Важным элементом знакомства с искусством является самостоятельная художественная деятельность ребенка. Например, занятие лепкой, процесс создания скульптурного произведения.
Чтобы не отпугнуть ребенка от занятий, нельзя ставить перед ним непосильную задачу, которую он на данном этапе не способен выполнить. Ребенок должен чувствовать, что у него все получается, тогда он сохранит интерес к дальнейшему освоению предмета. Дети четырехлетнего возраста должны работать по определенному образцу, а чем старше и опытнее они становятся, тем больше творческой свободы им должно предоставляться.
Метод, который помогает ребенку преодолеть робость, я почерпнула из информации об интересном приеме, который используют в студии при Третьяковской галерее: дети создают скульптуру сами. Для этого один из них становится скульптором, а другой материалом, из которого создают скульптуру. Скульптор ставит скульптуру в определенную позу, находит необходимое движение рук, ног, головы, добиваясь нужного образа. Дети с удовольствием исполняют обе роли. И что самое главное – подобные игры побуждают детей к активной деятельности.
Когда ребенок начинает понимать, как можно добиваться разных положений скульптуры, мы постепенно акцентирует его внимание на том, что образ может иметь разный характер, настроение. Работая над «Танцующей девочкой», юные ваятели сумели передать сущность образа ее мимикой, и их девочки улыбаются или очень сосредоточены.
На теме «Птицы» детям было дано задание загадать объект, не говоря об этом никому, чтобы впоследствии все смогли узнать изображение. Для детей это игра, а мы преследовали простую цель – путем выразительных средств передать образ задуманной птицы. И многие с этим справились. Мы увидели голубя, попугая, воробья, утку. В данном задании отсутствовал образец. Дети могли пользоваться только полученными ранее знаниями и проявлять творчество.
Постепенно дети накопят знания об особенностях творческой работы. Каждое последующее занятие будет закреплять полученные навыки, практические умения и давать новые. Главное – затронуть чувства детей, и тогда многое получится.
Светлана КАМИНА, воспитатель школы №1678 «Восточное Дегунино»
Комментарии