Работая с детьми в Центре игровой поддержки ребенка (ЦИПР) и группе кратковременного пребывания детей, наблюдая за ними, я часто думаю о роли обучения, воспитания и развития детей. Наблюдая, как дети играют, взаимодействуют, чему-то радуются, чему-то огорчаются, я пришла к выводу, что дети такие же, как мы, взрослые, только мало знают, мало умеют, и моя задача – научить их быть жизнерадостными, умными, успешными.
Ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещать свое тело в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающим миром. Ребенок раннего и дошкольного возраста активно проживает период освоения движений и действий. Так как ребенок раннего возраста постоянно в движении, то это основной вид деятельности, без которого ребенку трудно, мы с коллегами практикуем различные формы – это и сухой бассейн, и гимнастические лестницы, и малый батут, и все то оборудование, которое можно использовать в физкультурном зале.С каким желанием детки пролезают, лазают, бросают мячи! В Центре игровой поддержки ребенка (ЦИПР) один малыш не чувствовал бортики, все время спотыкался, мы решили использовать для него плоские мягкие модули как полосу препятствий, по истечении нескольких занятий радовались его успеху. Особое спасибо тому, кто придумал мягкие модули, с их помощью мы создаем разнообразные конструкции, которые позволяют малышам с интересом лазать, пролезать, спускаться и подниматься по лесенкам, забрасывать, прокатывать мячи в созданные колодца, ворота. Яркие, красочные, разнообразной формы, легкие в обращении мягкие модули позволяют создавать и конструктивные объекты. Из них можно создать и комнату, и домики с арками, дорожку препятствий и автомобиль и много другое.У ребенка раннего и младшего дошкольного возраста высока потребность в действиях и в деятельности, основанных на сенсорных впечатлениях. Подбирая игровой материал, я стремлюсь к тому, чтобы ребенок усваивал четкий алгоритм деятельности, видел усложнение задачи, мог проконтролировать себя (метод контроля ошибок) и при этом развивал свое мышление – мог подобрать предмет по размеру ячейки, соотнести цвет миски с цветом пуговицы, поймать рыбку удочкой, протолкнуть ершистый шарик в отверстие, нанизать деревянные бусы. Думаю, большую часть времени стоит отводить самостоятельной деятельности детей, это обусловлено возрастными особенностями детей раннего и младшего дошкольного возраста, их предметно-действенным характером мышления. Я с большим удовлетворением наблюдаю, как малыши серьезно, настойчиво добиваются успехов. У малышки не получается поймать яйцо «Киндер-сюрприз» пинцетом, так она рукой просовывает яйцо в пинцет, а потом перекладывает в миску. Действуя с различными предметами, ребенок приобретает свой жизненный опыт, понимает назначение и свойства этих предметов, экспериментирует с предметами.Я поняла, что необходимо уделять большое внимание предметно-развивающей среде, так как желательно предоставить ребенку возможность саморазвиваться, самовыражаться, выбирать самостоятельно то, что ему интересно, находить более удобное место для игры, находить себе партнеров, наблюдать за другими, учиться у них. Наблюдая за ребенком в этот период, я слежу за процессом развития, вижу, какое предпочтение отдает ребенок игровым пособиям, что у него получается, что он игнорирует и почему. Для этого я использую дневник наблюдения, это дает мне возможность подбирать и вносить или более простой, или более сложный материал. Так, предложив своим воспитанникам прищепки, показав, как «крокодильчики открывают рот», я предложила сделать «иголочки ежику». Одна девочка «прищепнула» пальчик, при этом не заплакала, а удивленно посмотрела на меня, в глазах был немой вопрос: «Почему мне больно?» После этого к прищепкам она не подходила, но нашлось решение – маленькие прищепки в виде цветочков были прикреплены к листочку, их надо было снять, нажав на цветок. Это малышке понравилось, и она, таким образом, поняла алгоритм действий с прищепками (надо нажать на «крылья», и откроется «рот»).Используя различные игры и игровые задания, легче заинтересовать ребенка. Надо уточнить понятия: бабочка летает, змея ползет, ящерица бегает, улитка ползет. Для этого мы стали использовать коврик-«поляну», «посадили» цветы, бабочка летает, летает, села на цветочек, дальше полетела; улитка ползет, понюхала цветочек и дальше ползет. Или закрепить названия домашних животных, их детенышей. У животных семья. Детеныши потерялись, мамы их ищут. А если построить загоны для семей, а если накормить их, а если их пасти на лужайке, а если про них спеть песенки?Использование музыкальных произведений помогает создавать у воспитанников хорошее настроение, общая атмосфера становится доброжелательной и гостеприимной, дети с удовольствием обучаются. Народные песни, потешки, заговорки помогают мне в моей работе.Самое важное в обучении – позитивное отношение детей к процессу. Мальчик, три с половиной года, не просто не умеет одеваться, но уже и не желает этого делать. Уверенно говорю ему: «Ты сможешь, у тебя получится, я помогу». Придерживая обувь, предлагаю ему самому вставить ногу в ботинок, восторгаюсь его умением одеваться и слышу: «Я одел сам». Потом, одеваясь уже самостоятельно, он все равно обращается ко мне: «Ты мне поможешь?» (Кто, как не взрослый человек, поможет, оценит?) Или у девочки не получается застегивать молнии. Предложила ей поиграть в паровозик: замок молнии – паровозик, молния – железная дорога. «Паровоз» гудит: «У-у-у-у!», едет по «железной дороге». Научившись застегивать свою молнию, она принялась за молнии других детей.Я думаю, что останется в прошлом то положение, что ребенка надо обучать тому, что считают важным взрослые, с ребенком лучше поиграть, повзаимодействовать, тогда он лучше усвоит материал, а потом ему уже можно предоставить возможность самостоятельно исследовать, проиграть с этим материалом, вместе с ним предчувствовать неожиданность результата, радоваться полученному опыту. Роль взрослого заключается в том, чтобы вместе с ребенком искать пути решения задач, удивляясь и восторгаясь успехами ученика, что поможет подопечному воспитать уверенность в себе и в своих силах.Мария КУЗНЕЦОВА, воспитатель группы кратковременного пребывания детского сада комбинированного вида №2433
Комментарии