В свое время одна притча швейцарского педагога Ферьера в корне перевернула мой взгляд на школу и отношение к ней.
«И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится осознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может остаться без движения – его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить, а ему приказали молчать. Он стремится понять – ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания – ему они даются в готовом виде. …И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились. И погибла школа, которую так ловко придумал дьявол».
Мне не хотелось, чтобы моя школа погибла. Так какой должна быть современная школа?
В стенах современной школы ученики должны не только постигать науки и приобретать различные навыки, школа должна воспитывать личность, будущего гражданина и патриота своей страны, своего государства.
Традиционно считается, что работа учителя заключается в передаче знаний и навыков от преподавателя к ученикам. Согласно такому пониманию учитель принимает решение: что, когда и как будет передано ученикам, он становится единовластным диктатором всего происходящего в классе.
Учитель новой школы учит не предмет, а своих учеников – как говорится, «не книгу, а людей». Он ценит каждого своего ученика, знает его специфические характеристики. Учитель заинтересован в постоянной обратной связи и комментариях о процессах, происходящих в классе от каждого. Он уделяет максимум внимания психологическому климату в классной комнате. Его основная задача не передача знаний и навыков, а помощь ученикам в поиске своего индивидуального пути и понимания этих знаний и навыков. Он ставит одним из приоритетов помощь ученикам в выработке своих стратегий в обучении так, чтобы даже без преподавателя ученик чувствовал себя комфортно в любом образовательном контексте. Конечно, ученики ценят такое внимание и отношение к себе, они также заинтересованы в том, чтобы учебный процесс был эффективным для каждой заинтересованной стороны. Учитель умеет корректно ответить на все профессиональные и педагогические вопросы, найти ключик к любому ученику.
Для квалифицированной работы с учащимися в школе должны быть созданы все необходимые условия. Абсолютно все кабинеты должны быть оснащены в полном объеме информационными технологиями и компьютерной техникой.
Наша школа – это большая семья, куда с огромной радостью хотелось бы прийти, чтобы получить не только соответствующие квалифицированные знания, но и тепло, заботу, уважение и любовь. Вот как я себе представляю новую школу.
В своей новой школе я вижу безотметочную систему оценивания. На эту мысль меня натолкнуло стихотворение Татьяны Л. из Комсомольска-на-Амуре, которое я прочитала в «Учительской газете»:
Когда я буду учительницей,
у меня будет три отметки –
пятерка, пятерка с плюсом
и пятерка с конфеткой.
будет легко учиться,
потому что все согласные
будут произноситься.
таблицу умножения
все будут помнить наизусть
с самого рождения.
И прямо у самой школы
будут леса и реки,
в двадцать первом веке…
За отличную учебу я награждала бы путевкой за границу, а первый урок заменила на урок общения, ведь ребенок должен проснуться, ему хочется сообщить все новости своим друзьям, пообщаться. Помимо парт-конторок хотелось бы иметь еще и сенсорные парты, чтобы экономно использовать время, отведенное на урок. В новой школе можно организовать обмен опытом с учителями других стран, а продолжительность урока увеличить (или уменьшить) по желанию учителя.
Уроки по дисциплинам проводились бы в новой школе виртуально, с посещением материков и островов, с полетом в космос, изучением искусств разных стран.
В школе я организовала бы релакс-комнаты по интересам: спортивная комната, комната смеха, комната живой природы, комната игр; химическую лабораторию, где бы ученики могли в любое свободное от занятий время заниматься научной работой; фитобар. Лестницы заменила бы эскалаторами во избежание травматизма и, конечно, оборудовала школу парковочной стоянкой для велосипедов школьников.
Я составила бы новый учебный год с двухразовыми каникулами продолжительностью по 30 дней (зимние и летние), а учителей отправляла в отпуск по желанию в любую точку земного шара. В библиотеке школы я собрала бы все книги мира, чтобы они стали доступны каждому ученику.
В новой школе всегда будут актуальны слова великого педагога Льва Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».
Комментарии