В составленной мною для учеников 10-11-х классов программе «Культура речи. Языковые нормы русского языка» реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. В задачи этого курса входит: совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка.
Дело в том, что, изучив материалы печати по русскому языку, я пришла к выводу: строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его тайны. В развитии потенциальных возможностей школьников на помощь должны прийти внеклассные занятия. Они способствуют развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствуют навыки лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития учащихся. В ходе занятий у ребят формируются не только познавательные способности, но и такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путем коллективного обсуждения, столкновения и соотнесения разных точек зрения. Моя программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит для подготовки учащихся к единому государственному экзамену. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей. Методика мозгового штурма позволяет отработать, углубить и систематизировать знания о языке и речи. Каждое занятие включает обязательные формы: практикум, лабораторную работу, задания по развитию речи. Непременно учитываются психологические особенности старшеклассников. Занятия помогают обогатить знания учащихся, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык. Дети с удовольствием повышают культуру речи с помощью моей программы, обогащают словарный запас, отрабатывают навыки пользования справочной литературой.Надежда ШАНДРЕНКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №31 с углубленным изучением отдельных предметов города Нижнекамска
Комментарии