search
main
0

Можем ли мы реально править страной Цикл уроков в 9-м классе

Тема “Власть в обществе”
Цель урока: раскрыть сущность власти, дать представление о ее видах, показать тесную связь власти с правом и политикой.
Понятия для усвоения: авторитет, власть, власть закона, политическая власть.
Рекомендации по изучению нового материала
Изучение вопросов политики начинается с довольно сложных теоретических вопросов. Важно, чтобы у учащихся не сложились неверные представления об отрыве изучаемого материала от жизни, о его неактуальности. Именно поэтому нужно стремиться конкретизировать теорию примерами, взятыми из повседневной жизни ребят, средств массовой информации.
Уместным примером конкретизации может стать познавательное задание (разработано А. Лазебниковой, М. Брандтом).
Проанализируйте следующие ситуации. Что общего можно заметить в отношениях людей, участвующих в них? Чем различаются эти отношения?
1. Отец возвращается из школы с родительского собрания. Сын открывает входную дверь и с ужасом слышит вопрос: “Какую оценку ты получил за контрольную работу по математике на прошлой неделе?”
2. Один из самых чтимых в католицизме святых св. Франциск Ассизский, собравшись с последователями своих идей, повелел одному из “братьев” (так называл он верующих) “говорить о Боге все, что внушил тому Дух Святой”. И только начал тот исполнять приказание, как святой Франциск “наложил на него молчание”.
3. В спорах и разногласиях, как вспоминают видные деятели правозащитного движения, мнение академика Андрея Дмитриевича Сахарова часто оказывалось решающим. Главную роль играли его безукоризненная честность и признаваемая всеми порядочность.
4. Профсоюзный комитет крупной фирмы объявил о готовящейся забастовке, вызванной невыполнением администрацией условий трудового договора. Рабочий пенсионного возраста в забастовке участвовать отказался. “Я согласен с требованиями профсоюза, но боюсь остаться без работы”.
5. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства.
6. Президент подписал указ об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел возражали против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении.
Обсуждение показывает, что отношения участников описанных в задании ситуаций строятся по принципу “господство – подчинение”. Один главенствует, проявляет свою волю, другой подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти.
Что касается различий, то они состоят в источниках власти и сферах воздействия. Речь идет о видах власти: семейной (первая ситуация), духовной (вторая ситуация), нравственной (третья ситуация), экономической (четвертая ситуация), информационной (пятая ситуация), политической (шестая ситуация).
Особое внимание следует уделить вопросу о политической власти. Большинство российских политологов полагают, что политическая власть представляет собой всякую организованную волю одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей. Если предназначение политики состоит в организации управления обществом, то политическая власть – это то главное, что реализуется, осуществляется политической сферой общества. Политическая власть удовлетворяет интересы, как правило, больших групп людей.
Политическая власть осуществляется главным образом средствами государственных органов и учреждений. Нередко понятие “политическая власть” отождествляют с понятием “государственная власть”. Это верно лишь в том случае, если считать, что власть в государстве осуществляют исключительно официальные органы власти (парламент, правительство, президент, король, суды, органы местного самоуправления, армия, полиция, налоговые службы). Другая точка зрения состоит в том, что к субъектам политической власти можно отнести средства массовой информации, промышленное лобби, олигархов и др. Порой эти институты власти более действенны, чем органы государства.
Как бы то ни было, государственная власть, хотя она и шире власти политической, составляет сердцевину, ядро последней. Можно сказать и по-другому: государственная власть является разновидностью власти политической. Основные отрасли государственной власти: представительная (законодательная), исполнительная и судебная.
Сильных учащихся целесообразно познакомить с основными признаками политической власти: легитимность (законность, общепризнанность) этой власти; ее верховенство над всеми иными силами общества; публичность (всеобщность); моноцентричность (единый центр принятия решений); многообразие ресурсов (интерес, убеждение, закон, обычаи, традиции, страх).

Комментарии к заданиям
Задание 2. Задание позволяет поставить вопрос о поведении толпы в условиях безвластия: в гражданскую войну, на временно оставленных и еще не занятых противником территориях, в период стихийных бедствий. Как правило, массы людей совершают разрушительные, насильственные действия.
Задание 4. В данном случае учащиеся выбирают между “умным” и “добрым”.

Комментарии к темам для рефератов, сообщений, дискуссий
1. Власть над собой и власть над людьми: что труднее?
Власть над собой требует большего труда, чем власть над людьми, особенно в том, что касается верности высоким нравственным принципам, гуманистическим убеждениям и др.
2. Всегда ли народ достоин своих правителей?
Довольно распространенное мнение – всегда. С ним можно и нужно поспорить. Народ не всегда выдвигает правителей, выбирает их. Диктаторы узурпируют власть. Народ не всегда может освободиться от неправедной власти.
3. Почему некоторые политики клянутся в верности закону, но отступают от “духа” и “буквы” последнего?
Так поступают политики, которых точнее назвать политиканами. Их предвыборные обещания являются не чем иным, как словесным фокусом, с помощью которого они обманывают доверчивых избирателей. Наступают политические будни, и выполнять обещания им становится либо невыгодным, либо невозможным. Политикан лишен нравственности, чтобы удержаться у власти, он легко нарушает общепринятые нормы, включая правовые.

Тема “Что такое политика?”
Цель урока: охарактеризовать политику как сферу жизни общества, дать представление о функциях политики и о политической системе.
Понятия для усвоения: политика, политическая власть, политическая система общества, функции политики.

Рекомендации по изучению нового материала
В дополнение к материалам параграфа уместно обсудить с учащимися вопросы о роли бюрократии в современных государствах и о связи политики и морали.
Логика обсуждения первого вопроса следующая. Бюрократия (чиновничество) представляет собой особый слой профессиональных управленцев, государственных служащих. Нужно лишь иметь в виду, что отношение к бюрократии в обыденном сознании скорее негативное, критическое, – как к волоките, “бумажной” работе, заорганизованности. Ученые и политики между тем признают в бюрократии одно из важнейших достижений современного государства. Она возникла в Европе в ХVI-ХVII вв. и явилась в тот самый момент, когда общество нуждалось в квалифицированных управленцах, готовых четко подчиняться установленной процедуре и выполнять возложенные на них функции. Главной доблестью чиновника, государственного служащего стало беспрекословное и точное исполнение предписаний и приказов. “Политика”, “государство”, “бюрократия” – понятия неразделимые.
Что касается второго вопроса, то учащиеся обращают внимание на следующее обстоятельство: на протяжении веков политика все дальше отходила от принципов и норм морали. Так было “удобнее” выполнить свойственные ей функции. Возник особый термин – “реальная политика”, подразумевающий политику, “освобожденную” от нравственных ограничений. В современной политологии популярна идея о том, что политика и мораль – это две различные сферы общества, прямо одна с другой не связанные.
Но, несмотря на очевидность негативных сторон реальной политики, необходимо понимать значение этой сложной, противоречивой, чрезвычайно важной и ответственной сферы общественной жизни, без которой современное общество существовать не может.
Следует помнить, что в гражданском обществе, в правовом государстве политика может и должна ориентироваться на нормы морали, традиции честного труда, уважения к людям, собственности, ценностям культуры.
Чрезвычайно важен вопрос о связи политики с другими сферами общества. На данном уроке этот вопрос ставится в общем виде, на последующих уроках взаимосвязь политики и морали, политики и права, политики и экономики уточняется и конкретизируется.

Комментарии к заданиям
Задание 1. Верное положение: “Когда усложнились отношения между людьми, особенно в экономической области, потребовались специальные силы, способные так или иначе урегулировать конфликты”.
Задание 2. Из приведенных высказываний ближе к истине второе: “Лучшее правительство то, которое правит меньше” (Т. Джефферсон). В развитом гражданском обществе многие регулирующие функции берет на себя само общество, а государство выполняет тот обязательный минимум, который реализовать не сможет никто, кроме профессионалов-управленцев, хорошо подготовленных, опытных, ответственных чиновников.
Задание 3. Качества, которые формирует у людей демократическая политика: дисциплинированность, свободомыслие, ответственность, доброта, справедливость, верность, смелость.

Комментарии к темам для рефератов, сообщений, дискуссий
1. Политика – искусство возможного: что это значит?
В политике опасно упорное стремление реализовать некий идеальный проект. Лишь тот политик, который учитывает реальные возможности общества, имеет шанс достичь успеха. Социальные эксперименты сопряжены с людскими страданиями и в конце концов отбрасывают общество далеко назад.
2. Что нужно сделать для того, чтобы политика и политики были нравственными?
Нужно, чтобы в обществе возобладал культ нравственных добродетелей.
3. Политика и право: что влиятельнее в современной России?
Пока российское государство не стало правовым, влиятельнее в нем, конечно, политика. Об этом говорят сила “телефонного права”, достигшая угрожающих масштабов коррупция, слабость законодательной и судебной ветвей власти и др.
4. Является ли школа политическим институтом?
Школа в первую очередь является институтом гражданского общества, осуществляющим задачи социализации – политической, в том числе – подрастающего поколения. Закон не допускает ведение политической деятельности в школе.

Тема “Формы правления: монархия”
Цель урока: раскрыть понятие “форма правления”, показать основные признаки монархии.
Понятия для усвоения: форма правления, монархия, самодержавие, тирания.

Рекомендации по изучению нового материала
Из курса истории учащиеся знакомы с понятиями “монархия” и “республика”. Задачи данного и следующего уроков состоят в том, чтобы привести уже имеющиеся у них представления в систему и обобщить их с позиции политической теории.
Как показывает опыт, учителю приходится преодолевать сложившиеся идеологические (следовательно, упрощенные) оценки. Монархии как форме правления в отечественном обществознании “не повезло”. В силу известных причин ей суждено было стать синонимом политической реакции, отсталости, своеобразного воплощения зла. Парадокс заключался в том, что республиканские режимы тоталитарного типа успешно использовали механизмы монархического правления. Достаточно вспомнить объем властных полномочий, которыми обладали Сталин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен и др.
Уместно обратить внимание учащихся на классификацию форм правления, данную Аристотелем. Интересен перечень правильных видов власти и их искажений. В частности, искажением монархии древнегреческий философ признавал тиранию. Вопросы к учащимся: чем тирания отличается от монархии? Какие причины ведут к перерождению монархии в тиранию? Почему монархическая форма правления не является отрицанием демократии и правового государства?

Комментарии к заданиям
Задание 1. Это весьма сложный вопрос, не имеющий однозначного ответа. Бесспорно, тираном был Иван IV Грозный. К просвещенным правителям большинство исследователей относят Екатерину II.
Задание 2. Людовик ХIV сформулировал ключевой принцип абсолютизма, Николай I обратил внимание на то, что даже самодержавный правитель не свободен от требований долга – перед обществом, страной.

Комментарии к темам для рефератов, сообщений, дискуссий
1. Возможно ли возрождение монархии в России?
Целесообразно предложить учащимся опережающее задание: найдите в средствах массовой информации материалы “за” и “против” возрождения монархии в России. Оно позволит придать обсуждению конкретный и аргументированный характер.
2. Монархи-злодеи и монархи-мученики.
Возможно, учащиеся вспомнят о Ричарде III, Иване Грозном и других тиранах. Из курса истории им известны судьбы монархов-мучеников – Людовика IХ, Александра II, Николая II и др.

Тема “Формы правления: республика”
Цель урока: охарактеризовать основные признаки республики как формы правления.
Понятия для усвоения: республика, президентская республика, парламентская республика.
Рекомендации по изучению нового материала
Текст учебника определяет логику урока: вводится понятие “республика”, обсуждаются достоинства и недостатки республиканской формы правления, дается характеристика форм республики.
Для закрепления представлений о республиканской форме правления целесообразно попросить учащихся дать свое толкование слов А. Гамильтона.
Вопросы для учащихся. Как, по мнению американского мыслителя, связаны идеи народовластия и республиканизма? Почему республиканские принципы не требуют подчинения любым желаниям большинства? Какие опасности сопряжены с безусловным следованием государства воле большинства? Последний вопрос заслуживает особого внимания. Полезно конкретизировать тезис о республиканских (парламентских) традициях в России.

Комментарии к заданиям
Задание 1. Основная причина состоит в эластичности, гибкости республики как политического института, в способности учитывать потребности эпохи.
Задание 2. Субъектами Российской Федерации является двадцать одна республика.
Задание 3. Признать справедливым положение, при котором доходы богатых и бедных различаются в сотни раз, нельзя. В то же время республика как форма правления предполагает наличие сложного механизма согласования воли и интересов различных слоев общества.

Комментарии к темам для рефератов, сообщений, дискуссий
1. Республиканские традиции в истории России.
Учащиеся говорят о новгородском и псковском вече, крестьянской общине и др.
2. Почему монархистам не нравится республика?
Проблемы и противоречия республиканской формы правления охарактеризованы в учебнике. Важно обратить внимание ребят на то, что критики, к сожалению, не затрудняют себя анализом ее достоинств.
3. За что республиканцы критикуют монархию?
Основные объекты критики: консерватизм, косность, приверженность устаревшим традициям, наследственный характер власти и др. Противники английской монархии критикуют королевский двор за роскошь, огромные затраты на его содержание.
4. Каковы достоинства и противоречия республиканской формы правления?
О достоинствах и недостатках подробно говорится в учебнике. Полезно предложить ребятам такой аспект проблемы: о каких достоинствах и слабостях республики как формы правления свидетельствует опыт современной России?

Тема “Политические режимы: демократия”
Цель урока: объяснить сущности демократического режима, рассмотреть достоинства и недостатки демократии.
Понятия для усвоения: демократия, либерализм, либеральная демократия.

Рекомендации по изучению нового материала
В начале урока целесообразно предложить учащимся дать самостоятельно определение понятия “демократия” на основе работы над схемой “Демократический режим”. В процессе обсуждения вырабатывается следующее определение: демократия – политический режим, основанный на признании народа источником власти. Признаки демократии: народовластие; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства (решения принимаются большинством голосов); гарантии основных прав человека; гарантии прав меньшинств; свободные и честные выборы; равенство всех перед законом; справедливое судопроизводство; конституционные ограничения правительства; социальный, экономический и политический плюрализм; терпимость, прагматизм, сотрудничество и компромисс.
Материал этого урока особенно важен. Переход от авторитаризма к демократии оказался для нашей страны сложным и болезненным. Первоначальное увлечение сменилось разочарованием. Именно поэтому необходимо обсудить с учащимися сильные и слабые стороны демократии, помня о том, что идеального политического режима не существует. При таком подходе становится очевидно, что в современном мире нет режима, способного стать альтернативой демократии.
Уместно организовать работу в группах над материалами рубрик “Калейдоскоп мнений” и “Это полезно знать”:
В чем видели слабости демократии Платон и Аристотель?
О каком понимании демократии говорил А. Линкольн? Согласны ли вы с ним?
О каких опасностях для демократии предупреждали А. Изгоев, Э. Севрус, К. Поппер?
Всегда ли мнение большинства обеспечивает оптимальное решение политических, социальных и иных проблем?
Почему понятие “права человека” чаще используется в отношении меньшинства, а не большинства населения?

Комментарии к заданиям
Задание 1. В российской истории самый яркий пример – октябрьские события 1917 г. Мировая история знает немало подобных примеров: приход Гитлера к власти – в 1933 г., военные перевороты в странах Латинской Америки и др.
Задание 2. “Свобода – это возможность делать то, что дозволено законом”.
Задание 3. Мысль о том, что сущность демократии состоит в защите меньшинства от большинства, близка представителям либерального направления. Вместе с тем в условиях демократии действует правило большинства.
Задание 4. Мопассан имел в виду, что тиран, обладая единоличной, не ограниченной ничем властью, может решительно и беспощадно действовать для достижения тех или иных целей. Если тиран умен, его деятельность соответствует объективным потребностям общества. Обратите внимание – писатель специально подчеркивает, что так бывает крайне редко.

Комментарии к темам для рефератов, сообщений, дискуссий
1. Демократия – добро абсолютное или вероятное?
Учащиеся без труда приходят к убеждению, что сама по себе демократия не является абсолютным добром. Она лишь создает условия для общественного благополучия.
2. Демократия и социализм.
Это очень сложный вопрос. С одной стороны, опыт “реального социализма” в СССР и восточноевропейских странах говорит о несовместимости этих явлений. С другой стороны, в программных документах современных социалистических и социал-демократических партий говорится о неразрывной связи подлинной демократии и социализма. Деятельность социалистических правительств в Германии, Италии, Великобритании, Франции в значительной степени подтверждает этот тезис.
3. Может ли народ реально править страной?
Если понимать слова о правлении народа буквально, то едва ли. Вместе с тем в условиях зрелой демократии народ имеет возможность прямо или через своих представителей влиять на политику правительства.
4. Демократия в России: история и современность.
Обсуждение этой темы может быть построено по следующему плану:
вечевая демократия в истории России;
сельский сход как форма крестьянской демократии;
великие реформы 60-70-х гг. ХIХ в.;
реформы начала ХХ в., Манифест 17 октября 1905 г., Государственная дума, свобода, деятельность политических партий, печати, собраний;
февральская революция 1917 г.;
демократические преобразования 90-х гг. ХХ в.
Целесообразно привлечь внимание ребят к достижениям (конституционные гарантии демократических прав и свобод, признание народа единственным источником власти, реализация принципа разделения властей и др.) и трудностям (отсутствие устойчивых демократических традиций, коррупция, слабость демократических процедур и др.).

Тема “Политические режимы: авторитаризм, тоталитаризм”
Цель урока: показать сущность тоталитаризма и авторитаризма.
Понятия для усвоения: тоталитаризм, авторитаризм, фашизм.

Рекомендации по изучению нового материала
Материал учебника целесообразно дополнить информацией о том, что политические режимы никогда не существуют в чистом виде. Это относится как к демократии, так и к тоталитаризму и авторитаризму. Что касается тоталитаризма, то едва ли не буквально он был претворен в жизнь только в Кампучии (Камбодже). Иначе поступают те приверженцы тоталитарного режима, которые умело камуфлируют полное подавление личности лозунгами о народной демократии, свободе от эксплуатации, государственном суверенитете и др. Кроме того, есть такие сферы жизни общества, которые остаются свободными от всепроникающего контроля (создание семьи, рождение детей и др.).
Элементы авторитаризма можно обнаружить даже в зрелых демократических системах. Критерий один – как ведет себя власть в ситуации, когда существует реальная опасность для нее самой.

Комментарии к заданиям
Задание 1. А – тоталитарный режим; Б – авторитарный режим; В – демократический режим.
Задание 2. Тоталитарный режим существовал или существует в Португалии, Испании, Китае, Румынии, Кампучии, КНДР, Ливии, России, Эфиопии, Италии, Монголии, Германии, на Гаити.
Задание 3. Вероятно, потому, что убеждены в совпадении их личных интересов и интересов народа и не считают свою власть диктаторской.

Комментарии к темам для рефератов, сообщений, дискуссий
1. Утверждение тоталитарных режимов: уроки истории.
История показывает, что тоталитарные режимы устанавливаются в странах, переживающих серьезные трудности. Нередко они утверждались в результате жестоких, разрушительных войн (Россия, Германия, Италия). Например, в Германии фашизм победил потому, что немецкий народ устал от послевоенных экономических трудностей, был унижен поражением в первой мировой войне и др.
2. Экономическая и политическая независимость личности: связь, взаимное влияние.
Связь несомненна. Влияние не всегда прямолинейно. В большинстве случаев политические взгляды человека определяются его экономическим и социальным положением. Но не столь уж редки примеры, когда богатые и принадлежащие к элите люди помогают борцам против богатства и неравенства, а бедные придерживаются убеждений в незыблемости и справедливости социальных контрастов.
3. Почему тоталитарный режим исторически недолговечен?
Причин много. Основная состоит в том, что едва ли не единственным ресурсом власти в условиях тоталитаризма является насилие, принуждение. Он угрожает безопасности граждан, не оставляет места для личной инициативы, не имеет механизмов, стимулирующих экономическое и социальное развитие.

Тема “Политические партии”
Цель урока: охарактеризовать партию как политический институт, дать классификацию партий по степени организованности, политической направленности и т.д.
Понятия для усвоения: политическая партия, парламентская партия, массовая партия, партия политического центра.

Рекомендации по изучению нового материала
По данной теме дидактически целесообразно построить основную часть работы на обсуждении двух вопросов: партии и политическое многообразие; особенности партийной системы в демократических странах.
Политическое многообразие (плюрализм) является одним из признаков современной демократии. Понятно, что в условиях политического плюрализма, борьбы за власть и влияние в обществе роль политических партий многократно возрастает. Они являются универсальной формой организации сторонников тех или иных идей и интересов и именно поэтому обеспечивают возможность решать сложные вопросы общественной жизни цивилизованным путем.
Многопартийность – не панацея, как казалось многим россиянам десять лет назад. Но она позволяет обществу развиваться таким образом, чтобы неизбежные конфликты и противоречия не угрожали насилием и бедствиями.
Что касается вопроса об особенностях партийной системы в демократических странах, то его можно сформулировать иначе: какие партии нужны демократическому обществу? Этот вопрос решается самой жизнью. Тенденция заключается в усилении роли партий политического центра. Достаточно обратиться к списку партий в избирательных бюллетенях на выборах в Государственную Думу в декабре 1999 г.

Комментарии к заданиям
Задание 2. Коммунистическая и отчасти либерально-демократическая партии – массовые; остальные – парламентские.

Комментарии к темам для рефератов, сообщений, дискуссий
1. Какая система наилучшая: однопартийная, двухпартийная или многопартийная?
Корректный ответ: та, которая не устанавливает монополию одной партии на власть (неоднопартийная).
2. Вступление в партию: “за” или “против”.
Решение о вступлении в партию зависит от особенностей политической культуры граждан. Большое значение имеют личностные психологические особенности: характер, темперамент, честолюбие и др. Понятно, что многое определяется политической активностью человека.
3. Партия любителей пива: политическая шутка или прообраз политического будущего?
С одной стороны, в истории создания этой партии немало от политической мистификации, пародии на “серьезное” партийное строительство. С другой – партии создаются не только на политической платформе, играет роль общность иных интересов. Накопленный опыт совместной деятельности может оказаться полезным в будущем в реальной политической борьбе.

Анатолий НИКИТИН,
кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте