Законопроект, внесенный в Госдуму правительством, был направлен для подготовки замечаний и предложений в комитеты, депутатские объединения, в Совет Федерации и региональные органы государственной власти, а также на заключение в Счетную палату РФ. Сегодня проект закона обсуждает вся страна.
Алексей СУРИКОВ, заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России:
– Профсоюзы страны готовят свои предложения по всему комплексу изменяемых и отменяемых законов.
Из общих и принципиальных проблем могу отметить три. Во-первых, статья 104 Конституции РФ требует: законопроекты, которые носят финансовый характер, влияют на состояние доходной и расходной части бюджета, должны вноситься в Госдуму РФ со специальным заключением по этим вопросам. К сожалению, в пояснительной записке к законопроекту мы не нашли ничего, что можно было бы проанализировать и с учетом этого составить свое мнение.
Во-вторых, законопроект исключает и вводит новые нормы социально-трудового характера, что прямо влияет на права и свободы человека. А по Конституции все законы, связанные с этим разделом, должны носить конституционный характер.
В-третьих, в законопроекте содержится целый ряд совершенно новых понятий, которые требуют специального обоснования. Например, в статье 2 появляется понятие «максимальное пособие по безработице», которого нет в действующем законодательстве, поэтому понять, каковы его параметры, не представляется возможным. В системе государственной социальной помощи (статья 132) появляется новое понятие «субсидии за счет федерального бюджета» на медицинские услуги, санаторно-курортное лечение, реабилитацию, обслуживание участников Великой Отечественной войны, инвалидов-чернобыльцев и так далее. Непонятно, на каких основаниях предоставляется субсидия, учитывается ли доход граждан, как этого требует закон о государственной социальной помощи.
Понятия «права» и «гарантии», которые прописаны в законах и действуют в последние годы, заменяются на «социальную поддержку», которая далеко не обязательна. Не ясно, какую содержательную нагрузку несет это словосочетание.
Нас беспокоит, что целый ряд предложений нового законопроекта в области опаты труда вступает в противоречие с Конституцией РФ, в частности со статьями 7 и 37.
Например, из Трудового кодекса РФ предлагается убрать запись «гарантируемый федеральным законом минимальный размер зарплаты».
Правительство не устраивает 133-я статья ТК, где записано равенство МРОТ прожиточному минимуму, а также сам принцип, в соответствии с которым минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории России федеральным законом. Это положение тоже предлагается исключить.
Такие действия противоречат Конституции РФ и даже конвенциям Международной организации труда. В частности, 26-я и
131-я конвенции МОТ прямо говорят, что размер минимальной зарплаты имеет силу закона и не подлежит понижению.
В стране на всех уровнях активно обсуждаются планы вхождения России в Европейский союз. Между тем Европейская социальная хартия, которую нам предстоит ратифицировать, содержит такой норматив: в странах – членах Европейского союза минимальная заработная плата не должна быть ниже 60% от средней. Мы же, с одной стороны, стремимся в Европу, а с другой – движем свои социальные нормативы в обратном направлении.
Из закона о государственной социальной помощи предлагается изъять основополагающую статью, в соответствии с которой размер этой помощи установлен в пределах разницы между величиной прожиточного минимума и общим доходом членов малоимущей семьи. Ее исключение нужно расценивать как попытку убрать из законодательства какое-либо упоминание о пороге бедности.
Предлагается отменить законы «О государственном регулировании социально-экономического развития Севера» и «О государственных гарантиях компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера». Передача государственных гарантий на откуп работодателям, по нашему мнению, приведет как минимум к ликвидации северных коэффициентов. Зарплата ряда категорий граждан, работающих в условиях Крайнего Севера, может снизиться до 50%, поскольку за счет различных надбавок и тарифов она имеет повышенный размер. Кроме того, нет никаких гарантий, что работодатели сохранят эти компенсации.
Надо серьезно оценить все предлагаемые новации и на соответствие статье 55 Конституции РФ, в которой прямо говорится: в стране не должны издаваться законы, снижающие или отменяющие установленные для граждан гарантии.
Комментарии