Придя в педагогический колледж №18 «Митино», я даже не слышала о движении WorldSkills, которое, оказывается, довольно активно развивается в нашей стране в течение последних лет. Учась на первом курсе, не представляла, что однажды на мою долю выпадет такая честь – представлять наш колледж на данных соревнованиях. Но это время пришло, и я, студентка 3-го курса, выступила конкурсантом по компетенции «Преподавание в младших классах».
Чемпионат WorldSkills Russia «Московские мастера» являл собой восемь различных практико-ориентированных заданий: «Устное эссе», «Подготовка и проведение фрагмента урока по одному из учебных предметов», «Разработка и проведение фрагмента внеурочного занятия с элементами робототехники», «Подготовка и проведение интерактива для родителей первоклассников», «Разработка и представление учебной презентации к мероприятию образовательного процесса», «Решение ситуативной педагогической задачи», «Подготовка и размещение материала для персонального сайта учителя».На протяжении трех конкурсных дней мы, студенты различных педагогических колледжей и университета, соревновались между собой в профессионализме. Это действительно оказалось непросто: каждое учебное заведение представлял сильный и квалифицированный конкурсант, и любой из соперников имел полное право называться лучшим в своей профессии. Наше умение справляться со стрессовыми ситуациями, владение теорией и практикой, поведенческий стиль и педагогическая компетентность демонстрировали уровень подготовки и влияли на выполнение модулей.На площадке чемпионата и в комнате участников царила приятная атмосфера, конкурсанты «Московских мастеров» были внимательны и добры друг к другу, и это понимание, молчаливая поддержка помогали справляться с волнением. Также хочется упомянуть и поблагодарить организаторов площадки и технических экспертов, без их поддержки было бы сложнее освоить новое оборудование.Научу за пять минутЗдесь же хочется отметить ориентир на соответствие заданий школьной программе: в первый день чемпионата, например, мы проводили фрагмент урока по окружающему миру на тему «Разнообразие животных», которую действительно согласно КТП начальной школы ученики 3-х классов проходят в ноябре. Также мы показывали мастер-класс «Научу за 5 минут», нужно было создать с учениками или их родителями какую-либо поделку. Завершало этот день «Московских мастеров» задание «Устное эссе», где нам необходимо было написать короткое сочинение по выбранной теме и изложить его экспертам с неким элементом творчества. В своем выступлении я задействовала образ парусника, кормой которого являлась проблема, которая обсуждалась в моем эссе, а парусами – тезис, аргументы и вывод.Второй день – самый объемный по времени подготовки заданий и их представления – включал в себя три задания: внеурочное занятие, презентацию методического обеспечения и решение педагогической ситуации. Все соответствуют реальной деятельности учителя, и выполнять их было интересно и увлекательно.При проведении внеурочного занятия мы с учениками 3-х классов собирали робота из набора Lego WeDo 2.0, показывая умение работать в группах и знание различных деталей «Лего».Во втором модуле – создание презентации по произведению Валентины Осеевой «Волшебное слово» – нам довелось продемонстрировать свои знания программы Microsoft PowerPoint, способность организовать работу с отсутствовавшим на уроке учеником для его ознакомления с пропущенной темой. Данное задание предполагало знакомство ученика и с текстом произведения, и с краткой биографией автора для общего развития, и упражнения на закрепление и обобщение знаний по прочитанному рассказу. Помимо этих этапов в презентацию можно было включить зарядку для разминки ученика, словарную работу для выяснения значения незнакомых слов, интерактивную работу совместно с родителями ученика.Сотрудничаем с родителямиПоследний модуль второго конкурсного дня – решение ситуативной педагогической задачи, представленной в виде короткого ролика. Просматривая ролик и анализируя заключающийся в нем конфликт, мы должны были определить проблему, выявить ее возможные причины и предложить способы выхода из возникшей ситуации.Заключительный день чемпионата, являвшийся также днем его закрытия в стенах нашего педагогического колледжа, содержал всего два задания. К выполнению первого – проведение интерактива для пап и мам первоклассников – каждый из участников подошел очень творчески. Интерактив – это ведь тесное взаимодействие между родителями учеников и их учителем, так что конкурсанты придумали и грамотно оформили несколько различных способов совместной работы.Самым сложным для меня оказался последний модуль – «Подготовка и размещение материала для персонального сайта». Посредством жеребьевки определили тему сайта учителя – «Береги природу!», а это значило, что вся информация должна соответствовать экологической тематике. Сложно было за час и двадцать минут подобрать необходимый спектр методической и познавательной информации для посетителей web-ресурса, сложно было справиться с новой для конкурсантов платформой Wix.ru, но, как показала практика, мне это оказалось под силу. Представляя свой сайт, я очень нервничала и переживала: а все ли вышло верно, а все ли действительно понятно и доступно будет моим воображаемым ученикам и их родителям?Безусловно, в работе были ошибки, но тот результат, которого удалось достичь, обрадовал меня. Могу сказать, что при дальнейшей подготовке с удовольствием уделю этому заданию больше времени и сил. Ведь, учитывая то, что живем мы в веке технологий, персональный сайт – это та вещь, которой должен владеть любой учитель.Также хочу заметить, что для каждого из представителей педагогического колледжа №18 «Митино» на чемпионате WorldSkills – а помимо меня в нем участвовали еще двое: Гульнара Бетрединова выступала в компетенции «Дошкольное воспитание», Евгения Нехорошева защищала честь колледжа в номинации «Физическая культура и спорт» – очень важен был тот факт, что родной колледж болел за нас всей душой. Приятно было осознавать поддержку директора Светланы Ильиничны Васильевой, преподавателей, студентов-сокурсников и волонтеров, которые старательно выполняли задания на чемпионате. Конечно, в ответ мы платили тем же – пытались находить минутку, чтобы пообщаться перед следующим конкурсным днем, поделиться настроем. Обязательно говорили друг другу теплые слова и при любом удобном случае благодарили преподавателей и студентов колледжа за помощь и веру в нас. Во время чемпионата особенно важно было ощущать себя частью большой семьи и понимать, что у тебя есть опора.Настоящие марафонцыКонкурсные дни на самом деле требовали огромной выдержки, терпения, стойкости, выдохнуть получилось, лишь сидя на награждении 22 ноября 2017 года. Только тогда наконец пришло осознание: все уже закончилось, вот-вот объявят результаты. Очень волновалась, сложно ведь объективно оценивать собственные выступления, казалось, что выполнить удалось не все, что было возможно. А еще я тревожилась за конкурсанток в других компетенциях, для каждой из наших студенток искренне хотелось заслуженной победы.Объявление победителей вызвало ажиотаж в наших рядах. Неожиданно и крайне приятно было услышать свою фамилию. Замечательно было стоять на сцене, смотреть против света софитов в зал и думать: «Я смогла. Я заслужила. Я показала. Я доказала». Ведь действительно доказала, что настоящий учитель и специалист своего дела.Стать первым в Москве за 2017 год большая честь, и нам с Евгенией Нехорошевой, победительницей в компетенции «Физическая культура и спорт», это удалось. Мы очень надеемся, что эта победа не конечный итог, а лишь начало пути к еще большим свершениям и высотам. А Гульнара Бетрединова совершенно точно сумеет завоевать золотую медаль на следующем чемпионате WorldSkills Russia, хотя для нас она уже состоявшийся московский мастер.Сравнивая WorldSkills с Олимпийскими играми, хочу подчеркнуть, что чемпионат – такое же олимпийское движение, и все его участники – настоящие борцы, спортсмены в своей профессии. Но кому-то отведена роль спринтера – бегуна на короткие дистанции, а кто-то истинный марафонец, способный пробежать и выдержать многое. Уверена, мы относимся к числу последних.Виктория МИТИЧКИНА,студентка педагогического колледжа №18 «Митино»
Комментарии