Известно, что эмбрион человека за время пребывания в утробе матери проделывает примерно тот же путь развития, что и все человечество в процессе эволюции. Вначале он похож на эмбрион рыбы, потом – ящерицы, далее – на зародыша млекопитающих и наконец обретает человеческие формы. Нечто подобное имеет место или по крайней мере должно иметь и в воспитательном процессе.
Для нормального, полноценного формирования личности необходимо краткое повторение эволюционно-исторической ветви “взросления” своей популяции. Имеется в виду, конечно, не перевоплощение из низших существ в более высокоорганизованные, а просто возможность хотя бы немного пожить в тех же условиях, через которые прошел гомо сапиенс в процессе восхождения к высотам цивилизованности. Резкий же скачок от пеленок до компьютера у субъекта воспитания повышает риск обзавестись какими-либо аномалиями, отклонениями, заболеваниями.
К таким выводам и заключениям нас привело изучение возрастной динамики влечений, потребностей, интересов и подсознательных установок развивающейся личности.
Всему свое время
Вначале ребенку нравится плескаться в воде, затем – копаться в земле, песке, глине, чуть повзрослевшего тянет к огню. Дети могут часами созерцать языки пламени, исходящие, например, от костра. Им нравится пища, приготовленная на огне, с дымком. Дошколята любят взбираться на деревья, столбы, шесты.
В старшем возрасте у ребенка пробуждаются строительные потребности. Но ему гораздо приятнее сооружать какие-либо примитивные, доисторические жилища: пещеры, землянки, шалаши (даже на деревьях), чем заниматься сбором современных построек, например, из деталей конструктора. В этом же возрасте дети любят смотреть фильмы о приматах, а в подростковом зачитываются книгами или увлекаются фильмами об индейцах.
И особенно дети на всем протяжении своего взросления тянутся к живым существам, братьям нашим меньшим. Вначале – к рыбкам, потом – к черепашкам, хомячкам, затем – к кошкам и собакам. А подростки без ума от лошадей!
А сказки, которые так любят наши детки? Ведь героями в них являются чаще всего зверята, только несколько очеловеченные. В сказках животные и люди как бы отождествляются – и это запрос детей. В раннем детстве вообще животных воспринимают на полном серьезе: разговаривают с ними, обижаются на них и зачастую подражают им.
Усатые няни нужны
Родителям не следует противиться тяге детей к нашему далекому прошлому. Чтобы ребенок сделал шаг или два вперед, ему полезно иногда хотя бы на полшага отступить назад, как бы для разгона.
Речь идет, конечно, о разумных дозволениях, не давать же ребенку вместе с игрушками спички.
Укорачивать этот природоцелесообразный “эволюционный” период в развитии не желательно, к примеру, рано отдавать в школу – с шести лет.
Семьям, где растут дети, неплохо обзавестись какой-либо живностью, например котятами или щенятами. У них очень сильны игровые, двигательные, поисковые, познавательные инстинкты. Если ребенок в семье один, что характерно для современных браков, то он зачастую сетует: “…у меня братишки нет, у меня сестренки нет…”. Поэтому четвероногий дружок ему особенно нужен. Иначе с кем же ребенку играть дома, а значит, развиваться!
Четверолапые питомцы – эти усатые няни могут сформировать у малышей многие ценные качества. Дети, как было сказано, относятся к ним почти так же, как к людям. А в межличностных отношениях существует такой закон. Как “А” относится к “В”, так в конце концов и “В” будет относиться к “А”. Многие собаки по отношению к человеку преданные, верные, благородные, оберегают его, многое могут простить хозяевам, особенно маленьким. А кошки – ласковые, нежные… вертихвостки. У них сильно развиты чувство дома, потребность в соучастии.
Эти качества могут перейти к детям. А по большому счету ребенок в процессе общения с животными учится бережно относиться к ним, начинает со временем понимать: хоть “… у кошки четыре ноги… но трогать ее не моги…”.
…Особенно девочкам
Кошки и котята очень нужны семьям, где растут дочери. Девочка – это будущая мать. А у женщин материнские чувства пробуждаются очень рано (у мужчин же отцовские – в зрелом возрасте), не случайно поэтому главной, любимой игрушкой у девочек является кукла.
Котенок посложнее любой куклы, он максимально напоминает человеческое дитя. За ним надо ухаживать, кормить, лечить, изучать повадки и приучать к порядку, т.е. воспитывать.
Коль уж у девочки рано пробуждаются материнские чувства, так пусть она так же рано побудет в роли воспитательницы.
Наиболее интенсивно ребенок воспитывается, когда он, как говорят, “поперек лавки укладывается”.
Большое воспитывающее значение имеет для девочки и наблюдение за материнским поведением кошки, за тем, как она кормит своих котят, умывает, оберегает, переносит в теплое безопасное место, воспитывает.
Кошка ко всему прочему – существо ночное, и зачастую требует к себе внимания, когда семья спит. Ничего страшного не произойдет, если девочки постарше иногда будут подниматься с постели… Это способствует формированию у них волевых качеств. Ведь сколько сегодня молодых женщин не желают рожать лишь из-за боязни дискомфорта и бессонных ночей!
К сожалению, немало еще мамаш, которые брезгливо относятся к любой живности и воспитывают такое же отношение у своих детей. Причем некоторые даже гордятся этим, вот, мол, моя дочь “… и на кошек ноль внимания, вот это воспитание…”!
Как-то проверяя дипломные работы своих студентов, столкнулся с данными социологического опроса молодых женщин, оставивших своих новорожденных малышей в роддомах. Среди биографических данных у них ярко выделяется такой факт: у многих в детстве не было никаких четвероногих друзей, а у тех, у кого были, с их питомцами случались какие-нибудь несчастья.
Вот некоторые фрагменты из высказываний респонденток:
“В детстве я однажды принесла домой котенка, а моя мама выбросила его на улицу, на мороз!”, “Наша бабушка топила котят у нас на глазах!”, “Мой старший брат сажал котят на доску, пускал по озеру, а затем стрелял в них из ружья!”
Творец – друг животных
Конечно, немало людей, которые очень трепетно относятся ко всему живому. Чаще всего это люди с очень высокой и глубокой чувствительностью. Ну а уж самыми большими любителями четверолапых являются творческие работники: писатели, поэты, артисты, композиторы… Например, у Юрия Антонова в доме аж 15 кошек и 4 собаки! Объясняется это, по-видимому, не только тем, что они – люди сверхчувствительные, гуманные, но и тем, что творческий работник – это ведь постоянный субъект роста, так же, как эмбрион или формирующаяся личность, а значит, тоже нуждается в разгоне, то есть периодическом возвращении в наше эволюционное прошлое.
Можно заметить, что взаимная тяга людей и животных друг к другу усиливается с наступлением холодов – это действуют сложившиеся веками биоритмы: все живое начинает тянуться к теплу.
Неплохо бы в связи с этим нам, взрослым, подумать над тем, чтобы наши дети не были свидетелями того, как замерзают котята или щенята на морозе.
Юрий ФИСИН,
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ИСПО РАО, Казань
Комментарии