над фундаментом стены спроектированной десять лет назад школы. На месте снесенных хибар вырос блочный микрорайон, заселяемый людьми с окраин. Семьи въезжали с детьми, которым приходилось менять место учебы в середине учебного года. В существующие по соседству учебные заведения втиснуть всех не удавалось. Тогда-то городские власти и убедили Лидию Ивановну начать формирование 200-й школы еще до окончания строительства.
Директор сразу же занялась подбором и обучением кадров вместе с коллегами из педуниверситета, Цыгановой хотелось создать школу по модели Тарасова “Экология и диалектика”. Начали с обучения молодых специалистов новым технологиям. Одновременно она сама на складах грузила раздобытую мебель, разыскивала художников, дизайнеров, отделочные материалы…
В те годы в Сибирь впервые хлынула переводная литература по маркетингу и менеджменту. Цыганова закончила курсы по менеджменту в Москве, затем училась в Санкт-Петербурге в Институте экономики и управления организации платных образовательных услуг.
И постепенно в типовом здании на месте оврага возникали уникальные росписи и благородные интерьеры, напоминающие современный детский театр. Уже здесь проявился хозяйственный дар Лидии Ивановны, тщательно экономившей каждую копейку. Уникальные росписи и дизайн школы осуществили дипломники художественно-графического факультета педагогического института, которые стали потом учителями и руководителями студии. Их гонорар был значительно меньше затребованного бригадой самонадеянных “профи”. А работа – уникальная, ее приезжают посмотреть из других районов и городов. Школу стали показывать по телевидению, в нее хлынул поток делегаций, крупные российские политики проводили здесь встречи с избирателями… Лидия Ивановна сотрудничала со всеми. Но это по ее предложению в устав школы ввели пункт: “В учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций”.
Через пять лет сотрудничества с вузами и известными педагогами школа прошла аттестацию на статус лицея и создала попечительский совет из 7 человек, решающий вместе с административным советом лицея все финансово-экономические и организационные проблемы.
Интервью без умолчаний
Пройдя аллею яблонь, цветущих меж кустами пионов, открываю резные дубовые двери лицея и сталкиваюсь с “цветочной бригадой”: выносят ящики с рассадой.
– Вот, нашли подешевле, – радостно сообщает Лидия Ивановна. – У нас нет пока своего парника, а цветники огромные – сотни корней. Что-то дети выращивают, а бархатцы решили закупить в совхозе “Цветы Сибири”. Но они там запросили по 3 рубля, а наши “зеленые разведчики” нашли на рынке по 2. На одних бархатцах 300 рублей сэкономили.
Казалось бы, велика ли сбереженная сумма? Но в этом вся Цыганова: сэкономить в малом ради большого. А эти же 300 рублей можно пустить на призы учителю и классу за лучшее озеленение участка.
Не знаю, была ли Лидия Ивановна действительно рада моему визиту – он выбил ее из рабочего графика, но она светилась гостеприимной улыбкой душевного участия и понимания. С ней хотелось советоваться и размышлять. А не с этого ли начинается сотрудничество и партнерство? Кажется, из лицея еще ни один человек не ушел без того, чтобы не стать другом лицеистов.
– Хотелось бы заниматься только педагогикой и воспитанием, как это обещал нам Указ N1, – грустно улыбается Цыганова. – А приходится быть менеджером, балансировать на грани возможного и невозможного. Я не хочу никого обвинять, я просто каждый день бьюсь над тем, чтобы учитель и ученик могли нормально жить и работать в условиях инфляции и бурных, не обеспеченных материально реформ. Невероятно: мы должны организовать оригинальный учебный процесс, когда государство финансирует только одну статью наших расходов – зарплату учителей. Но на эти ставки нельзя ориентироваться при подборе кадров для такого учреждения, как наш лицей. Судите сами: учитель начальных классов – это 8-й разряд – получает всего 385 рублей. В Сибири, где до школы без сапог не дойти! А сапоги стоят 3-4 тысячи. В среднем же у нас для нормального, хоть и весьма скромного, проживания одному человеку в месяц требуется не 385 рублей, а ровно в 10 раз больше. Где их взять?
Чтобы удержать хороших учителей в начальной школе, пришлось с юристами искать возможные независимые решения. Учли эксперимент, продленную группу, надтарифные надбавки, сумели довести оплату до 1000 рублей.
С 5-го класса наши учителя получают лицейские надбавки – 25 процентов. Оплачиваем им методические часы и методическую литературу. Используем надтарифный фонд и экономию фонда зарплаты. Административный совет разработал систему надбавок: за классное руководство, за лучшую организацию горячего питания, за лучшую организацию воспитательной работы, за отсутствие травматизма и инфекционных заболеваний в классе, за хорошую успеваемость – ее определяют мониторинг и тестирование. При защите категории – разовая выплата в 300 рублей. Эти выплаты идут из фонда попечительского совета и наших внебюджетных доходов.
– А откуда доходы?
– Доходы эти складываются из аренды: мы вовремя и грамотно оформили свои права на территорию, дальний участок сдали под стоянку – он примыкает к автотрассе. Два кабинета по вечерам сдаем городской языковой школе “Инотекст” – она же проводит бесплатные семинары для наших “англичан” и за полцены учит учительских детей. Зато ни сауну, ни спортзал, ни столовую с ее уникальными интерьерами мы никому не сдаем. Столовая, кстати, наша собственная. Готовят – великолепно. Своя кулинария, которая приносит нам хороший доход. Детей из малоимущих семей и летний лагерь при школе мы кормим здесь бесплатно. Помогают различные городские фонды.
– И все-таки без родительских взносов не обойтись?
– По уставу мы имеем право привлекать дополнительные ресурсы за счет добровольных ресурсов и целевых взносов. Известный бизнесмен Басалаев сделал значительный взнос на ремонт нашей школы. Своих детей он возит к нам учиться из другого района. Есть и другие целевые суммы. Все они проходят через бухгалтерию, совет контролирует. Любой родитель может проверить любую цифру на сайте лицея: наш бюджет прозрачен для всех. Кроме того, мы отчитываемся по каждой цифре перед родительской конференцией, документы обсуждают и по классам. Но пока конфликтов или недоверия не возникало: каждый рубль обсуждается на классных собраниях. А чаще всего родители помогают находить решения, не требующие значительных финансовых затрат. Так было с охраной: она обошлась за счет родительского участия в десять раз дешевле, чем в гимназии. Сами работали с электроникой, а охранниками стали родители – милиционер и военный летчик, изумительные люди, спортивные, тренированные, знающие детей и психологию. Они же, по сути, и тьюторы – следят, чтобы малыши не выскакивали зимой раздетыми на улицу, предотвращают различные мальчишеские разборки и проделки. А главное – им нравится лицей, коллектив, где все умеют понимать и беречь друг друга. Так же мы решили вопрос с медиками…
…Покидая гостеприимный лицей, я думала вот о чем: здесь принцип гласности и сотрудничества обязателен во всем. Тайной остаются только детские диагнозы и частная жизнь семьи: например, значительный процент родителей по болезни или бедности не может оплачивать никакие дополнительные услуги. Но о каждом таком случае здесь знают только классный руководитель и директор школы. Таких детей содержит сам лицей, находят спонсоров и благотворителей. Понимать реальность и делать ее гуманной – это тоже талант менеджера. Цыганова им овладела вполне.
Галина ФРОЛОВА
Новосибирск
Комментарии