С недавних пор в школе №773 «Центр образования «Печатники» возникла новая традиция – участие в Московской метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений». Олимпиада эта достаточно молодая, мы принимаем в ней участие третий год, есть призеры. Но хочется говорить не о результатах.
Олимпиада – это тот редкий случай, когда слова о патриотизме, необходимости сохранения исторического наследия страны, воспитания социальной ответственности и гражданственности не просто слова. Участие в ней предполагает не только написание эссе, но и погружение в историю своей семьи, глубокое эмоциональное переживание тех знаковых событий, которые изменили и судьбу твоих родственников, и судьбу страны в целом. Как светятся глаза ребят, когда читаешь их работы! С какой гордостью рассказывают они о заслугах дедов и прадедов! Каким чувством уважения, а порой и восхищения наполнен проникновенный рассказ о близких. И уже нет границ, есть единство: моя семья – это моя страна!Ученик 10-го «С» класса Егор Назаров гордится и ныне живущим дедушкой Иваном Степановичем Мартынушкиным. Семнадцатилетним мальчишкой тот в октябре 1941 года (тогда он был на каникулах у бабушки в Рязанской области и даже не простился с родителями, увидеть которых довелось только после демобилизации – в 1946 году) был отправлен на Дальний Восток, где прошел обучение в пулеметно-минометном училище и переподготовку на высших курсах, с 1943 по 1946 год – в строю. «Дорога войны» Мартынушкина Ивана прошла через Житомир, Киев, Шепетовку, Тернополь, Львов, Краков, Освенцим (участвовал в его освобождении), Катовице, Остраву. В 1944 году награжден орденом Красной Звезды за освобождение Житомира, орденом Отечественной войны 1-й и 2-й степени за ликвидацию немецкой Колычево-Бродской группировки, в 1945 году – орденом Красного Знамени за освобождение Чехословакии. Уже в наше время – орденами правительств Польши, Чехии, Словакии. Такой легендарный боевой путь не мог не стать предметом гордости внука, но время свершений с войной для Мартынушкина И.С. не закончилось. Вернувшись домой, он окончил 8-10-й классы (экстерном), а затем МИФИ, работал над атомными проектами под руководством Курчатова. В 1949 году был награжден орденом «Знак Почета» за участие в разработке атомной бомбы. Ему посчастливилось видеть и знать таких великих людей, как Г.К.Жуков, А.М.Василевский, А.Д.Сахаров, С.П.Королев, Л.Д.Ландау, П.О.Сухой, С.Д.Лавочкин, А.С.Яковлев. За годы работы объездил полмира в качестве руководителя советских выставок по использованию атомной энергии, встречался с такими выдающимися людьми, как Нильс Бор, король Афганистана, руководителями правительств многих стран мира. В 2005 году был приглашен в поездку в Польшу в честь 60-летия освобождения Освенцима вместе с президентом В.В.Путиным. Центральные телеканалы России, а также Америки, Англии, Франции, Германии брали у него интервью. 27 января 2005 года он вошел в сотню самых популярных людей планеты, радио «Свобода» признало его человеком дня. Поэтому невозможно не верить словам внука, завершающим эссе: «Глядя на этого удивительного человека, я испытываю невероятное чувство патриотизма, сердцем ощущаю любовь к Родине и ответственность за ее судьбу. Ровесники, юноши и девушки ХХI века, будем помнить о подвиге наших предков! Будем достойны их свершений!» Анастасия Старова, ученица 11-го класса, обращается в эссе к судьбе своей прабабушки. Поверьте, она уникальна! Юле Горенковой к моменту начала войны было тринадцать лет. В 1942 году она вместе с большинством жителей поселка Опасное, что в Крыму, была угнана в Германию. Там работала на кирпичном заводе по 14-16 часов вплоть до освобождения весной 1945 года. Жизнь потребовала от девушки силы и духовной, и физической. Но она дожила, дождалась своих! Освобожденных вернули на родину, и Юлия поселилась в городе Мытищи Московской области. Казалось бы, жизненные испытания закончились, но судьба готовила новые… В один из дней, добираясь на работу, она стояла на платформе в ожидании электрички. Случилось так, что в момент приближения электрички (платформы тогда были деревянные) под Юлией сломалась гнилая доска, и девушка попала под колеса поезда. Она пережила войну, а инвалидом стала в мирное время – ампутировали обе ноги по колено! Последовало трудное время восстановления, пришлось заново учиться ходить и жить… В письме, полученном от отца, она узнала, что ему не нужна дочь-инвалид. Так в свои восемнадцать лет она осталась одна – без ног, без семьи, без будущего… Кто бы не сломался? Любой! Только не Юлия Горенкова! Выносливость, удивительная сила духа и жизнелюбие, которые уберегли ее в плену, помогли и теперь. Она научилась ходить на протезах, а через некоторое время задумалась и о собственной семье: решила удочерить маленькую дочку своей сестры («Сестре было не до Нади… Уж такое непростое было время…»). Именно в этой маленькой девочке – Надюшке – Юлия Ивановна нашла смысл жизни – у нее появилась семья. А Надя, став взрослой, создала свою семью, большую, из семи человек. И сейчас Юлия Ивановна Горенкова, восьмидесяти восьми лет от роду, бабушка пяти внуков и прабабушка семи правнуков! Но самое главное – человек, который, несмотря на все жизненные испытания, не разучился радоваться жизни и не только сам умудрился стать счастливым, но и сделал счастливыми других! И Анастасия, вдохновленная судьбой своей прабабушки, заявляет: «Я горжусь своей прабабушкой! Я учусь у нее жизнелюбию, умению радоваться каждому прожитому дню. Она мечтает увидеть праправнуков, и я верю, что мечта ее обязательно сбудется. Для меня ее жизненный путь – пример того, что человек – сам кузнец своего счастья, что никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя опускать руки!»Вот такие уроки жизни дают нам наши близкие. На примере своих судеб учат мужеству, благородству, жизнелюбию. Они смогли, значит, и мы сможем!
Наталья ВАКУЛЕНКО, учитель русского языка и литературы школы №773 «Центр образования «Печатники»
Комментарии