search
main
0

Моя старушка

Школа в том виде, в котором она существует сейчас, была создана в далекие-предалекие времена. Несомненно, она не может отвечать на вызов времени, времени, когда «наши космонавты бороздят просторы Вселенной», когда Билл Гейтс оказывается не на первом месте в мире по количеству миллиардов. Даже в современных, далеко не ветхих лачужках с лифтами и компьютером в каждом классе система образования – это старушка, а для кого-то, в зависимости от отношения к учебе – старушенция, бабка, рожденная в Средневековье. Но, к счастью, мы учимся в тот момент, когда, как сказал великий поэт, она «приумолкла у окна». Она задумалась о своем будущем, о том, как быть, что делать. Эта пожилая дама, как и любая женщина, стремилась получить разные фенечки: учебники с цветными картинками, компьютеры – в общем, достойные условия для проживания. И вот когда она все это получила, она осознала, что счастье не в этом. Это все, конечно, здорово, но время идет, она стареет, а молодому поколению неинтересны морально устаревшие вещи. Эта мадам до сих пор пытается дать молодым знания, которые ей кажутся важными и нужными, но этим, как ей кажется, сорванцам ничего не интересно.

Наша ветхая лачужкаИ печальна и темна.Что же ты, моя старушка,Приумолкла у окна?

Солянка же, которой кормит старуха подрастающее поколение, невкусна им, не приносит их сердцу радость – она кажется ненужной, неинтересной, а значит, и рвение в ее изучении уменьшается, а значит, и успеваемость соответственная, такая вот пренеприятнейшая причинно-следственная связь.

Почему солянка? Потому что в учебной программе есть и интересное для человека, то есть плюсики, есть неинтересное – минусы. Что дает плюс на минус? Минус. В отличие же от математики здесь, конечно, учитываются степени заинтересованности-незаинтересованности. Однако отрицательно направленные процессы в умах человеческих имеют больший вес. Доказательством этого может служить тот факт, что объединяет беда, а не красота, которая, несомненно, в конце концов спасёт мир.

Да даже для тех же медалистов эта палитра знаний, может, казалась скучной, ненужной. Просто сумели оседлать конька «Надо», но это даже не любовь через силу, это нелюбовь через силу.

Когда же назреет понимание необходимости меняться, понимание, которое вызывет настоящее действие, координальные, революционные меры все же вряд ли будут приняты в столь консервативном заведении. Однако можно принять косметические меры. Омолодить и осовременить бабку, скинуть оковы, предубеждения прошлого, которые мешают ее движению. Научить ее приподносить правильно и вкусно необходимые знания. И тогда, быть может, действительно сердцу учащихся «станет веселей», и они не будут ее искать в кружке.

Ну а какие конкретно надо провести косметические операции?

Для начала, не затрагивая информационную наполненность предметов, нужно банально отказаться от системы оценивания. Это самое нереволюционное, что можно сделать. Если бы мы хотели оставить систему оценивания и внедрить в нее максимальный индивидуальный подход к каждому, то было бы индивидуальное оценивание. Тогда была бы высокая доля несправедливости, одному «5» за решение 10 задач, другому – за хотя бы 4 задачи. Возникли бы проблемы с анализом подобных аттестатов. Потому что не было бы стандартов. Поэтому проще отказаться от оценок.

Зачем эта примитивная система поощрений? Оставить экзамены, желательно, конечно, вступительные в вузы, для того чтобы учащийся не тратил лишнего времени и сил на предметы, которые ему совсем не пригодятся в дальнейшей жизни. Но при этом школа оставляет возможность стать разносторонне развитым человеком. Есть желание учиться? Учись. Тебе и карты в руки. Однако если предмет неинтересен, не хочешь, выполняй минимум и просто прослушивай курс, насильно мил не будешь. Зачем будущему художнику заучивать на оценку химию, которая ну никаким боком его в дальнейшем не коснется? Зачем оставлять у людей негативные впечатления о зазубривании того, что совсем в голову не лезет? С отказом от оценивания и от траты времени на ненужные дисциплины появляется возможность более глубоко изучать профильные предметы.

Но а как же сделать ту солянку интереснее и вкуснее? Человек ценит больше то, что создает сам. Человека надо учить самого искать информацию. Его надо не загружать ею и заставлять ее запоминать, а научить уметь чувствовать себя в ней как рыба в воде. Нужно развивать логику, гибкость, способность доходить до всего самому. Такому человеку в дальнейшем, например, не надо запоминать, что дырку в стене можно сделать сверлом, нажав эту кнопочку, он сможет сориентироваться в сложившейся обстановке и найти эту информацию в каких-либо источниках либо интуитивно, основываясь на багаже уже имеющихся знаний, которые он, быть может, тоже приобрел самостоятельно.

Восприятие заключается не в пассивном приеме сигналов, но в активной интерпретации сигналов, а так как нет у старухи контроля над функциями слушателя, ей надо поощрять, создавая благоприятные условия их самих действовать, искать ответы, задавать вопросы, и все это на уроке, тогда вероятность активной вовлеченности возрастает.

И если косметологи и пластические хирурги старухи-школы учтут эти советы, то я не сомневаюсь, отношение учащихся к ней изменится. Она перестанет использовать дедовские методы в обучении, и это приведет к взаимоуважению всех сторон, заинтересованных в процессе образования.

Михаил ШОГЕНОВ, ученик Таллинского Линнамяэского русского лицея, 17 лет

P.S. Тексты публикуются с небольшими сокращениями.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте