В декабре 2002 года в Архангельской областной организации профсоюза была создана правовая инспекция труда. На страже интересов педагогов стоят 2 штатных юриста и более 86 внештатных правовых инспекторов – председатели районных, городских организаций профсоюза или члены выборных профсоюзных органов. О том, как все начиналось и каких успехов удалось добиться, рассказывает Нина ПЛОТНИКОВА, главный правовой инспектор труда областной организации:
– Для того чтобы решить одну из главных задач профсоюза по защите трудовых и социально-экономических прав и интересов работников, необходимо иметь на местах грамотный актив. Он должен обладать правовыми знаниями и практическими навыками по профилактике возникновения трудовых споров, их разрешению и восстановлению нарушенных прав работников.
С этой целью в начале 2003 года был проведен семинар-практикум по обучению внештатных правовых инспекторов. Для лучшего усвоения материала и получения практических навыков для актива были организованы ролевые игры, работа в экспертных группах, тестирование.
Большую помощь на местах оказывают изданные областным советом профсоюза информационные бюллетени, в которых помещены:
• макет коллективного договора;
• методические рекомендации по заключению коллективного договора, использованию прав выборных профсоюзных органов, гарантированных Трудовым кодексом РФ;
• примерная форма трудового договора с педагогическим работником.
Неоценимую роль сыграли практические рекомендации по организации работы правовой инспекции труда, опубликованные в информационном бюллетене № 24. В нем были помещены Положение о правовой инспекции профсоюза с приложением всех форм документов, оформляемых по итогам ее работы, памятка по проверке соблюдения трудового законодательства в образовательных учреждениях, в том числе в части оплаты труда, примерные формы доверенности на представление в суде интересов члена профсоюза, некоторых исковых заявлений, жалоб, обращений в Гострудинспекцию.
Проведенная организационная работа позволила за 2003 год комплексно по всем вопросам соблюдения трудового законодательства проверить 228 образовательных учреждений.
При наличии серьезных нарушений, носящих массовый характер, областной совет профсоюза направляет материалы в Государственную инспекцию труда и органы прокуратуры. Чаще всего они правильно реагируют на обращения профсоюза и выносят органам местного самоуправления, управления образованием, руководителям учреждений предписания, обязательные для исполнения.
В Верхнетоемском районе не предоставлялось бесплатное жилье и льготы на коммунальные услуги педагогам ДЮСШ. Это право было восстановлено прокуратурой по обращению профсоюза.
В Лешуконском районе с помощью прокуратуры предотвращены попытки взимания налога с ветеранов педагогического труда на доход, который они получают от предоставления им коммунальных льгот.
Обращение в прокуратуру Мезенского района по поводу нарушения статьи 318 ТК РФ в отношении воспитателя М.Коршаковой, уволенной по сокращению численности работников еще в январе 2004 года, закончилось ее восстановлением на работе и выплатой всех причитающихся ей средств.
По инициативе правового инспектора Архангельской городской организации профсоюза в апреле 2004 года прокуратура области опротестовала некоторые положения Порядка и условий предоставления ежегодных дополнительных отпусков работников с ненормированным рабочим днем, установленных для муниципальных учреждений мэром Архангельска. В настоящее время этот нормативно-правовой акт органа местного самоуправления приведен в соответствие с законом.
Совместная работа органов прокуратуры и профсоюза позволила положительно решить ряд острых проблем, которые не решались в последние годы. Например, за счет областного бюджета 2003 года на погашение задолженности по выплате педагогам денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию было направлено 37 миллионов рублей. Наряду с активным обращением работников образования в суд это позволило существенно снизить, а по ряду районов и городов ликвидировать долги. В областном бюджете 2004 года были предусмотрены средства на выплату оставшейся части долга в объеме 40 млн. рублей.
Под нажимом профсоюза и органов прокуратуры в бюджетах муниципальных образований на 2003 и 2004 годы были предусмотрены средства на оплату проезда работников к месту отпуска и обратно, на предоставление льгот по коммунальным услугам, на оплату командировочных расходов.
Наметившаяся положительная тенденция в решении этих проблем, конкретные шаги, предпринятые властными структурами, позволили ряду муниципальных образований в полном объеме выполнять свои обязательства перед работниками отрасли. В качестве примера можно привести города Архангельск, Новодвинск, Котлас, Коряжму, Котласский, Онежский, Приморский районы и другие.
Хорошие деловые отношения у нас сложились с Государственной инспекцией труда. При планировании работы намечаются совместные проверки отдельных учреждений и районов (городов), откуда чаще поступают жалобы и обращения работников и профсоюзного актива.
По предписанию Государственной инспекции труда хлораторщики бассейнов общеобразовательных учреждений Северодвинска стали получать полагающееся им бесплатное молоко, а в Приморском государственном университете предотвращено снятие компенсационных доплат за вредные условия труда с работников, рабочие места которых оказались неаттестованными.
Гострудинспекция привлекла к административной ответственности 10 руководящих работников органов управления, школ, детских садов, работа которых была проверена по предложению областного совета профсоюза. Как правило, это руководители, допустившие грубые нарушения трудового законодательства, в том числе и в отношении прав профсоюзных выборных органов.
По-прежнему профсоюзные комитеты редко обращаются в Гострудинспекцию по вопросам признания недействительными локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, утвержденных руководителями без учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа с нарушением процедуры, предусмотренной ст. 372 Трудового кодекса РФ. Для оказания помощи в этом вопросе правовая инспекция труда еще в 2002 году издала специальный информационный бюллетень, а в 2003-м оформила в виде схем всю процедуру учета мнения профсоюза.
Реалией сегодняшнего дня стала работа областной и территориальных профсоюзных организаций по участию в нормотворческой деятельности. Используя формы согласования и совместной подготовки проектов нормативно-правовых актов, областной совет стремится закрепить в них уже достигнутые уровни прав и гарантий и предусмотреть дополнительные, улучшающие положение работников.
Так, областной совет профсоюза принимал участие в разработке проектов законов «Об областном минимуме оплаты труда на территории Архангельской области», «О внесении изменений и дополнений в областной Закон «Об образовании». На уровне районов и городов в разработке правовых актов органов местного самоуправления участвуют председатели районных (городских) организаций, выборные профсоюзные органы.
В основе конструктивного взаимодействия всех ветвей власти и профсоюза лежит работа по заключению отраслевых соглашений, а на уровне учреждений – коллективных договоров.
События осени 2002 года, когда резко снизились размеры надтарифного фонда (до 12-15%), и активные коллективные действия, организованные профсоюзом в областном и районных (городских) центрах, стали убедительным уроком для законодательной и исполнительной властей. Поэтому еще на стадии подготовки нового областного соглашения представители совета профсоюза были включены в состав рабочих групп по разработке примерных типовых штатов образовательных учреждений Архангельской области и порядка формирования средств и условий применения компенсационных и стимулирующих выплат, которые были утверждены в последующем распоряжением главы администрации области. При разработке этих двух важнейших нормативно-правовых актов в полном объеме были учтены предложения нашего профсоюза и его правовой инспекции.
3 июня 2003 года завершилась работа над отраслевым соглашением на 2003-2005 годы. Его неотъемлемой частью являются 11 различных приложений, в том числе перечень профессий и должностей работников образовательных учреждений, которым предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, за вредные условия труда, перечень работ с вредными и (или) опасными условиями труда, за выполнение которых устанавливаются доплаты в размере до 12% тарифной ставки (оклада).
В рамках выполнения данного соглашения с января 2004 года в штаты образовательных учреждений введены должности заместителей по охране труда, технике безопасности и укреплению здоровья участников образовательного процесса, документоведов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов. Увеличилось количество работников учебно-вспомогательного персонала, особенно по детским домам и школам-интернатам. При формировании фонда оплаты труда на 2004 год был предусмотрен надтарифный фонд для общеобразовательных учреждений в размере 25%, для других учреждений – 15%.
С 1 сентября 2003 года за счет областного бюджета выпускникам высших и средних профессиональных учебных заведений установлена надбавка до 10-го (9-го) разряда ЕТС на первые три года работы. С 1 апреля 2004 года установлены ежемесячные доплаты мастерам производственного обучения учреждений начального профессионального образования (от 300 до 600 рублей). С 1 января 2004 года производится ежемесячная доплата в размере 500 рублей к пенсиям неработающих педагогов, имеющих звание «заслуженный» или «народный».
Ежегодно работникам образовательных учреждений выплачивается материальная помощь в размере должностного оклада. А при выходе на пенсию – единовременное выходное пособие в размере трех окладов. Этот перечень дополнительных льгот и гарантий можно продолжить, хотя он не настолько широк, как бы нам хотелось.
Заметно активизировалась в области работа по заключению районных (городских) соглашений и коллективных договоров.
Этому способствовал и областной конкурс на лучший коллективный договор, итоги которого были подведены на заседании президиума областного совета 26 мая 2004 года. Лучшим признан коллективный договор детского сада № 4 «Дюймовочка» Вельска.
В связи с включением в соглашение обязательства о сохранении порядка, условий и норм предоставления льгот педагогам сельской местности и рабочих поселков удается удерживать прежний уровень этих прав и гарантий. Хотя в связи с Федеральным законом РФ от 06.05.03 г. № 52 администрации районов предпринимали попытки по снижению норм топлива, предоставлению бесплатного жилья только на социальную норму, полагающуюся на самого педагога без учета членов его семьи.
Все эти попытки были пресечены благодаря профсоюзу, который обратился в областную администрацию, собрание депутатов, органы прокуратуры. Неоценимую помощь в этом нам оказал опыт республиканской профсоюзной организации Хакасии, опубликованный в газете «Мой профсоюз» за 18 марта 2004 года.
Соглашения, коллективные договоры способствуют регулированию наиболее сложных вопросов, возникающих в процессе трудовых правоотношений, являются профилактическим средством, устраняющим причину возникновения споров, позволяют закрепить права и гарантии профсоюзных выборных органов.
Растет правовая грамотность руководителей и профсоюзного актива. Этому способствует работа профсоюза, правовой инспекции, так как во всех посещаемых территориях проводятся двухдневные семинары, встречи с коллективами, издаваемые информационные бюллетени направляются в каждое образовательное учреждение.
Значительно уменьшилось количество трудовых споров, рассматриваемых в судебных органах. Большая часть исковых требований связана со взысканием денежных компенсаций на книгоиздательскую продукцию, на проезд к месту отдыха и обратно, командировочных расходов, коммунальных услуг.
Для оказания практической помощи членами профсоюза правовая инспекция разрабатывает формы исковых заявлений и других документов, связанных с судебным разбирательством, которые направляются в районные (городские) организации профсоюза.
Особенно необходима наша помощь педагогам в решении вопросов, связанных с назначением досрочной трудовой пенсии. За 2003 год было рассмотрено 112 подобных гражданских дел, в которых приняли участие правовые инспектора труда.
До 22 января 2004 года мы не проиграли практически ни одного дела о включении в стаж для досрочной пенсии определенных периодов работы, в том числе и периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком, использованных педагогами до 6 октября 1992 года.
В январе суды первой инстанции, выполняя рекомендации областного суда, стали принимать противоположные решения по данным отпускам. Ряд дел было пересмотрено, предыдущие решения судов были отменены. По одному делу в Вилегодском районе даже было вынесено определение суда о взыскании с учителя 34 тысяч рублей, которое нам удалось отменить. Никакие доказательства, приводимые нами в судах, положительного результата не давали до 11 мая 2004 года. С этой даты отделение Пенсионного фонда РФ признало право педагогов на включение этих спорных периодов в стаж для досрочной пенсии.
Комментарии