Ольга ЛЕБЕДЕВА, учитель немецкого и английского языков школы №46: – Наверняка все те, кто работают в школе, в детстве мечтали быть учителями. И я не была исключением. Я с удовольствием играла в школу, сажая свою младшую сестру за импровизированную парту, брала в руки букварь, мел и начинала выводить буквы с внутренней стороны двери. При этом поглядывала из-за плеча и строгим голосом спрашивала, все ли понятно. Сестра кивала в ответ, а сама рисовала или делала что-то еще. После этого в ее игрушечном дневнике появлялись жирные двойки и вызывались родители, которым говорилось, что их дочь лентяйка, не занимается и, скорее всего, останется на второй год.
Так продолжалось день ото дня. Но вот однажды я увидела, что сестра меня очень внимательно слушает. Она смотрела на «доску» и даже задала мне вопрос. Ей было интересно!!! Вот тогда-то я и поняла, что водить мелом по доске, переписывая то, что она и так видит в учебнике, скучно и совсем неинтересно. Сестра внимательно следила за фигурками (персонажами задачи), которые я вырезала заранее. Они передвигались из пункта А в пункт В, а вместе с ними и мы. Задачка была решена, и впервые в «дневнике» сестры появилась заслуженная пятерка!
Потом я пошла в школу… Я училась хорошо, но… больше всего мне нравилось заниматься фигурным катанием. Поэтому мечты о том, чтобы стать учителем, рассеялись. Теперь я хотела стать великой спортсменкой, выступать на чемпионатах и получать медали. Училась я все так же хорошо, но без отдачи. Отсидела от звонка до звонка – и вперед на тренировку. Спорт на какой-то отрывок времени стал моей жизнью. Я тренировалась упорно, всегда добивалась поставленной тренером задачи. Тренировки, выступления, чемпионаты, но при этом я никогда не прогуливала школу. Там было много друзей, много нового и интересного. На концертах мы с друзьями-фигуристами всегда ставили какой-то номер, нам было очень приятно, когда нам хлопали, особенно если это были наши друзья.
И вот однажды мои мечты разбились, как будто кто-то скинул хрустальную вазу на пол, она разлетелась на тысячи осколков, и никогда не найти и не склеить все это вместе. Мне запретили заниматься спортом! Это был удар. Я очень долго переживала по этому поводу, и мне пришлось даже поменять школу. Ведь в старой школе были мои друзья-фигуристы, которые все так же продолжали ходить на тренировки, продолжали выступать на соревнованиях, но меня-то с ними уже не было! Да, они поддерживали меня, помогали, как могли, но мне от этого легче не было.
В новой школе началась новая жизнь. Моя школа №436 стала для меня вторым домом. Я обрела хороших друзей, которые помогали мне во всем, учителей, которые не были равнодушны к проблемам учащихся.
В это время моя сестра училась во втором классе этой же школы. Не помню, как все это началось, но мы с моей подружкой часто стали ходить в кабинет, где училась моя сестра, подружились с учительницей. Так как мы учились уже в 6-м, а потом и в 7-м классе, нам было доверено проверять тетради малышей. Мы приходили на переменах, а потом и после уроков, если не успевали проверить все тетради. Мы проверяли каждую цифру и букву, так как боялись подвести! А еще нам доверяли иногда вести уроки! Это было потрясающе. Хотя ноги у нас тряслись, а в голове была каша, до сих пор помню эти ощущения, когда входишь в класс, все дети смотрят на тебя, слушают, задают вопросы, а ты, стоя у доски, объясняешь им материал, который давно уже знаешь как дважды два, но все равно повторяла всю ночь под одеялом, вытащив учебник из портфеля сестры.
Это было прекрасное время, но сестра окончила третий класс и перешла в пятый. Больше нам некуда было ходить, так как, выпустив из начальной школы свой первый класс, учительница сестры ушла в декрет.
Я перешла в восьмой класс. Все начинали уже спрашивать, кем я собираюсь стать, чем хочу заниматься. А мне было не до этого. Наступило время первых увлечений, первых свиданий и первой любви. Учиться я не переставала, но еще не задумывалась о том, чего бы мне хотелось в этой жизни.
Девятый класс я окончила с одной четверкой. Мама мне предложила попробовать поступить в математический колледж, тем более что обратно в школу меня возьмут в любом случае. Но, видно, не судьба. Проходной балл был максимальный, и мне пришлось вернуться в школу. Поначалу я была расстроена, но, естественно, это продолжалось недолго. «Окончу школу, и у меня будет выпускной! Значит, математика – это не мое», – сказала я тогда родным. Но ошибки в работах, допущенные при поступлении, я помню до сих пор!
Вот здесь и начинается самое интересное. В десятом классе к нам пришла новая учительница, Лидия Владимировна, которая и стала новым классным руководителем. Сначала мы настороженно относились к ней, но уже через пару недель она была «своей». Между собой мы называли ее Лидой, а в душе каждого она была второй мамой. Иногда она просила подменить ее на уроках, и я с удовольствием заменяла русский или литературу в пятых или седьмых классах. Мне нравилось, что дети не хамят, а занимаются и сидят тихо. Я не знаю, как объяснить то, что я чувствовала, но мне было очень комфортно в кресле учителя.
Наступил последний год обучения. Все уже начали ходить на подготовительные курсы, а вот я никак не могла определиться, чего же я хочу. Мама предложила поступать на отделение иностранного языка. Я учила немецкий и решила попробовать. Выпускные экзамены я сдала на «отлично» и сообщила свое решение Лидии Владимировне. Она была мне уже как мама и отправила меня готовиться к поступлению в Смоленск, к своей подруге, учительнице немецкого языка. И вот за три недели до поступления поезд Москва – Смоленск мчал меня к новым знаниям, к труду и упорству.
Каждый день я занималась немецким по восемь часов, да потом еще выполняла домашнее задание часа три-четыре. Я занималась очень усердно. А в один из дней я пообщалась даже с настоящими немцами. Представители немецкой школы приехали в Смоленск договариваться о школьном обмене, взрослые решали деловые вопросы, а я с сыном этих немцев практиковалась в немецком языке. Он рассказывал мне о Германии, а я пыталась все понять. Так закончились две недели подготовки, и я вернулась в Москву.
В педагогический университет на отделение «иностранный язык» я поступила! С этого момента началась студенческая жизнь. Однако вышло так, что мне снова пришлось вернуться в школу. Уже через полгода, в январе, мне позвонила завуч и попросила зайти к ней в школу. Так как живу я недалеко, сразу собралась и пошла. Оказалось, что она и директор просят меня прийти к ним на работу. Учителя немецкого языка найти в середине года оказалось сложно, а дети в девятом и одиннадцатом классе оказались в безвыходном положении. Вот так и началась моя педагогическая деятельность.
Немецкий мне всегда нравился, и я принялась за работу. Но в то время мне было только 17 лет, и я не понимала всей важности того, что я делаю.
На втором курсе я поехала в Германию и влюбилась в эту страну. С тех пор я воспринимаю немецкий по-другому, как-то волшебно.
На четвертом курсе меня снова позвали в школу, кто-то из учителей моей школы порекомендовал меня директору. Так я снова год проработала учителем. Но и в этот раз все было как-то несерьезно. Пришла, провела урок, поставила оценки и ушла. Перелом и понимание пришли позже. После того, как я родила дочку!
Я окончила университет, не став брать декретный отпуск, и к тому моменту, когда диплом был у меня на руках, моей Анютке уже исполнился годик. Я решила не сидеть дома, тем более если учесть, что папы у нас нет, и пошла устраиваться на работу в свою родную школу. Меня взяли сразу. И с сентября я приступила к работе. Мне дали два языка: немецкий и английский.
С тех пор прошло уже три года. Я работаю до сих пор в моей родной школе №436. У меня дети почти всех возрастов, с пятого по десятый класс. У всех разные характеры, разное отношение к учебе, и ко всем надо найти особый подход. Да, это непросто, и произойдет это не сразу, но хороший учитель найдет путь к каждому ученику. Чтобы дети увлеклись твоим предметом, чтобы не прогуливали, надо сделать все возможное, чтобы твои уроки доставляли радость, надо удивлять, поражать, делать учеников соучастниками праздника, а каждый урок и должен быть настоящим праздником! Все это вместе с доверием, которое они к вам испытывают, и приведет к тому, что дети будут с радостью идти на ваши уроки! А учителям ведь только это и надо! Передать все, что он знает и умеет, тому, кому это действительно надо!
Пусть я никогда не думала стать учителем, изучала иностранные языки и предполагала, что я могу работать и переводчиком, и в любой иностранной фирме. Но рождение дочери полностью изменило мои взгляды. Я стала любить детей!!! Я стала понимать, какие проблемы у них могут быть, я стала их чувствовать! Быть может, сейчас многие дети не хотят учить какие-то предметы, возможно, они увлечены чем-то другим, а не школой, не выполняют домашние задания, но поймите, так было всегда! Пусть не в таких количествах, возможно, не выражая все это таким поведением, как сейчас, но все равно это было. Все равно, что бы вы ни делали, будут и первая любовь, и свидания, и даже прогулы! А я думаю, что если этого нет, то это неполноценный ребенок! Каждый должен это пройти! Просто мы, учителя, должны все сделать, чтобы этот ребенок приходил к нам, доверял нам, а мы не должны его отталкивать, мы должны ему помогать! Ребенок сам поймет, что для всего должно быть свое время, просто мы должны навести его на эту мысль.
Уже сейчас, осознав все и поняв многие вещи, хочется сказать спасибо всем учителям, которые меня учили, за их внимание, за их теплоту и понимание. Они мне дали очень многое! И очень хочется, чтобы когда-нибудь мои бывшие ученики сказали так же и обо мне.
Моя дочь сказала как-то фразу, которую я запомнила навсегда. Отведя ее в садик, я переодела ее, поцеловала, а она, чмокнув меня в нос, сказала: «Мамочка, беги скорее в школу, тебя же там дети ждут!!!»
И это греет сердце!!!
Комментарии