С 1997 года августовские республиканские конференции проводятся в городах Башкортостана, добившихся определенных успехов в образовательной сфере. На этот раз честь принимать гостей со всей республики выпала Стер-литамаку. Все участники конференции, а ими стали не только педагоги, директора образовательных учреждений и ректоры вузов, начальники управлений образования районов и округов республики, но и главы и заместители руководителей муниципалитетов, смогли увидеть достижения системы образования крупного города. В программу совещания были включены помимо традиционного пленарного заседания посещение лучших школ и выставка инновационной деятельности учреждений образования региона.
Стерлитамак: есть чем гордиться
Система образовательных учреждений Стерлитамака одна из наиболее крупных в регионе. В нее входят 58 дошкольных учреждений, 28 школ, 6 гимназий, 3 лицея и 8 учреждений дополнительного образования, действуют Центр развития творчества детей и юношества и межшкольный комбинат. В сфере образования Стерли-тамака задействованы порядка 4 тысяч педагогов. Средний возраст работника образовательной сферы – 39 лет, средний стаж – 15 лет. Большой процент учителей получают второе высшее образование, немало имеющих звание кандидата педагогических наук.
Образование – приоритетное направление социальной политики Стерлитамака. Ежегодно более половины городского бюджета расходуется на поддержание сферы, привлекаются дополнительные источники финансирования. Решая проблему обеспечения дошкольников местами в детских садах, Стерлитамаку удалось в короткие сроки организовать строительство новых и ремонт старых зданий под дошкольные учреждения, благодаря чему в самом скором времени здесь откроются еще 8 детсадов.
В качестве поддержки малоимущим семьям, дети которых в возрасте от полутора до пяти лет не посещают детские сады, из местного бюджета выплачивается пособие. В качестве дополнительной формы организации дошкольного воспитания в городе действуют группы кратковременного пребывания при санаториях и детских садах.
Все больше школ в Стерлитама-ке становятся доступными для инвалидов. Появляются удобные пандусы, расширяются дверные проемы. В школе №24 действует филиал республиканского Центра дистанционного обучения, в котором 60 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на юге Башкортостана, работают с педагогами при помощи скайпа.
Информационно-методический центр Стерлитамака координирует методическую и экспериментальную работу образовательных учреждений, проводит диагностику профессиональных и информационных потребностей педкад-
ров, осуществляет экспертизу учебно-методических разработок и программ. Для работы с одаренными детьми на базе ИМЦ установлен единственный в республике многофункциональный интерактивный кабинет, оснащенный электронной системой тестирования усвоенного материала в режиме реального времени.
Здоровье подрастающего поколения – большая ценность для Стерлитамака, поэтому особое внимание уделяется здесь развитию массового спорта, повышению интереса ребят к здоровому образу жизни.
О чем говорил президент
Совещание вел лично президент Башкортостана Рустэм Xа-митов. Глава республики задал тон всему заседанию, призвав докладчиков больше говорить не
0 достижениях, а о проблемах отрасли. Однако при этом уточнил, что нужно не только критиковать, но и стараться предлагать конструктивные пути выхода из ситуации. И сам же первый обозначил целый ряд проблем и задач, стоящих перед руководством муниципалитетов, управлений и отделов образования.
За прошедшие два года в образовательной сфере республики сделано немало. За счет уплотнения, открытия детских садов в пустующих классах школ в сельской местности удалось получить около 10 тысяч новых мест. В текущем году на строительство дошкольных учреждений направлено 4,5 миллиарда рублей. К началу учебного года готовятся к сдаче в эксплуатацию 50 детских садов, то есть около 11 тысяч новых мест. Здания современные, многие из них с бассейнами. Одно место в детском саду обходится от 500 тысяч до
1 миллиона рублей. Руководство республики не останавливается на достигнутом. Министерству образования и главам администраций дано задание искать дополнительные возможности по развитию частного предпринимательства в сфере дошкольного воспитания, поощрять создание новых учреждений частного типа. По словам президента Xамитова, окончательно проблема очередей в детские сады должна быть решена в ближайшие 2-3 года.
Однако на первый план выходит другая проблема – заработная плата работников детских садов. Уже к концу следующего года органам исполнительной власти Башкортостана предстоит приблизить ее к среднереспубликанской по экономике.
Еще одна проблема, обозначенная президентом, – неэффективное расходование средств. Система образования республики получила в этом году 45 миллиардов рублей – это почти треть республиканского бюджета. 5,5 миллиарда из них израсходованы неэффективно. Удаленность населенных пунктов друг от друга не позволяет довести до конца реструктуризацию образовательных учреждений: в республике 150 классов, в которых учится по одному ученику, в 300 классах – по два ученика, около 600 классов с тремя учащимися.
По словам Рустэма Xамитова, растет бюрократический аппарат, разрастается структура, финансирующаяся через систему образования. При этом она не делает того, что должна делать. В результате денежный поток не дает решения проблемы. Стоимость обучения одного ученика в некоторых районах обходится в 500 тысяч рублей.
А еще, по словам Рустэма Xами-това: «Нужен другой масштаб, создание сверхкрупных современных республиканских университетов. В сельском хозяйстве задействовано 40 процентов трудоспособного населения Башкирии, тогда как во всем мире только пять процентов кормят немаленькие государства. В том, чтобы этих людей вовлечь в новую экономику, велика роль науки, университетов, образования. Жизнь другие ставит задачи. Мы должны им соответствовать, если мы хотим быть успешными».
Для многих присутствовавших выступление первого лица республики стало и неожиданным, и обнадеживающим, поскольку в нем прозвучали мысли, близкие всему педагогическому сообществу. Выступление Рустэма Xамитова, вышедшего, по его собственному признанию, из учительской семьи, продемонстрировало его горячую заинтересованность в улучшении качества образования и положения учительства и осведомленность в состоянии дел в высшей и средней школе.
Выступление министра образования республики Альфиса Гаязо-ва тоже отличалось конкретикой и конструктивным подходом к решению проблем. Глава ведомства сообщил, что в каждом районе и городском округе республики уже разрабатываются муниципальные программы поэтапного снижения неэффективных расходов и к концу года задача, поставленная президентом, – добиться 20-процентного снижения – будет решена. Все сэкономленные средства останутся в отрасли и пойдут на повышение зарплаты учителям. Альфис Суфиянович отметил, что на развитие вариативных форм дошкольного воспитания из бюджета уже направлено 24 миллиона рублей. Одну из главных своих задач министр видит в обеспечении социальных гарантий, а также трудоустройстве педагогов, высвобожденных в связи с закрытием малокомплектных школ.
Надежда Башкирии
В республике уделяется особое внимание работе с одаренными детьми. Успешно действуют республиканская целевая программа «Одаренные дети», в районах и городах – соответствующие муниципальные программы, предусматривающие различные формы поощрения одаренных детей и и х наставников. Реализация этой программы дает свои результаты. С 2009 года по количеству победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников Башкортостан входит в десятку лучших регионов.
В нынешнем году победителями и призерами стали 30 школьников республики. В составе сборных команд в заключительном этапе выступили 84 человека. Семеро стали победителями.
Двадцать два ученика вошли в список призеров всероссийских олимпиад. Четверо – в олимпиаде по обществознанию, еще четверо -по праву. Наибольшее число призовых мест у башкирских школьников в олимпиаде по ОБЖ. По два призера в олимпиаде по экологии и географии. Есть призеры в олимпиаде по литературе, информатике, английскому языку, биологии, физике и МXК.
Значительны успехи школьников Башкортостана в не менее значимых интеллектуальных состязаниях. Семь школьников стали победителями и призерами олимпиады «Покори Воробьевы горы» (МГУ имени М.В.Ломоносова), двое победили в финале Всероссийской олимпиады по финансовому рынку для старшеклассников. Один ученик стал призером конкурса «Юношеская восьмерка в России-2012». Победителем финала Всероссийской гуманитарной телевизионной олимпиады МГИМО «Умники и умницы» стал 11-классник школы №3 города Учалы Рустам Яумбаев. Теперь он студент МГИМО.
Дискуссионный формат
В рамках совещания впервые за всю историю республиканских августовских совещаний была организована работа дискуссионных площадок по разным темам и направлениям образовательной деятельности. Дискуссионные площадки как одна из форм проведения августовских конференций были предложены Институтом развития образования республики.
Таких площадок было пять. Меры по реализации государственной политики в области образования обсуждали главы администраций и городских округов. О социализации детей в рамках общенациональной системы выявления и развития талантов говорилось на дискуссионной площадке, организованной для заместителей глав администраций муниципальных районов и городских округов. Совершенствованию территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования уделили внимание руководители учреждений профессионального образования, а председатели территориальных профсоюзных организаций обсуждали тему социальных гарантий учителям и проблемы аттестации педагогических работников. Приятно было видеть, что председатель Башкирской республиканской организации Профсоюза работников образования и науки Светлана Пронина в своем выступлении, посвященном анализу первых итогов аттестации, цитировала «Учительскую газету», держа в руках июльский номер.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволило организовать видеосвязь с Сибайской гимназией и Центром детского творчества Та-тышлинского района РБ, которые поделились своим опытом решения обсуждаемых проблем в он-лайн-режиме.
Комментарии