search
main
0

Моя радость. Слово – дело великое

Я работаю в сельской школе с 1994 года. И в жизни, и в работе я «изыскатель»: нахожусь в постоянном поиске нового, интересного. Считаю, что каждый ребенок по природе – творец, мечтатель и фантазер, только нужно предоставлять ему больше возможностей для творчества.

Сегодня для 288 миллионов человек русский язык – родной. По частоте употребления он четвертый в мире и один из рабочих языков ООН.

Родной язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых. Лев Толстой говорил: «Слово – дело великое».

Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, фантастикой, детективами, что порождает агрессивность, жестокость, грубость, ребята зачастую говорят на сленге. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному языку, научить детей наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, научить детей правильно слушать, говорить, сочинять, писать. Самый верный путь к слову – это обогащение словаря. С этой целью я разработала и реализовала творческий проект «Энциклопедия одного слова».

Итог проекта: презентация детских творческих исследовательских работ (семейных рукописных книг).

Цель проекта: привить любовь к русскому языку и интерес к его изучению.

Задачи:

– вдохновить учеников на создание собственного произведения с помощью этимологических поисков, речеведческих наблюдений;

– способствовать сплочению, единению семьи;

– формировать читательскую культуру и умение самостоятельно работать с дополнительной литературой: справочной и художественной;

– развивать речь и творческие способности учеников;

– воспитывать любознательность, чуткость к красоте и выразительности родной речи;

– расширять жизненные познания детей.

Каждый пятиклассник выбрал для изучения одно слово (мама, сердце, родина, радость, человек). Я вручила детям маршрутные листы (план-схемы), где были указаны шаги к достижению цели.

Партнеры проекта: родители, библиотекарь, учитель.

Работу дети выполняли совместно с родителями. Ведь еще Лев Выготский говорил: «В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решать более трудные задачи, чем самостоятельно».

Дети работали с толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями. Исследователи находили и записывали историю происхождения слова, его строение и значение, «слова-родственники», «друзья-синонимы», «враги-антонимы», фразеологические обороты с этим словом. Юные исследователи наблюдали, как их слово живет в русском фольклоре (в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, сказках, русских народных песнях), в названиях произведений литературы, картин художников, газет, журналов, рекламы, художественных фильмов. Кроме всего, дети должны были проявить себя в речевом творчестве, так как слово живет и в их речи. Каждый из них сочинил собственное стихотворение, рассказ или сказку, а некоторые и то, и другое, и третье. И еще один вид деятельности – жизнь слова в иллюстрациях, рисунках. Дети рисовали свои слова так, чтобы отразить их функции, показать, какую пользу они приносят.

Проект продолжался полгода. Была проделана большая кропотливая работа. Но самое главное – детям было интересно «копаться» в словарях, сочинять, выдумывать, рисовать. И они по праву гордились своим первым проектом, а это значит, что мне удалось заинтересовать, увлечь ребят русским языком. Именно такое обучение вызывает у детей радость, чувство собственного достоинства, гордость за свои удачи и желание учиться.

Елена КОПТЕВА, учитель русского языка и литературы Вохтомской основной школы Парфеньевского района, Костромская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте