Цели:
1. Воспитание уважения и любви к своей семье, родному городу, краю, стране.
2. Использование понятий, с которыми учащиеся знакомились в начальной школе (страна, малая и большая Родина).
3. Закрепление темы “Права и обязанности гражданина” на основе повторения Всеобщей декларации прав человека.
4. Развитие творческих способностей учащихся.
5. Пропаганда лучших семейных традиций как основы развития личности человека.
6. Изучение краеведческого материала.
Техническое оснащение:
1. Творческая работа учащихся “Семейный альбом”.
2. Сочинения учащихся “Почему я люблю свой край?”.
3. Выставка “Музей семейных реликвий”.
4. Материалы местной печати.
5. Учебник “Ваши права”.
6. Я.Соколов. Граждановедение. 5-й класс.
7. Документальный фильм о Муроме.
8. Ватманский лист, цветные карандаши, фломастеры, клей, кнопки, ножницы.
Использование технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания.
1. Создание положительного эмоционального настроения на работу всех учеников.
2. Активизация творческой и познавательной деятельности.
3. Стимулирование учеников к самостоятельному выбору способов выполнения задания.
4. Использование творческих заданий, выполнение коллективной творческой работы.
5. Опора на личный опыт ученика и его знания.
6. Поощрение не только правильных ответов, но и их оригинальности, инициативности, самостоятельности; анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся.
7. Создание ситуации успеха.
Ход урока
I этап
Учитель: Уважаемые ребята! Сегодня 18 апреля 2001 года. Этот день объявлен ООН Международным днем охраны памятников. Памятники – это хранилища истории, культуры, традиций. Это наша память о предках и уважение к ним. Каждый уважающий себя человек должен охранять памятники, беречь память о прошлом и вечном. В ст. 44 ч.3 Конституции РФ говорится, что “каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры”. Вы уже обратили внимание на нашу выставку “Семейные реликвии”. Это наше общее творческое дело, в которое мы вложили свою душу и сердце. Как вы думаете, ребята, почему эта выставка трогает нашу душу? (Здесь ценные вещи близких нам людей; реликвии, которые рассказывают об интересных событиях жизни предков; через эти вещи перед глазами встают судьбы этих людей; через них мы узнаем об истории Родины и т.п.). Вы все бережно храните семейные реликвии, любите рассказывать об истории своих семей, счастливых днях и праздниках, семейных традициях. Доказательством этого являются ваши “Семейные альбомы”, к составлению которых вы так ответственно и творчески подошли. Теперь они тоже рассказывают об истории ваших семей. Так любите и уважайте так же преданно общенациональные памятники истории и культуры. Берегите их и помните, что они “преданья старины глубокой, следы давно минувших лет…”. Мы с вами в классе не случайно сели за один общий “круглый стол”. Мы, как большая дружная семья, будем трудиться сообща. Чувствуя поддержку друзей, мы будем активными и уверенными. Значит, мы не зря проведем сегодня время на уроке.
II этап
Учащиеся, участвуя в диалоге с учителем, подходят к формулировке темы урока. При этом они работают со схемой в тетради, а учитель на доске:
НАЗВАНИЕ СТРАНЫ
╜
НАЗВАНИЕ ОБЛАСТИ
╜
НАЗВАНИЕ ГОРОДА
╜
НАЗВАНИЕ УЛИЦЫ
╜
ДОМ N…
Учитель: У каждой семьи есть свой дом. В каком доме вы живете? Кто живет в деревянном доме? Кто – в каменном? У кого из вас девятиэтажный дом? У кого – пятиэтажный?
Не важно, в каком доме мы живем, важно, что мы любим его. Почему мы любим свой дом? (Мы в нем живем; здесь жили наши предки; я здесь родился; здесь у меня есть друзья и т.п.).
Давным-давно появилась такая поговорка: “Мой дом – моя крепость”. Что она обозначает? Ответить на этот вопрос вам поможет ст.12 Всеобщей декларации прав человека. Если вы затрудняетесь вспомнить содержание этой статьи, воспользуйтесь своим учебником из начальной школы “Ваши права” – право на жилище.
На какой улице расположен ваш дом? (Учитель столбиком на доске записывает названия улиц).
Улица Филатова
Улица Московская
Улица Советская
Улица Кленовая
Улица Автодора
Улица Куйбышева
Улица Сурикова
Улица Щербакова
Кто из вас знает об истории названия вашей улицы? (Ученики отвечают, используя материал опережающего домашнего задания).
Один из ребят выходит к доске и говорит: “Улица Московская известна всем. Поднимите руку те, кто ни разу по ней не ходил. А что это вы все по ней ходите, ваши дома стоят на других улицах. Вот по ним и ходите. А по Московской нечего ходить! Это моя улица!”
Учитель: Ребята, прав ли Антон, запрещая нам ходить по улице Московской? Почему вы так считаете? Поможет ответить вам на этот вопрос ст.13 Всеобщей декларации.
Итак, у каждой семьи есть дом, улица. А что объединяет все наши семьи? Мы живем в одном городе, на одной земле.
Как называются люди, живущие на одной земле, в одном крае? (Земляки).
Все присутствующие здесь люди – земляки, муромцы. Объединяет нас наша малая родина – муромская земля и владимирский край.
Просмотр видеофильма о Муроме.
Ребята, как бы вы назвали тему сегодняшнего урока?
Записываем в тетради и на доске тему урока: “Мой дом, моя улица, мой город”. Учитель предлагает создать в классе свою газету о родном городе. Все вместе думаем о ее названии. Затем выбираем редакторов. Они занимают специально приготовленное место для творческой работы и приступают к выполнению задания прямо в классе. У них на столе есть общие рекомендации по оформлению газеты. Затем в конце урока предлагаю закончить редакторам эту работу дома. А ребята должны им помочь.
Отличным материалом для газеты являются ваши вольные сочинения, которые вы писали на уроках граждановедения на тему “Почему я люблю свой город?”.
“Я люблю свой город, потому что в нем родилась. Он очень древний город с богатой историей и традициями”.
“Я очень люблю свой город. В нем много зелени, стоит он на красавице Оке. Муром входит в Золотое кольцо России”.
“В городе Муроме я со своими родителями живу 11 лет. Мне кажется, что мой город самый красивый”.
“Я счастлив оттого, что живу на земле, которая дала нашей Родине великих граждан – ученых Зворыкина, Жадина, Губкина, художника, академика живописи Куликова, патриота города Ермакова. На нашей земле родилась мать А.С.Пушкина”.
“Я очень горжусь своим городом. В нем живут добрые и трудолюбивые люди”.
А теперь настало время представить наших гостей.
Этот человек прожил интересную и бурную жизнь. Школа, армия, летное военное училище, военная служба. За 9 лет совершил более 350 дневных и ночных полетов. Ушел из армии в звании старшего лейтенанта. Продолжил свою работу помощником машиниста на железной дороге. Внучка учится в нашем классе. Приветствуйте: Настя Лапчак и ее дедушка Лапчак Александр Васильевич.
Другой гость, а вернее, гостья училась в школе N 5, затем в педагогическом институте. Работала учителем начальных классов, социальным работником, уже 5 лет работает в Муромском историко-художественном музее методистом экскурсионно-просветительского отдела. Квалифицированный специалист, любящий свое дело, хороший экскурсовод. Добрый, отзывчивый и обаятельный человек – Бубнова Елена Анатольевна.
Ребята, сегодня у нас в гостях лучшие педагоги города, беззаветно преданные своему делу, лучший подарок для которых – отличные ответы учеников!
Жизнь в нашем родном городе бурлит и сегодня, потому что в нем живут такие хорошие люди! Что вы узнали о современном Муроме из газетных публикаций? (Опережающее домашнее задание: продолжи предложение “Я узнал из газеты…(название газеты) то, что в Муроме…”). Молодцы!
III этап.
Домашнее задание
Но не все так хорошо у нас в городе. Многие люди забывают о своих обязанностях перед обществом, и возникают проблемы. Какие это проблемы? Безработица, экология, пьянство, преступность и т.п.
Как разрешить эти проблемы – над этим вопросом думают взрослые люди. Но иногда интересно и полезно познакомиться с мнением подрастающего поколения, которому жить в нашем городе. Предлагаю выполнить дома творческое задание по выбору:
1. Продолжи мысль: “Если бы я был мэром города, то…”
2. Составить памятку горожанина “Мои обязанности перед родным городом”.
IV этап.
Подведение итогов урока
Какие чувства вы испытывали сегодня на нашем уроке?
Что понравилось и заинтересовало?
Кто был, по вашему мнению, самым активным?
Чьи мысли и высказывания были самыми интересными?
Людмила ХРАПЦОВА,
учитель истории и граждановедения
Муром,
Владимирская область
Комментарии