Посольство США через свои консульства организовало заочный конкурс среди учителей истории и граждановедения регионов России, который включал в себя все направления и достижения соискателя за последние шесть лет. Нам посчастливилось войти в состав тринадцати человек, приглашенных в Америку, чтобы познакомить с опытом гражданского образования в школах США.
Какие задачи ставят учителя-граждановеды в этой стране? Они считают, что учащиеся должны знать прежде всего основы американской политической системы, основополагающие принципы американской демократии (Декларацию независимости, Положение о конфедерации, конституцию США, Билль о правах и другие документы).
А также конституцию своего штата и прерогативы местного правительства.
Их знакомят с особенностями юридической системы США, учат разрешать споры и конфликты цивилизованным путем. Из школ должны выходить готовые граждане своей страны, способные лично отвечать за свои действия, а также за дела своей общины, государства, всего мира.
На наш взгляд, американцам повезло. У них есть основательный фундамент гражданского воспитания. Томасом Джефферсоном была создана “Декларация независимости”. Произошло объединение штатов, освобождение от колониального владычества Англии. Конституция США представляет универсальную форму основного закона страны.
Вся история внушает оптимизм гражданам страны. При Аврааме Линкольне одержана убедительная победа в гражданской войне, страна спасена от распада. Во времена Франклина Рузвельта США выведены из глубокой депрессии, предопределена победа во второй мировой войне. Общепризнаны непреходящие ценности демократии. “Столпы” национального фундамента прочны. Преемственность главных принципов очевидна.
Государственную политику в США правильнее было бы назвать национальной политикой. Это в российском обиходе термин “государство” вызывает в сознании смутный образ страны-гиганта. На Западе это всего лишь система управления и ее три ветви: законодательная, исполнительная и судебная. В министерстве образования нам объяснили, что в основную задачу министерства входит обработка статистических данных. Политика управления образованием принадлежит штатам. Однако национальный характер политики ощущается везде и постоянно. Это и наглядная государственная символика, и слово “национальный” на каждом шагу (Национальная галерея, Национальный парк, национальная сборная и т.д.), и СМИ, подчеркивающие любые национальные успехи, и, на чем стоит заострить внимание, специальные программы. В финансовом плане программы поддерживаются (в каждом случае в разных пропорциях) правительством, спонсорами и самими участниками. Скажем, программа Close Up – недельное пребывание школьников в Вашингтоне. Программа “Гражданин”, трансформированная у нас в уже известную акцию “Я – гражданин России”. Программа Street Law, которую знают в России как “Живое право”. Программа “Лидер”, собирающая со всех уголков США и других стран подростков с лидерскими наклонностями и готовящая их к реализации своих задатков.
Особо хочется остановиться на этой программе. Очаровательная Эми, президент программы “Воспитание характера”, рассказала, что в современную национальную политику входит задача развития коллективистских качеств как в детских коллективах, так и в образовательных учреждениях. Довольно долгое время в США господствовала философия индивидуализма, который сейчас становится тормозом развития демократии в стране. Для вовлечения в эту программу (на финансирование которой Конгресс США выделил в 2002 г. уже не 80 млн. долларов, как в 1998-2001 гг., а 240 млн.). Предлагаются 11 принципов, которые школа должна обеспечить. Затем в результате конкурса отбирается группа школ-победителей, которые и финансируются для дальнейшей результативной деятельности по решению задачи воспитания коллектива и граждан, обладающих достаточным потенциалом и личностными качествами для социализации в демократическом обществе.
Показатели деятельности школы по воспитанию гражданина.
1. Лидерство административных работников (цель, группа единомышленников).
2. Работа с семьями ведется по программе.
3. Учителя обучаются основам воспитания гражданина. Данные аспекты учитываются на уроках по всем предметам.
4. Ценности школы (как цель): уважение, терпимость, честность.
5. В школе действуют программы развития школы.
6. Уровень преподавания иностранных языков достаточно высок.
7. Школа тесно связана с муниципальным советом и муниципальным округом.
8. По воспитанию гражданина, личности, характера всем участникам образовательного процесса предлагается широкий спектр литературы.
9. Классные часы (собрания) проводятся в малых группах, где в каждой малой группе есть взрослый лидер (или обученный шеф-старшеклассник).
10. Коллектив педагогов можно смело назвать коллективом единомышленников.
11. В школе удачно сочетаются сильная академическая сторона (обучение) и сильная система воспитательной работы.
Что отмечают все приезжающие? Чистоту, ландшафтную архитектуру, доброжелательность населения. Трудно не согласиться, что и климат, и богатство страны – замечательный фон для воспитания гражданина. Но масштаб проблем поражает не меньше. Население страны постоянно увеличивается со всеми вытекающими отсюда последствиями (жилищными, языковыми, трудовыми, образовательными). Особо остро переживаются национальные проблемы и конфликты. Семьи афроамериканцев часто многочисленные и трудные. Только в конце шестидесятых годов двадцатого века в южных штатах права афроамериканцев и белого населения были реально уравнены, даже с некоторым перекосом в сторону первых. Например, в Северной Каролине существует закон так называемого опережающего действия. Это значит, что если на одно рабочее место претендует “белый” с двумя высшими образованиями и афроамериканец с незаконченным высшим образованием, то возьмут афроамериканца.
Учебный план, как нам показалось, в американской школе мало отличается от российского. То же можно сказать о кабинетах и о зданиях в целом. Безусловно, есть отличия, которые нельзя не отметить. Во-первых, огромное, по нашим меркам, количество детей в школах: 2400-2700 человек. Во-вторых, отсутствие классов как таковых (и, естественно, классных руководителей). В-третьих, благодаря тому, что финансирование идет на ребенка, а не на класс, количество учителей и помещений без труда регулируется, плюс к тому регулируется и без того большой штат секретарей. В-четвертых, повсеместное использование компьютерных технологий. Например, в библиотечном компьютере все книги и все читатели, и благодаря штрих-коду на выдачу и прием книг уходят считанные секунды.
Мы посетили школы в городах Филадельфия (штат Пенсильвания), Портланд (штат Орегон), Шарлотт (штат Северная Каролина). Прекрасные уроки, активные открытые учащиеся, умные учителя и администраторы. Везде нам демонстрировали варианты гражданского образования, задачами которого является воспитание: лидерских и коммуникативных качеств, патриотизма, критического мышления, сострадательности, толерантности, а также коллективизма, товарищества и навыков работы в сотрудничестве с другими. В единственной частной школе (г. Шарлотт), которую мы посетили, логика изучения социальных наук выстроена с особым вниманием к задачам воспитания гражданина. В начальной школе первый класс – курс “Мой район, моя община”. Второй класс – информационный курс обо всех континентах. Третий класс – курс “Человек в обществе”. 4-й класс – курс “История, география и политика Северной Каролины”. 5-й класс – курс “История США до середины ХIХ века”.
Средняя школа. 6-й класс – курс “Ранняя западная цивилизация”. 7-й класс – изучаются два курса по полгода: “Конституция США” и “История США с середины ХIХ в. до наших дней”. 8-й класс – курс “География и культура государств и народов мира”.
Старшая школа. 9-й класс – изучаются два курса по полгода: “Система государственного управления в США”. “Экономика как наука”.
10-й класс – курс “Всемирная история”.
11-й класс – углубленные курсы по полгода: “История США” и “Государственные структуры и политика США”.
12-й класс – предлагаются программы по выбору: “Европейская история”, “Америка в годы гражданской войны”, “Введение в религию”, “Психология”, “Афроамериканская история”, “История стран Азии”, “История международных отношений”, “Введение в юриспруденцию”.
Интересен фрагмент урока учителя старших классов Дэвида Бейли из лицея им. А. Линкольна г. Портланда (штат Орегон). Обсуждался вопрос о том, стоит ли Америке вводить войска в Ирак для устранения режима Саддама Хусейна. На вопрос учителя, имеет ли право США диктовать свое мнение народу Ирака, были получены следующие ответы:
Мы являемся самым сильным государством мира, и это накладывает на нас определенную ответственность – оберегать мир во всем мире.
Поскольку мы самые сильные, то мы вправе это делать.
Мы должны влиять на мир экономическими и военными рычагами.
Мы должны совершать только хорошие поступки и в этом плане быть примером для всех.
Мы не должны быть мировыми полицейскими. Пусть народ Ирака сам решает, как быть с Хусейном.
Приведенный фрагмент показывает и собственную гражданскую позицию учащихся, и роль учителя в формировании этой позиции.
Воспитание гражданина средствами внеклассной и клубной работы. Несколько лет в городке Rock Falls (штат Иллинойс) работает Key club, состоящий из старшеклассниц местной школы. Руководит работой клуба мэр города, являющийся по совместительству учителем этой школы. Работа клуба состоит в том, чтобы оказывать максимально посильную помощь местной общине. Формы для этого выбираются самые разнообразные и даже шокирующие. Например, для того чтобы собрать больше денежных средств, девушки вместе с мэром придумывают различные способы, даже становятся время от времени добровольными “бездомными”, ночуя в коробках на самом оживленном перекрестке.
Суд присяжных или суд сверстников. Данную форму работы мы увидели в старшей школе г. Стерлинга (штат Иллинойс), где по предложению местного полицейского участка был организован школьный суд сверстников как форма и промежуточное звено суда присяжных. Он призван рассматривать дела учащихся школы, совершивших различные виды нарушений, в том числе воровство и сексуальные домогательства. В качестве наказания избирается публичное покаяние или общественные работы сроком до 1 месяца. Учащиеся, как правило, обращаются в этот суд добровольно, избегая тем самым более сурового наказания в обычном суде.
Программа “Посредник” (“Ментор”). В этой же школе учащиеся занимаются посреднической деятельностью, помогая разрешать конфликты среди сверстников. Конфликты в ученической среде выявляются в основном педагогами, а также наблюдателями из числа учащихся. Данная работа поощряется администрацией школы, организуя подготовку группы учащихся на специальных семинарах.
Любая общественная деятельность подростков имеет положительный отклик среди населения и поощряется на государственном уровне. Дети имеют отметку в аттестатах и льготу для поступления в вузы.
Альтернативные выборы. В г. Шарлотт (штат Северная Каролина) во время избирательной кампании по выборам президента, губернатора, законодательных и местных органов власти проводится специальная работа среди школьников – устраивается конкурсная коллективная защита лозунгов кандидатов. При этом класс делится на группы, каждая из которых собирает необходимый материал из программы “своего” кандидата, проводит его презентацию и участвует в дебатах с другими группами учащихся. В день выборов учащиеся первых – двенадцатых классов вместе с родителями идут на избирательные участки и опускают свои бюллетени в отдельные урны. Голоса детей подсчитываются, обнародуются, анализируются. Выбор школьников, естественно, не имеет юридической силы. Результаты голосования детей могут значительно отличаться от официальных результатов выборов, но очевидно, что этой инициативой педагоги решают актуальные национальные задачи – повышение явки избирателей и, что очень важно, воспитание политической активности и ответственности молодых граждан.
Елена КРАСИЛЬНИКОВА,
Юрий НОСЕНКО,
учителя истории, правоведения и обществознания
Комментарии