Педагогика, жизнь, предназначение – мне кажется, это понятия одного уровня. Нам не справиться ни с одной загадкой в воспитании и не ответить ни на один простой вопрос школьников, пока мы не поймем, для чего сами призваны в жизнь. Мне кажется, что с последним я определилась: «Спешите делать добро». Вот я и спешу. Да, добром можно назвать те знания, которыми делится с учениками каждый из нас, добро – это походы, классные часы, семейные классные праздники… И все же не это главное. А что? Открыть, развить и сохранить в человеке человека. Мне будет не очень стыдно, если мои ученики забудут, что такое рейер (полукруглая токарная стамеска) или мейсель (резец для чистовой токарной обработки). Мне будет очень стыдно, если они пройдут мимо того, кто нуждается в помощи. Я хочу, чтобы они выросли отзывчивыми и добрыми людьми. Я действительно так думаю и живу по этим принципам.
Татьяна ГАЛАТОНОВА, учитель технологии (технического труда) лицея №87 имени Л.И.Новиковой Нижнего Новгорода
Мне интересно жить и трудиться. Мне интересно учиться – ведь я многого не знаю, а хочется узнать. Я люблю читать. Обо всем. Но свободного времени так мало, поэтому приходится ограничивать объем прочитанного хотя бы степенью необходимости получаемой информации. Я не боюсь делать то, чего не знаю. Благодаря смелости и азарту за свои 49 лет я научилась многому: могу шить, вышивать, варить обеды и сваривать швы вертикальные и потолочные, штукатурить и стричь, кидать бетон и полоть грядки, пахать мотоблоком и писать стихи, конструировать самолетную оснастку и учить детей. Учить не только строгать и пилить, клеить и резать, работать на токарном станке, но и быть людьми. Я учу детей быть добрыми и отзывчивыми, помогать друг другу не только когда тебя просят об этом, но и за миг до этого.Я, как мне кажется, строгий учитель, но дети, к моему удивлению, меня не боятся. Вероятно, они знают, что я их всех очень люблю. Я помогаю каждому, кто бежит ко мне за помощью, – починить молнию на сапоге и куртке, повесить картину в классе или нарисовать ее, приклеить подошву к ботинку или отремонтировать замок в двери. И учу детей тому же. И надпись на двери моей мастерской не «Кабинет технологии», а «Бюро добрых услуг». Это здорово, когда в школе есть такое место, где тебе помогут или хотя бы выслушают. Я учу детей уметь делать все и хотеть делать все. И не бояться пробовать делать что-то в первый раз.Поэтому мы с ребятами – участники многих конкурсов. Неоднократно были в Королеве на финале Всероссийского конкурса «Космос», участвуем в российских Чтениях им. Каплана среди старшеклассников и студентов, где лауреатами становились мои маленькие умельцы (4-6‑е классы), Международных чтениях им. Харитона, Всероссийском конкурсе «Первые шаги», Международном конкурсе по энергосберегающим технологиям «Энергия и среда обитания», Балтийском научно-инженерном конкурсе, Серафимовских юношеских чтениях и многих других. Дети сами рвутся в бой, и я этому очень рада, ведь именно этому я их учу.Очень любим финал Московского открытого детского фестиваля «От винта», проходящий на Международном авиационном салоне МАКС в Жуковском. Чтобы попасть в финал, мальчишки проходят два заочных тура и в числе 20 ребятишек со всей России представляют свои модели на МАКСе. Мы уже четыре раза участвовали в детской экспозиции авиасалона. И уже новое поколение юных техников готовится к поездке на следующий МАКС.А самое главное, что победы одних воспитанников подогревают интерес других к занятиям. Уже сейчас в кружке занимаются 70 детей.Другое наше увлечение с детьми – это кружок «ЭксперименТаниум». Основная цель – формирование исследовательских умений у младших школьников. Кружок интересен и детям, и родителям. Во время занятий, которые проходят в формате игры в науку, ребята приобретают исследовательские знания и умения: учатся искать проблемы, выдвигать гипотезы, проводить опыты, обобщать, анализировать и применять в итоге полученные знания. С этими знаниями дети приходят домой, где продолжают свои исследования теперь уже под руководством родителей.А еще в школе меня ждут 28 моих детей. Такие разные: веселые и грустные, азартные и не очень, целеустремленные и еще не определившиеся. Мой 7‑й «В». Я вижу, как они проходят трудный путь взросления. Моя педагогика не предписывает им, как жить и каким быть, она даже не выписывает рецептов воспитания. Просто мы несем друг другу добро. Они – мне, а я им.
«Урок окончен», – говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь.
Комментарии