search
main
0

Мозг или сердце? «Изюминка» работы – психологическая поддержка

«Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов в условиях консалтингового комплекса «Интернет-школа» – с такой темой коллектив МОУ гимназия №4 Великого Новгорода стал в 2003 году победителем федерального конкурса культурно-образовательных инициатив. Гимназия получила статус федеральной экспериментальной площадки, работающей по данной тематике. Чем отличается методическая работа в этом учебном учреждении и что изменилось в гимназии после присвоения ей нового статуса? Елена МЕДНИК, заместитель директора 4-й гимназии по научно-методической работе рассказывает об этом так.

– В последние годы чаще организуются разнообразные педагогические семинары и тренинги на базе гимназии. Мы можем поделиться с учителями города и области разработками авторских программ наших педагогов, рассказать о системе работы с одаренными учениками, внедренных у нас новых технологиях модульного обучения, модульно-коллективного обучения, информационно-коммуникационных технологиях. Только за полтора месяца с начала этого учебного года на базе нашей гимназии прошло уже три семинара для педагогов областного центра.

Внутри гимназии в помощь преподавателям создана целая методическая структура. Она включает в себя методические объединения преподавателей истории, иностранного языка, физкультуры, творческие группы учителей русского языка и литературы, мастер-классы по изо, педагогическую мастерскую «Школа-2100» для учителей начальных классов, консультационные пункты, информационный центр поддержки педагогов по применению новых информационных технологий, городской ресурсный центр методического сопровождения средствами информационных ресурсов и два городских объединения учителей биологии и общественных наук.

Методический кабинет в нашей гимназии можно назвать мозгом всего учебного учреждения. Здесь вырабатываются идеи, планируется работа над темами самыми насущными, которые давно уже назрели, являются проблемой или потребностью. Так, например, последней темой, над которой работало методическое объединение преподавателей иностранного языка, стало создание благоприятной обучающей среды для учеников. Как заинтересовать ребенка в изучении иностранного языка? Одно из предложений педагогов, выработанных на заседаниях методического объединения, – это совет учителям не ставить двойки и тройки за плохо выученный урок, дать возможность ученику исправиться и обязательно хвалить его за достигнутый результат. Эти и другие идеи по мотивации учения, борьбе с неуспеваемостью вошли в специальные памятки для педагогов – такие памятки распространяются среди учителей по всем предметам, каждый может найти в них полезные для себя мысли.

Методические объединения гимназии активно работают в последнее время и над такой насущной темой, как использование индивидуального подхода к ученикам. Классы в нашей гимназии большие, переполненные. Дифференцированный подход в таких условиях приобретает особое значение. Понравилось нашим учителям внедрение тестовых заданий разного уровня, выбрать которые – задача самого ученика. Учащийся определяет, с каким заданием он мог бы справиться (для этого тестовые карточки даже окрашиваются в разные цвета), и от урока к уроку повышает свою планку, выбирая тест все более высокой сложности.

Особенность нашего педагогического коллектива, которую отмечают все посетители гимназии, – дружественная, спокойная обстановка, комфортное сосуществование. Трудно сказать однозначно, что тому причиной – мудрость педагогов (средний возраст наших учителей – 44 года), особая политика руководства или настрой на сотрудничество, частным проявлением которого является и плодотворная работа методических объединений? У нас очень развита система стимулирования труда учителей. Например, если в течение учебного года учитель ни разу не был «на больничном» – он получает дополнительную неделю к отпуску. Награждаем за все, за что только можно награждать. Внутришкольные «Положения о материальном и моральном стимулировании педагогов» сейчас, конечно, разработаны в каждом общеобразовательном учреждении. Но какие пункты в них содержатся и как они выполняются – в этом отношении ситуация везде разная. У нас, например, внутришкольным Положением назначены доплаты классным руководителям и учителям-предметникам, ученики которых являются отличниками. Из фонда экономии заработной платы выделяется единовременное вознаграждение к праздникам, юбилеям. Учителя материально поощряются за результаты предметных олимпиад, спортивных и культурных мероприятий, победы на конкурсах, смотрах, фестивалях, выставках; за качественный выпуск учащихся четвертых, девятых и одиннадцатых классов; за результаты инновационной деятельности.

Кстати, авторские программы созданы у 10 преподавателей гимназии. Звание педагога-исследователя имеют 15 человек. А всего в гимназии работают 77 педагогов.

Особый колорит

Методическую работу учителей изобразительного искусства в гимназии возглавляет Лариса РЫЖЕНКОВА – заместитель директора по художественному направлению. Художественное отделение, одно из четырех в гимназии, существует здесь уже 10 лет. Таким образом, Лариса Анатольевна имела возможность апробировать в течение долгого времени в стенах родной школы свою авторскую программу «Рисунок. Живопись. Композиция». Сейчас эта программа утверждена областным экспертным советом.

– Я расширила для наших условий государственную программу по изо, – рассказывает Лариса Рыженкова. – По госпрограмме на уроки изо выделяется всего 1-2 часа в неделю. А нам мало такого количества, и, кроме того, по предметам, например, «живопись», «композиция», должны быть совершенно разные уроки!

Сейчас в расписании художественного отделения гимназии – 5 уроков изо в неделю плюс по одному уроку на историю искусств с 8-го класса и дизайн с 10-го класса, итого получается семь уроков. Пять основных уроков изо ведутся по предметам «рисунок», «живопись» и «композиция». Чтобы успеть как можно больше, программа Рыженковой предусматривает интеграцию – например, если на уроке по предмету «рисунок» учащиеся рисуют человека, обращая внимание на пропорции тела, то на уроке живописи при изображении человека акцент делается на форме и колорите. Следующий урок, по предмету «композиция», позволяет правильно расположить фигуру человека на картине.

Обучение элементам программы Рыженковой ведется для учителей области на методических семинарах в гимназии №4. Лариса Анатольевна считает большим достижением тот аспект, что на методических занятиях она может порекомендовать начинающим педагогам объем требований, которые они должны предъявлять по программе изо к своим ученикам.

– Иногда начинающий учитель, особенно тот, кто имеет художественное, а не педагогическое образование, завышает требования к своим подопечным, – объясняет Лариса Рыженкова. – Мы с преподавателями изо в гимназии в течение многих лет отслеживали уровни доступности преподавания материала на всех классах. Эти методические наработки позволяют нам давать рекомендации другим педагогам.

Великий Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте