search
main
0

Моя родина там, где моя библиотека. Прав ли Эразм Роттердамский сегодня?

«Сколько уж раз взламывали сокровищницу национального языка, чтобы его обогатить!» – восклицает Станислав Ежи Лец. Наша речевая культура – бесконечно хрупкий и подвижный инструмент, с помощью которого мы завоевываем мир. Безграмотная речь отталкивает, перенасыщенная терминами – пугает, эмоционально бедная – навевает скуку.

Злоупотребляющего жаргоном человека общество невольно ставит на определенную социальную ступень, сойти с которой порой бывает весьма нелегко. Язык, словно губка, впитывает все неологизмы и заимствования. Хорошо это или плохо – спорят филологи, но каков бы ни был итог их дискуссий, несомненно одно, сквозь заросли слов следует пробираться крайне осторожно и лучше всего с помощью опытного проводника. Не стоит сплеча осуждать язык за то, что он столь восприимчив, он и должен быть живым и остро реагировать на любые веяния времени, а вот оберегать его чистоту и самобытность все же необходимо, это дело вполне почетное.

В сонме проектов региона по усилению популярности русского языка не потеряешься, каждая программа настолько интересна и ярка, что оставит неизгладимый след в душе у подрастающего поколения. Ведь именно для тех, кто еще только начинает проникаться красотой русского слова, пока еще важна эффектная подача, для современных избалованных красочными комиксами детей качество требует броских и запоминающихся подходов.

За год в области проходит огромная работа. Конкурсы знатоков русского языка среди школьников и учащихся начальных профобразовательных учреждений, конкурсы научно-исследовательских трудов учеников и студентов. Дети и взрослые публикуют свои изыскания в сборниках. Педагоги проводят «круглые столы» по проблемам обучения русскому языку мигрантов, выпускают пособия и справочники. В общеобразовательных учреждениях создаются языковые ресурсные центры. Популярные в подмосковных школах педагогические чтения подведут итоговую черту высказанных идей на традиционной, уже пятой, научно-практической конференции «Развитие системы мер по совершенствованию преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Московской области как языка межнационального единения и консолидации общества».

Роль русского языка и литературы в школе всегда была ведущей, и одной из главных задач начального образования было и остается научить ребенка читать и понимать прочитанное. А для подростков, усвоивших значение литературного слова на первоначальном этапе, важно развивать свою речь и овладевать грамотным и красивым письмом.

Поддержка русского языка и его пропаганда стали одним из ведущих направлений деятельности Министерства образования Московской области, что нашло отражение в областных целевых программах развития, разработанных и в предыдущие пять лет, и с учетом дополнений, вызванных реалиями сегодняшнего дня, утвержденных на последующие годы. В обеих программах присутствуют мероприятия по поддержке русского языка: организация ресурсных центров, выпуск учебно-методической литературы и сборника материалов областной олимпиады. В рамках реализации программы проводится и традиционная ежегодная конференция по проблемам преподавания русского языка, в которой в прошлом году, например, участвовали больше 250 человек – это были учителя, методисты, специалисты органов управления образованием, ученые-филологи.

В ежегодных инструктивно-методических письмах Министерства образования региона «О реализации базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях Московской области» рекомендуется введение в учебный план 10-11-х классов не менее часа в неделю русского языка. Выборочный анализ учебных планов школ показывает, что эти рекомендации учитываются.

Переход на профильное обучение также предполагает увеличение часов на изучение русского языка в гуманитарно-филологических классах.

Растет роль олимпиады по русскому языку. Она проводится в четыре этапа: школьный, городской или районный, областной и финал – Всероссийские соревнования. Все школьники начиная с 8-го класса охвачены нетерпением показать свои знания языка. На областную олимпиаду мы приглашаем ребят немного постарше, начиная с 9-го. И уже тогда формируется сборная команда школьников региона для финального сражения. Обычно наши ребята выступают очень хорошо, в прошлом году привезли аж семь побед. В этом столь головокружительного успеха не получилось, зато есть возможность, не возносясь окончательно, поработать над устранением ошибок.

С введением единого государственного экзамена по итоговой аттестации выпускников требования к знаниям русского языка стали еще более жесткими.

До 1917 года риторика в России была обязательным предметом. Михаил Ломоносов даже написал учебник по красноречию. И мы тоже подумали, что целесообразно будет ввести риторику как гимназический компонент в гуманитарно-филологических классах профильной школы в 10-11-х классах.

Кроме того, в 40 муниципальных образованиях региона в рамках областного компонента государственного стандарта общего образования школы обучают десяти- и одиннадцатиклассников русскому речевому общению, курс разработан авторским коллективом ученых из Педагогической академии последипломного образования области. Предмет прижился и вскоре станет обязательным для всех школ региона.

Учебниками и методической литературой в рамках реализации стандарта общего образования подмосковные школы обеспечены в полной мере. В настоящее время в муниципальных образованиях проводится конкурс на закупку и поставку учебников в общеобразовательные учреждения по их заявкам, составленным в соответствии с перечнем учебников, который ежегодно утверждается приказом Министерства образования и науки РФ.

В рамках Дней славянской письменности и культуры мы провели конкурс школьных сочинений и студенческих работ, посвященных этой теме, организовывали школьные библиотечные выставки, провели педагогические чтения «Православные истоки славянской письменности и культуры», областные родительские собрания, детский праздник «Русское слово», фестиваль детского творчества «Родники культуры». Прошло несколько открытых уроков, но грандиозным завершением этого чествования русской культуры в широчайшем ее распространении стал открытый урок в конькобежном центре «Коломна», на который съехались около полутысячи школьников 6-8-х классов из Бронниц, Воскресенского, Егорьевского, Зарайского, Луховицкого, Озерского, Раменского, Серебряно-Прудского, Ступинского районов и, конечно же, Коломны и Коломенского района. Все они стали участниками бесподобного действа, повествующего об истории азбуки, тесно переплетающейся с культурными ценностями народа и его становлением, приводящим к подвигам и славе. Это было очень показательно, чувство, что познание – путь к победам, думаю, укрепилось в детских сердцах навсегда. Всем участникам подарены книги «История родного слова: от Кирилла и Мефодия до наших дней» и иконы святых равноапостольных братьев с благословением митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

Такие прекрасные встречи, посвященные языку и мощной силе слова, учат нас не поддаваться лжемоде на вульгарные выражения. Отстаивать позиции грамотной речи можно и должно. Это целый комплекс мер, в который входит и разработка нормативных правовых документов в поддержку русского языка как государственного, и продолжение лучших традиций преподавания, и, я думаю, немаловажным было бы в этой связи изменение стилистики средств массовой информации, которым стоит подчас задумываться о написанном или произнесенном. Моду на красивую грамотную речь и вкус к хорошей литературе следует прививать бережно, но активно. Вот над этим мы и работаем.

Нина БУДЫЛКИНА, заведующая отделом общего и дошкольного образования Министерства образования Московской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте