В Госдуме РФ прошли парламентские чтения «Проблемы законодательства, регулирующего положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Разговор шел о возможных поправках в уже принятый 24 апреля 2008 года, несмотря на сопротивление общественности, Закон №48 «Об опеке и попечительстве».
В последнее время я чаще хожу на «круглые столы» и парламентские слушания, организуемые Комитетом по делам семьи, женщин и детей. Комитет во главе с Еленой Мизулиной не обходит самые острые и болевые точки, не боясь поставить их обсуждение на повестку дня, привлечь к этому широкую общественность. Предложения «круглых столов» и парламентских слушаний всегда весьма конкретны, серьезны и, что самое важное, могут быть реализованы на практике. То есть постоянно идет своеобразный «мозговой штурм» с участием представителей регионов.
Вот и на этот раз на парламентских слушаниях были представлены 64 региона – от Дальнего Востока до Подмосковья. Причем приехали и специалисты, знающие проблематику работы с детьми-сиротами, и активно участвовали в обсуждении ученые, представители общественных организаций. Ни одно мероприятие комитета не обходится без председателя комиссии Общественной палаты РФ по социальному и демографическому развитию Александры Очировой, директора Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития Ольги Шараповой. Отрадно, что всегда «круглые столы» и парламентские слушания ведет заместитель председателя Госдумы РФ Надежда Герасимова, считающая своим депутатским долгом такие встречи с общественностью.
На этот раз в парламентских слушаниях с очень серьезным докладом выступила Алина Левитская. О результатах многолетней научной работы рассказала проректор «Столичной финансово-гуманитарной академии» профессор Галина Семья.
В результате были предложены поправки в закон, предусматривающие, в частности, придание образовательным организациям и организациям, оказывающим социальные услуги, полномочий сопровождения семьи с детьми. Кроме того, предложено изложить часть третью статьи 32 таким образом: «Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье, заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу». Как и законы субъектов РФ, которые предложено сохранять в силе до того, как истечет срок действия последнего договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью или о патронатной семье.
Самое интересное, что при обсуждении поправок выступила эксперт комитета, представляющая в то же время Администрацию президента. Она сказала примерно следующее: дескать, куда вы со своими поправками, ведь закон был одобрен на самом высоком уровне, его читал даже нынешний президент РФ, и закон ему понравился. На что Елена Мизулина довольно резко напомнила о существующих договоренностях по взаимодействию законодательной и исполнительной власти. Она выразила уверенность, что и обществу удастся заставить даже этого юриста работать над совершенствованием закона с учетом мнений субъектов РФ. Слова Мизулиной аудитория встретила бурными аплодисментами.
Теперь комитет приступит к работе: будут изучены, проанализированы все высказанные мнения представителей регионов, затем составлен проект поправок в закон, текст отошлют в регионы с тем, чтобы исполнительная власть субъектов РФ изучила его и высказала свое мнение и на этот счет, в Администрацию Президента РФ, в Правительство РФ. Только после получения комментариев, заключений и предложений комитет передаст доработанный законопроект на рассмотрение Госдумы РФ. Остается надеяться, что в конце концов страна получит закон, необходимый для работы и обеспечения благополучной жизни обездоленных детей.
Виктория МОЛОДЦОВА
Надежда ГЕРАСИМОВА, заместитель председателя Государственной Думы РФ:
– С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья – источник любви, уважения, привязанности. Благополучие семьи – мерило развития и прогресса страны, благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Международный день защиты детей – напоминание взрослым о необходимости соблюдения прав детей на жизнь, на свободу мнения и религии, на образование, отдых и досуг, на защиту от физического и психологического насилия, на защиту от эксплуатации. Уже сегодня увеличилось более чем в два раза количество детей-сирот, устроенных на воспитание в приемные семьи, на 14% – детей, усыновленных российскими гражданами.
Неблагополучие в семье пополняет ряды безнадзорных и беспризорных детей. Бедность, безответственное отношение родителей к воспитанию и образованию детей, пьянство, жестокое отношение к детям, распад семей, большое количество неполных семей – вот неполный перечень причин, которые приводят к крайне негативным тенденциям. В 2007 году на учете в органах соцзащиты населения стояли 274,8 тысячи семей, находящихся в социально опасном положении, в которых проживали 489,5 тысячи детей. В этой ситуации уместно говорить о практике раннего выявления и вмешательства в кризисные ситуации в неблагополучных семьях.
Президент России 26 марта 2008 года подписал Указ о создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На обеспечение его деятельности в федеральном бюджете предусмотрено выделение 5,2 миллиарда рублей. Основная задача фонда – содействие разработке и практической реализации мер поддержки семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, он будет поддерживать практические меры в области демографической семейной политики в регионах.
В весеннюю сессию Госдума РФ рассмотрит законопроекты по внесению изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части снятия возрастных ограничений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предоставлении им полного государственного обеспечения до окончания обучения в образовательных учреждениях. Кроме того, предлагается в этот законопроект внести изменения в статью, касающуюся дополнительных гарантий права на труд. Дети-сироты получат право на пособия по безработице в течение 6 месяцев в том случае, если они участвовали в программах временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет по направлению органов службы занятости.
Алина ЛЕВИТСКАЯ, директор Департамента воспитания, дополнительного образования
и социальной защиты Минобрнауки РФ:
– Наше министерство провело анализ состояния регионального законодательства, регламентирующего деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних. Практически все субъекты РФ приняли такие законы, кроме Республики Дагестан и Республики Ингушетия. Согласно рекомендациям Минобрнауки РФ была в среднем в два раза увеличена численность работников органов опеки и попечительства, но в целом численность работников в России не соответствует целям и задачам этих органов. Мы полагаем, что приемлемый норматив, позволяющий качественно организовать работу по опеке и попечительству, – одна штатная единица на не более чем 2 тысячи детей в городе и на не более 1500 детей в сельской местности.
Очень важен вопрос выплаты пособия на содержание детей, переданных под опеку или в приемную семью. Здесь есть причины, сдерживающие эффективное освоение федеральных средств и выплату единовременного пособия при устройстве детей в приемные семьи. В соответствии с установленным порядком пособие выплачивается по месту жительства родителей в 10-дневный срок не позднее шести месяцев с момента обращения за его назначением. Поэтому орган, осуществляющий назначение и выплату пособия, должен быть максимально приближен к месту жительства гражданина и оперативно распоряжаться финансовыми средствами, иметь полномочия передавать право назначения и выплаты пособий органу местного самоуправления. Однако такие полномочия Федеральным законом №207 от 2007 года не предусмотрены. Минобрнауки РФ разработал проекты концепции и технического задания проекта федерального закона, предусматривающего возможность передачи полномочий по выплате органам местного самоуправления, а также увеличения срока, в течение которого граждане смогут обращаться за пособием.
Очень важна работа по передаче детей в патронатные семьи. Однако некоторые нормы, регламентирующие передачу детей на патронатное воспитание, в закон №48 от 2008 года не вошли. Патронатное воспитание – нынче востребованная и достаточно эффективная форма работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, поэтому необходимо еще раз рассмотреть вопрос об уточнении понятий и порядка передачи детей на патронатное воспитание в федеральном законодательстве.
Несмотря на существенное увеличение количества детей, переданных на усыновление и иные формы семейного устройства в семьи российских граждан, все еще актуальной остается проблема упорядочения усыновления детей и гражданами РФ, и иностранными гражданами. Минобрнауки РФ разработал проект федерального закона «О внесении изменений в статью 126.1 Семейного кодекса РФ», который предполагает исключить незаконную посредническую деятельность граждан, имеющих доступ к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, закрепляет норму относительно того, что сотрудниками представительств соответствующих иностранных организаций не могут быть работники воспитательных, образовательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должностные лица и работники органов и организаций РФ, осуществляющих работу по усыновлению детей, а также их супруги и близкие родственники обоих супругов. В нынешнем году Минобрнауки РФ ведет работу над проектом федерального закона «О внесении изменений в Семейный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ и ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» в части отмены так называемого независимого усыновления, а также в целях осуществления более тщательного отбора кандидатов в усыновители и углубленной подготовки иностранных граждан к приему ребенка в семью, установление для такой категории граждан обязательного прохождения психологического обследования и специальной подготовки к приему ребенка на воспитание в семью.
Наше министерство также разработало проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статью 57 Жилищного кодекса РФ», который должен уточнить положения, связанные с реализацией права детей на предоставление жилья и получение образования, устранить разночтения, выявленные в процессе реализации отдельных норм закона. Этот законопроект предлагает детям выбирать место, где они будут обеспечиваться жилой площадью: это может быть либо место жительства, либо место регистрации их рождения.
Очень важен, на мой взгляд, и проект закона «О внесении изменения в статью 20 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» (в части выезда из РФ детей, оставшихся без попечения родителей, на отдых и оздоровление). Сегодня порядок выезда детей на отдых и оздоровление за пределы РФ законодательством не урегулирован. Поэтому бывают случаи, когда наряду с экскурсионными турами, направленными на расширение кругозора детей, организовываются поездки, основная цель которых знакомство детей с потенциальными иностранными усыновителями, а также случаи несвоевременного возвращения или даже невозвращения детей из иностранных государств в детские учреждения России. Мы предлагаем организовывать выезд детей на отдых и оздоровление за пределы РФ только юридическим лицам при наличии разрешения органа опеки и попечительства на выезд из России в порядке, установленном Правительством РФ.
Комментарии